16:37 Берке Хан | |
БЕРКЕ БИН ДЖУЧИ – ПЕРВЫЙ ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ, ПРИНЯВШИЙ ИСЛАМ
Taryhy şahslar
![]() Представляем вашему вниманию историческую статью, посвящённую личности Берке хана, правителя Золотой Орды, который стал первым из династии Чингизидов, кто принял ислам. Статья основана на книгах средневековых исламских учёных и историков и раскрывает взгляд на личность Берке хана с точки зрения мусульман его времени, а значит это доселе не известный обычному российскому читателю взгляд. • Берке хан Он же султан Насируддин Абу аль-Маъали Берке хан ибн Джучи ибн Чингизхан, один из семи сыновей Джучи. Из них: Бату, Орду, Шибан, Берке, Джамтай, Беркечар, Тока-Тимур. (Кроме них еще Тангкут, Бувал (Мовал,дед Ногая), Джилаукун, Мухаммед, Удур, Сингкум). Старшим из них был Бату, который унаследовал должность своего отца и стал правителем Золотой Орды, которая считается первым принявшим ислам из племен монголо-татар и самым дружелюбным к мусульманам. По причине симпатии Бату к мусульманам в его стране, взяли христиане особенно из монахов и священников в стране монголов (врагом его и его брата Берке). Были у них обиталища свои (в Монгольской империи)и они имели большое влияние на ужасные войны в странах ислама, в подстрекательстве великого хана (кагана) монголов Гуюка ибн Угэдэй на войну с Бату до того, как не распространился ислам по всей территории севера. Скончался Бату в 650 году по хиджре (прим.1255 по миляде), после него правление племенами Золотой Орды перешло к его сыну Сартаку, который прожил немного и умер, и перешло главенство к Берке хану в 653 году по хиджре (прим.1258 по миляде). Принял Берке хан ислам в 650 году по хиджре (1255 м.), и был до этого любящим ислам и под впечатлением от ислама по причине наложницы его отца по имени Рисаля, и встретился Берке хан в городе Наджары (Маджары, либо Бухара) с одним из ученых мусульман, имя которого Нажмуддин Мухтар аз-Захидий, в то время он возвращался (в свой улус) из столицы монголов, Кара-корума, и начал Берке расспрашивать об исламе этого ученого мусульманина, и он отвечал со всей важностью и здравостью, и попросил Берке от него написать ему письмо и подкрепить доводами послание ислама и разъяснить ясно ложность идолопоклоннической веры татаро-монголов и ложность концепции Троицы (т.е. христианские убеждения) и ответить противоречащим и порицающим ислам, и написал аз-Захидий письмо, и принял Берке хан ислам вследствие его прочтения, с любовью и убеждением и искренностью и с мощным желанием помочь этой религии одержать победу. • Наиважнейшие его из его благих деяний Не было принятие ислама Берке ханом таким же, как принятие кем либо из людей. Он принял ислам героем, царем, султаном племени монголов. И тюрко-монголы в свое время были этаким кошмаром, наводящим страх на человечество в общем и на мусульман в частности. Поэтому стали деяния его большими в степенях, в его руководстве и из-за его ответственности за них. И превратился этот султан-язычник в воина, одного из искренних воинов ислама, сильного любовью и усердием к победе этой религии и её людей, когда бы не приводились примеры о любви и непричастности (валя ва бара – прим. ред.). И эти деяния Берке хана сыграли важную роль в победе ислама. • Первое: присяга халифу мусульман После того как Берке хан объявил о своём принятии ислама, первое что он сделал это дал присягу халифу династии Аббасидов, руководивших Багдадом. И не смотря на то, что это действие простое, с ним связано много тонкостей, потому что у халифа мусульман не было никакого влияния, кроме как на небольшой территории. И оно не указывает ни на что, кроме того, что даёт ясную картину очевидной вещи – дружбе (помощи и поддержке – аль-валя) Берке хана с правителем мусульман и объединение вместе с джамаатом мусульман. • Второе: публичное проявление им обрядов ислама После того, как Берке хан занял главенство над Золотой Ордой, он начал проявлять исламские обряды. И взялся Берке хан завершить строительство города Сарая, и этот город сейчас под названием Саратов в Росии на реке Волга (имеется в виду Сарай аль-Джадид в Волгоградской области) и сделал его столицей Золотой Орды. И построил в нём мечети и бани и так расширил его, что он стал крупнейшим городом в мире в своё время, и сделал его полностью в исламском стиле. • Третье: ревность за мусульман Ясное проявление этого убеждения было когда тиран Хулагу ибн Тулуй ибн Чингисхан думал о наступлении на Багдад после того как написал ему визир ибн Алькъамий (шиит-рафидит) министр халифа, и потребовал от него прибытия. И был Менгу хан ибн Тулуй братом Хулагу, и был он каганом монголов, он занял эту должность при помощи Бату. Хулагу подговаривал своего старшего брата Менгу хана на эту идею (нападение на Багдад). И действительно он согласился с этой идеей, и поприветствовал мысль о наступлении на остальные страны мусульман. И после этого Хулагу стал готовиться к этому походу. И не достигли эти вести Берке хана до тех пор, пока не загорелись чувства (возникло предчувствие). Он поспешил к своему брату Бату и настойчиво потребовал от него запрета на наступление на мусульман, сказав: «Поистине мы те, кто поставил Менгу каганом и не наказали его за то, что он захотел вознаградить нас огорчением наших друзей, соблюдающих договора, заключённые с нами. И вмешивается он во владения халифа мусульман, а халиф мой друг, и между мной и им имеются письма о договоре в дружбе и взаимопомощи. И в этом то, что не скрыто из безобразия!» И в действительности согласился Бату полностью со словами своего брата. И отправил к Хулагу послов, удерживая его от того, что он намеревался – от сражений с мусульманами. Это послужило причиной того, что отложил Хулагу наступление на мусульман вплоть до кончины Бату. • Четвёртое: союз с мамлюками (мамлюкские кипчакские султаны правители Египта) Заключил Берке хан союз с мамлюками, которые ослепили мир (блеском своей победы), когда одержали верх над монголо-татарами в сражении «Айн Джалют» в 658 году по хиджре (примерно 1260 м.) (во главе исламской армии был Сайфутдин Кутуз). И участились переписки и связи между Берке ханом и султаном Бейбарсом, и было огромное влияние на ход войны с Хулагу, и в действительности договорился Берке хан с Бейбарсом о войне с Хулагу и написал Берке хан письмо Бейбарсу, в котором говорилось: «Ты знаешь мою любовь к исламу и знаешь, что сделал Хулагу с мусульманами. Садись верхом ты от своей стороны, пока не приду я с другой стороны, пока не нанесём ему поражение и не выведем его из стран ислама, и я отдам тебе всё, что было в его руках в этих странах». • Пятое: война с хулагу и монголами-язычниками Не ограничился Берке хан поддержкой мусульман. Он выступил с жестокой (истребительной) войной против монголов-язычников в общем и против Хулагу в частности. Не забывал при этом Берке хан, что сделал Хулагу с Аббасидским халифатом, когда опустошил со своим полчищем Багдад. Старался Берке хан разными способами остановить эту волну ненависти со стороны Хулагу, который дал обет уничтожить ислам и стереть его окончательно. Однако по причине того, что большинство воинов Берке хана оставались язычниками, они отвергли подчинение его приказу о войне с Хулагу, потому что они тем самым ослушались бы великого хана монголов, который одобрил наступление на Багдад. И тогда начал Берке хан искать предлоги и доводы для разжигания войны против Хулагу и нашёл себе оружие в деле трофеев, где было по уставу как Чингизхан определил им делить добычу в прошлом, таким образом, что семье Джучи отходят три трофея от сражений, где бы они не произошли у татар (т.е тюрко-монголов). И для раздора не были на самом деле трофеи поводом для Берке хана. И отправил Берке послов от своего края и приказал им быть сильными и грубыми к Хулагу вэтом вопросе. И в действительности имела успех хитрость, и вспылил Хулагу с гневом и убил послов Берке хана. Затем он отправил войско на войну с Берке ханом, где оно потерпело поражение страшным поражением в 660 году по хиджре (1262 м.). После этого вновь возобновилось наступление и уже с большим войском, где на этот раз потерпело поражение войско Берке хана. Вёл же войско Берке хана один из его военачальников (беклербек Золотой Орды), имя которого Ногай. И захотел Хулагу покончить с Берке ханом, отправив многочисленное войско, большинство воинов которого было под предводительством его сына Абага (ильхан Ирана). И вышел к ним Берке хан лично во главе войска и полностью уничтожил полчище Хулагу страшным разгромом в 661 году по хиджре на Кавказе (в 1263 по миляде, на реке Терек), и не спасся из них никто, кроме малого количества. • Шестое: раздор в рядах монголов-язычников Берке хан использовал уход кагана Менгу для убийства некоторых выходящих, и выехал с ним его брат Кубилай хан и оставил он своего другого брата Ариг Буга на своём месте для управления делами до своего возвращения. И использовал Берке хан смерть Менгу для пути побуждения раздора между Ариг Буга ханом (мл. сын Тулуя – прим. ред.) и Хубилаем когда согