20:01

Судьба туркменского алабая

СУДЬБА ТУРКМЕНСКОГО АЛАБАЯ

С незапамятных времен мир восхищается красотой, силой, мощью туркменских алабаев. Благородная, царственная осанка и вместе с тем бесстрашие и стойкость прославили туркменских алабаев далеко за пределами родной земли. Они не только предмет особой гордости туркменского народа, но и его бесценный вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Туркменский алабай, наряду с ахалтекинским скакуном, является живым символом туркменского народа. Это легендарная порода, споры вокруг которой не утихают и в наши дни. Как удалось туркменскому народу вырастить и сохранить в чистоте самую древнюю породу собак, разведением которой занимаются в России, Германии, Англии, Центральной Азии, на Кавказе, в США, во Франции, Турции, Иране, Афганистане, Японии и во многих других странах мира?!
Испокон веков предки туркмен пасли стада мелкого и крупного рогатого скота на обширных пастбищах Центральной Азии. Для охраны их от крупных хищников нужна была крупная собака, не боящаяся волков. Приняв эстафету от природы, наши предки добросовестно потрудились над эволюцией собаки. В результате кропотливой работы была выведена крупная порода собак - протоалабай.
Природа наделила туркменского алабая такими особенностями, как огромная сила, непробиваемая шкура, мощные челюсти, хорошая дыхательная система, а постоянные схватки с хищниками оттачивали его боевое искусство до совершенства. Но, несмотря на его грозный вид, все-таки, удалось вывести доброжелательную по отношению к человеку собаку.
Огромные пространства Каракумской пустыни, зани­мающей практически всю территорию Туркменистана, горные хребты на юге страны, суровый климат, скудная пища, постоянная борьба с хищниками сформировали внешний облик и характер туркменского алабая, сделав его первым другом человека, который высоко оценил его силу, выносливость, неприхотливость, бесстрашие, инстинкт уверенного в себе бойца, умеющего быть и сторожем.
Следы существования протоалабаев встречаются на самых древних поселениях Туркменистана. На поселении Джейтун, что в 28 км к северозападу от Ашхабада (датируется VI тыс. до н.э.), найдены останки собаки, мощная челюсть которой свидетельствует о том, что предки туркмен еще 8 тысяч лет назад вывели крупного догообразного протоалабая, пригодного для охраны стад и способного переносить длительные переходы.
В древнейших захоронениях (оссуариях) Куняургенча были найдены керамические сосуды с костями людей и собаки, что говорит о том, с каким почтением относились предки туркмен к собакам.
В позднескифских некрополях также неоднократно встречались захоронения собак. Так, в одном из позднескифских захоронений, находились три скелета собак: один на полу рядом с погребениями лошадей, другой - вместе с захоронением мужчины, а третий - как страж у дверей гробницы на притолоке.
У древних предков туркмен собака, занимая важное место в религиозных представлениях, считалась священной. Например, священная птица Симруг иногда изображалась с собачьей головой.
Сохранились и названия этнонимов: копек (кобель), ит (собака), барак (сторожевой пес). По представлениям древних насельников Туркменистана, деву, переводящую праведника в рай, сопровождают две собаки.
Важное место отводилось собаке и в зороастризме. В священной книге зороастрийцев Авесте (II тыс. до н.э.) содержатся перечисления всех достоинств собаки и, устами Заратуштры утверждается, что «мир существует, благодаря разумности собаки». Согласно ей, собака являлась проводни­ком человеческой души через мост Чинвад в загробное царство. В ней же говорится, что собаку создал «о Заратуштра, я, Ахура-Мазда (верховное божество), одетую в свою одежду, обутую в свою обувь, бодрствующую, острозубую, получающую долю мужа для охраны мира».
У туркмен в зодиакальном календаре (муче), состоящем из двенадцатилетнего цикла, год собаки является предпо­следним по счету. В связи с этим существует туркменская поговорка: «Засевай в год Собаки, а в год Свиньи собирай урожай».
Даже собачья шерсть считалась священной. Считалось, что она защищает от злых духов. Поэтому тебибы (знахари) заговаривали собачью шерсть и соль, а затем зашивали их в амулеты треугольной формы (тумар). Тумар крепился на рубашках и тюбетейках детей, а женщины носили их на ногах.
С древних времен алабай у туркмен почитался настоль­ко, что бить собаку считалось грехом. Не зря ведь туркменская пословица гласит: «Бьешь собаку - овцам она не охрана». В ней отражено отношение туркмен к алабаю (и собакам во­обще), служащему для народа мерилом, прежде всего, цен­ностей духовных, нежели материальных. На поселении Алтын-депе (Южный Туркменистан) в слоях энеолита, ранней и развитой бронзы обнаружены десятки фрагментов костей собак, которые принадлежали крупным и средним особям, обладающим массивной короткой мордой и мощными челюстями. Найденные в тех местах терракотовые статуэтки изображают собак очень крупного сложения с массивной укороченной мордой. У некоторых фигурок животных, вылепленных с большим искусством и отличающихся реалистичностью, уши и хвосты купированы (этот обычай сохранился до наших дней).
В некрополе Гонура вместе с захоронением людей были обнаружены скелеты 2-х собак, строение костей которых идентично нынешним туркменским алабаям. Так, например, в захоронении Т-1172 был обнаружен скелет двенадцатилетнего мальчика рядом со скелетом собаки. Учитывая тот факт, что детей не считали активными членами общества, и их не хоронили на некрополе Маргианы, присутствие там двух захоронений собак может означать то, что эти два протоалабая являлись полно­правными членами общества, то есть, и в те времена к алабаю относились с большим почтением, а также, чтобы они защищали детей в загробном мире от злых духов.
В 2003 году в Туркменистане под руководством итальянского профессора Г. Росси Осмида проводились археологические раскопки на территории некрополя оазиса Аджи-Куи (70 км от г. Мары). В секторе №3 были обнаружены два захоронения Т-32/03 и Т-80/03, которые содержали останки двух собак крупной породы.
Захоронение Т-32/03: могильник эллиптической формы, размером 166x189 см и 38 см в глубину. На дне обнаружены следы угля. Животное лежит на правом боку по оси север-запад, голова повернута на запад. Передняя левая лапа, лежащая поверх правой, согнута в суставе и практически касается челюсти скелета. Рост животного в холке составляет 58,2 см, длина морды - 7,7 см. Сохранились только два спинных позвонка.
Захоронение Т-80/03: могильник эллиптической фор­мы, размером 178 х 200 см и 42 см в глубину. Животное лежит на левом боку по оси запад - восток, голова повернута на восток. Передние лапы вытянуты вперед (правая над левой). Задние же изогнуты, как при беге. Рост животного в холке составляет 69 см, длина морды - 6,2 см. Сохранилась лишь задняя часть позвоночника длиной 15 см. Его хвостовая часть располагается вдоль спины. Это указывает на то, что животное было захоронено со свернутым к верху хвостом.
После проведения радиокарбонного анализа в лабо­ратории университета имени Адама Мицкевича (г. Познань, Польша) было установлено, что захоронение датируется 2400-2220 гг. до н.э.
На основании проведенных исследований итальянский археолог Г. России Осмида указал на то, что присутствие собак в индивидуальных могильниках рядом с могилами представителей высшего сословия позволяет причислить алабаев к классу воинов, которых хоронили со всеми почестями. Как установили ученые, ближайшим потомком древней аджикуинской собаки является туркменская пастушья собака, известная под названием «алабай», претерпевшая за прошедшие тысячелетия лишь незначительные изменения. Вполне возможно, что эти захоронения были вызваны какими-то религиозными культами древних, отражающих их воззрения относительно загробной жизни. Жители Аджи-Куи хоронили их со всеми почестями для того, чтобы они продолжали защищать оазис и его жителей и после их смерти.
Таким образом, на сегодняшний день имеется единственная порода догообразных собак, не подвергшихся влиянию других пород и сохранившая в неприкосновенности свой древний тип туркменский алабай.
Прежнее утверждение о том, что тибетский дог является предковой формой туркменского алабая, не имеет под собой основания. Так, впервые о тибетском доге упоминается в 1121 г. тогда как археологические артефакты свидетельствуют о разведении протоалабаев еще в середине III тыс. до н.э. В пользу этого говорит находка, сделанная археологом, профессором Виктором Сарианиди в Гонур-депе (Марыйский велаят, Туркменистана). Кости предков алабаев, обнаруженных в ходе археологических раскопок (2009 г.), датируются 2300-2500 годом до н.э. Вполне возможно, что именно туркменские протоалабаи, переданные в дар китайским императорам, стали родоначальниками тибетских догов. Туркменские алабаи были свидетелями расцвета и заката древних туркменских цивилизаций: Маргианы, Парфии, Куняургенча.
Наряду с предками туркменского народа в водоворот исторических событий попали и про­тоалабаи. В 334 до н.э. году Александр Македон­ский вторгся на Восток. С тяжелыми боями он вошел в Туркменистан, на древнюю землю масса-гетов (одни из предков туркмен, занимавших в то время территорию от Каспийского моря до реки Амударья). Увидев этих великолепных псов, Александр Македонский с восхищением сказал, что они подобны псам из индийской области Гандхара и даже лучше их. Во времена Александра Македонского протоалабая называли «нисейский дог».
Примечательно, что Аристотель с восхищением писал об этих огромных восточных собаках, произошедших, по его мнению, от «скрещивания с каким-то диким зверем, сходным с собакой». «Нисейские доги» стали хорошими спутниками Александра в дальнейших его знаменитых походах, став его излюбленными сторожевыми псами, с которыми он охотился на тигров и львов, изображение которых мы видим на одном из ритонов Нисы. На другом ритоне из слоновой кости, обнаруженном на территории Старой Нисы и датируемом II в. до н.э., изображен молодой человек, придерживающий за ошейник большого пса с бульдожьей мордой.
Около двух тысяч лет назад догообразные (протоалабаи) собаки вместе с азиатскими овцами (сарджинские овцы) в качестве военных трофеев были вывезены из Туркменистана в Грецию.
Римские и китайские императоры считали за честь иметь при своем дворе этих «собак - воинов». Исследования, проведенные ученым Дж. Пилатом, указывают на то, что именно в Центральной Азии, в регионе Бактрии и Маргианы, впервые использо­вались мастиффы, как «собаки - воины». Эта гипо­теза подтверждается цилиндрической печатью из красного камня, найденной археологом Виктором Сариниди при раскопках Маргианы (Гонурдепе), датируемой Ш-П тыс. до н.э. На ней изображены солдаты с мечами в руках, ведущие на поводке мастиффов (протоалабаев).
Александр Македонский - первый, кто вывез мастиффов (протоалабаев) из Центральной Аз (Туркменистана) в Египет. Оттуда знаменитых протоалабаев доставили в Древний Рим, котор] распространил их по всей Европе. Есть свидетельство, что уже в IV веке до н.э. римляне вывози мастиффов из Эпира для участия в схватках с дикими животными на арене.
Они были зачислены в римскую армию в качестве собак - воинов (Canes pugnaces). Сре последних самыми известными были протоалабаи, которые использовались легионами Юлия Цеза во время его британских походов (55 г. до н. э). Именно эта порода считается прародител! современных мастиффов, бульдогов, ротвейлеров, сенбернаров, боксеров, ньюфаундлендов и мног других, а также вымершего семейства тибетских и английских мастиффов.
Центральная Азия не переставала манить к себе завоевателей. Так, в VII веке на территорию Туркменистана вторглись арабы. В результате ожесточенных боев они сумели, все-таки, войти на землю древних предков туркмен. И хотя ислам объявил собаку нечистым животным, в то же время, Коран разрешал охотиться и добывать мясо с помощью собак, «...которых приучаете к охоте». С соблюдением всех правил, оговоренных в шариате, есть добытое таким образом мясо для мусульман не считается грехом. И арабы, восхищенные величественными собаками Востока, увезли многих алабаев в Египет.
В средние века алабай стал известен далеко за пределами Туркменистана - на территории от Индии и Китая до Месопотамии и Египта. На Востоке с их помощью охотились на тигров, львов, волков. С Востока туркменские алабаи под названием «тибетские» и «молосские» доги попадают в Европу. Не случайно венецианский купец Марко Поло, путешествуя в XIII веке по Туркменистану, писал: «Здесь встречаются огромные собаки, настолько смелые и гордые, что даже две собаки смогут без страха атаковать льва».
Наибольший расцвет средневековой истории Туркменистана приходится на IX—XIII века, когда туркмены создали свыше 70-ти государств на тер­ритории от Каспия до Египта и от Восточной Ев­ропы до Ирландии. Известны такие государства, как Туркмено-Караханидское, Туркмено-Газневидское, Туркмено-Сельджукское, Госу­дарство Куняургенчских туркмен и множество других, в том числе десятки княжеств в Восточной и Центральной Европе. И, конечно же, туда были завезены и туркменские алабаи, которые имели широкое распространение на этих территориях.
В середине XI века сельджуки-туркмены двинулись через Иран в Малую Азию. Сельджуки привезли с собой и туркменского алабая, от которого произошел турецкий анатолийский карабаш.
Мощное богатое государстао, каким был Туркменистан, не переставало притягивать к себе взоры завоевателей. Не исключением был и Чингизхан. В XIII веке вся восточная цивилизация в тяжелейших боях пала под ударами войск Чингизхана, пали и великие города Туркменистана: Мерв, Ниса, Куняургенч, Абиверд. Продвигаясь на Запад в Европу, орды завоевателя вместе с награбленными обозами уводили и животных, в том числе туркменских алабаев, получивших в завоеванных азиатских и европейских государствах широкое распростра­нение.
Примечательно, что на полуострове Мангышлак могила собаки шейха Кемаледдина Хусейна Хорезми (XVI в.) стала местом поклонения туркмен.
XVII—XVIII века для Центральной Азии были относительно спокойны. Снова Туркме­нистан стал центром пересечения торговых путей Востока с Западом, Севера с Югом, процветала торговля, возрождались города. Через Туркменистан проходили тысячи караванов, сопровождавшиеся приобретенными для охраны алабаями, и уже с новыми хозяевами уходили на новые места.
В 1822 году известный английский путе­шественник Джеймс Фрезер в своих «Повество­ваниях о путешествии в Хорасан» с восхищением писал о туркменских алабаях: «Для охраны своих стад у туркмен имеются породы очень больших и умных собак, которые подобно нашим собакам, помогают пастухам управлять стадами и сторожат их по ночам».
В конце XIX и вначале XX века Туркменистан вновь потрясают исторические катаклизмы. Трехлетняя война с 1879 по 1881 год с царской Россией, а затем и присоединение Туркменистана к России, приводит к массовому вывозу животных, в том числе и сарджинских овец, ахалтекинских и йомудских скакунов, а вместе с ними и знаменитых алабаев. 1917 год втягивает Туркменистан в водоворот революционного переустройства, потрясшего весь мир. Образуется СССР, начинается массовый вывоз алабая - умной, сильной, неприхотливой собаки в другие республики. Восхищению им нет границ, но численность ее в Туркменистане катастрофически сокращается. Многие туркмены, не сумевшие смириться с порядками, насаждавшимися большевиками, организовывали вооруженное сопротивление новым властям. В конечном итоге они вынуждены были уйти в Афганистан, Иран, Ирак и Турцию, уводя с собой лошадей, верблюдов, овец и, конечно же, лучших туркменских алабаев. На своей же исторической родине туркменских алабаев оставалось все меньше и меньше.
Во время второй Мировой войны (1941-1945 гг.) в Туркменистане развернулась мобилизация людских и материальных ресурсов -все для фронта. Не исключением были и собаки. Семьдесят тысяч собак разных пород в годы Великой Отечественной войны прошли рядом с советскими солдатами славный путь от Москвы до Берлина. Необходимы были сильные и смышленые собаки, в том числе и такие, как туркменские алабаи. Много таких алабаев было увезено на фронт. Вместе с другими, хорошо обученными собаками, туркменские алабаи стали четвероногими «воинами» - подносчиками боеприпасов, подрывниками танков и эшелонов с боевой техникой. Они стали хорошими помощниками санитарам и медработникам, помогая им выносить раненых с поля боя. Я не раз слышал от фронтовиков рассказы, как с поля боя их вытаскивали алабаи - рослые, могучие, отважные животные, привыкшие к тяжелейшим условиям походной жизни.
Прошли годы, наладилась мирная жизнь. Слава о туркменских алабаях широко разнеслась по всему миру. В массовом количестве начинается вывоз алабаев на самолетах и на машинах из Тур­кменистана в ближайшие республики: в Узбекистан, в Казахстан, в Таджикистан, в Киргизию, в Россию, Белоруссию, Украину и на Кавказ, нанося тем самым огромный ущерб генофонду породы.
На основе туркменского алабая создаются новые местные породы собак такие, как, например, среднеазиатская овчарка в Центральной Азии (которая есть не что иное, как туркменский алабай).
Однако руководство СССР не хотело оставлять в покое древнейшую породу. Сильнейшая собака мира по разнарядке из Москвы в 50-е годы должна была стать непроходимой стеной в защите государственного скота от расплодившихся по всей стране волков. Каждому колхозу в Туркменистане «сверху» спускалисі разнарядки на отправку лучших туркменских алабаев в Россию, на Украину, в Белоруссию, і Прибалтийские республики, на Кавказ. Алабаи вывозились из Туркменистана целыми эшелонами Какая разворачивалась трагедия в семьях, никто не хотел отдавать своих братьев, друзей, незаменимы) помощников, но с государством не поспоришь. Прости нас, алабай!
Генофонд туркменских алабаев катастрофически сокращался. Известный российский кинолої Александр Лабунский, специализирующийся на «среднеазиатской овчарке», в своей книге «Собакр Средней Азии» пишет: «Несмотря на запрет местных властей на вывоз, попросту грабят туркменские генофонд. Ринулась масса лжелюбителей, дельцов от собаководства и всякими хитрыми путями массово вывозят щенков и даже взрослых собак». Что-то надо было предпринимать. И находились настоящие патриоты, такие как Рахман Гытыков, Сары Мередов из Каахкинского этрапа и многие другие, которые, содержа питомники и разводя прекрасных, достойных своих предков, алабаев безвозмездно раздавали их колхозным чабанам, требуя от них единственного - хорошего присмотра за собаками. Так лучшая порода мира начала возрождаться.
Наступили 60-е годы XX века. И снова, по капризу судьбы-злодейки, угроза полного исчезновения с лица земли нависла над алабаем. Многие из ныне живущих помнят об этом: вновь поступила «разнарядка» сверху - стране нужна качественная собачья шкура. Начался массовый
отстрел самых крупных и породистых алабаев. Многие прятали алабаев по дворам, по домам. Но все равно, по свидетельству очевидцев, вывозились доверху груженные убитыми собаками тележки, предназначенные для перевозки хлопка.
И все же, несмотря ни на что, благодаря усилиям истинных любителей численность туркменских алабаев постепенно восстанав­ливалась.
Но этого было недостаточно. С годами ситуация сложилась критическая. Стали говорить о том, что в Туркменистане утерян генофонд самой древней собаки. Знаменитая порода туркменских алабаев оставалась на грани исчезновения. Невозможно представить себе, чтобы родоначальник многих пород собак мира, хранящий в себе генофонд всех домашних пород собак, исчез с лица земли! Известные кинологи многих стран мира стали успокаивать нас тем, что разведение чистокровных туркменских алабаев, таких знаменитых линий, как линии Акгуша, Ак Екемена, Рыжего Елбарса, Тохмета и многих других, продолжается повсеместно на всех конти­нентах мира и, следовательно, угроза их исчезновению отсутствует. Более того, они просто предлагают нам выкупать туркменских алабаев, вывезенных в другие страны. Конечно, мы признательны зарубежным кинологам за то, что они помогают сохранить генофонд туркменских алабаев за пределами Туркме­нистана. Но возникает закономерный вопрос: а что нам в Туркменистане мешает проводить подобную масштабную работу по сохранению численности этой замечательной собаки?
Туркменский алабай, начиная с 80-х годов XX века и до настоящего времени, в кратчаший по историческим меркам срок, стал породой № 1 в мире по численности разве­дения, сместив на второе место доселе самую распространенную немецкую овчарку В сопредельных странах, как грибы после дождя, стали появляться кинологические общества с туркменскими названиями, например, питом­ник «Кара-Келе» в Москве и многие другие. На постсоветском пространстве в спешном по­рядке стали скупать лучших алабаев. Звезда туркменского алабая взошла.
Там же с яркого представителя тур­кменского алабая был описан стандарт среднеазиатской овчарки и создана новая порода собак - среднеазиатская овчарка -стандарт РСТ№335 (1989г.).
И вновь, благодаря усилиям энтузи­астов, порода заявила о себе во весь голос. Ее лучшие представители - Ак Екемен, Акгуш, Тохмет, Кер Гаплан и многие другие стали побеждать практически на всех крупных международных выставках и турнирных боях. Им рукоплескали в Москве, Киеве, Ташкенте, Алмате, на Кавказе, во всех столицах республик бывшего СССР.
Всемирно известные туркменские алабаи отмечены десятками наград и международными дипломами. Достаточно назвать одного алабая Акгуша, 3-х кратного победителя Туркменистана, признанного лучшим представителем своей породы в СССР по рабочим качествам (боям) в 1989-1990-1991 годах, а также на выставках собак в Пятигорске и Москве (Россия), в Донецке (Украина), в Хорезме (Узбекистан). На проходившей в 1992 году международной выставке собак в г. Алушта Акгуш вновь стал лучшим.
Важным фактором, способствовавшим возрождению туркменского алабая, стала позиция всего туркменского общества, ставшего на защиту этой собаки. Ведь с исчезновением туркменских алабаев исчезла бы не толью порода, а нечто большее не только для туркмен, тысячелетиями занимающихся их разведением, но ] для всего человечества - исчез бы один из родоначальников всех догообразных пород собак.
В 1991 году под давлением частных владельцев, не желавших мириться с потерей ценноп генофонда туркменского алабая, был создан Туркменский кинологический клуб «Туркмен ити; («Туркменская собака»). В обязанности этого клуба входит планомерная племенная работа с породой организация и проведение выставок и турниров за звание чемпиона Туркменистана по рабочю качествам алабаев (по боям). Членами клуба создана картотека, где собраны данные всех собак оказавших большое влияние на развитие чистокровной породы туркменского алабая.
В 2005 году ассоциация «Ак-Екемен» совместно с Туркменским Кинологическим клубом «Туркмен ити» провела образцовую международную выставку, на которой были представлены более 150 лучших предста­вителей туркменских алабаев. Члены Международного жюри во главе с Зораном Бранковичем из г. Белград (Сербия), являющимся экспертом в «Аll-raund» в Международной Кинологической Федерации (FCI), и зрители пришли в полный восторг и были изумлены красотой и статью туркмен­ского алабая.
Да, наступили другие времена, и ни один из вышеуказанных легендарных алабаев в период с 2000 по 2008 год не был продан за пределы Туркменистана.
Важным шагом, направленным на защиту алабая, явилось принятие беспре­цедентного Постановления правительства Туркменистана, запрещающего вывоз ценных племенных производителей этой нацио­нальной породы из нашей страны. Это оказало положительное влияние на прекращение массового и бесконтрольного вывоза алабаев в другие страны.
Испокон веков, вплоть до нынешних времен, по укоренившейся традиции выдаю­щимся зарубежным деятелям преподно­сились в подарок живые символы туркмен­ского народа - прекрасные ахалтекинские скакуны и бесстрашные туркменские алабаи.
В числе тех, кто получил эти подарки, был и Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.
В ходе официального визита, состояв­шегося 4 августа 2008 года, высокому гостю были подарены скакун ахалтекинской породы Герчек (2005 г. р.) и щенок туркменского алабая Акбаш (16.04.2008 г. р.).
В настоящее время древнейшая порода является гордостью туркменского нар В Туркменистане регулярно проводятся праздничные выставки и традиционные соревнование определению лучших спортивных качеств алабая. Так, древняя порода уверенно вошла в третье тысячелетие, в тысячелетие высоких технологий.
И я надеюсь, дорогой читатель, что Вы согласитесь со мной, какой бы породы не была собака, она всегда останется верным другом и помощником человека!

Чары ШИРЛИЕВ.

http://security-dog.org/cao/sudba_turkm_alabay.html
Категория: Taryhy makalalar | Просмотров: 380 | Добавил: Hаwеrаn | Теги: Çary Şirliýew | Рейтинг: 0.0/0
Awtoryň başga makalalary

Taryhy makalalar bölümiň başga makalalary


Teswirleriň ählisi: 0
Teswiri diňe saýta agza bolan ulanjylar goşup bilýär.
[ Agza bol | Saýta gir ]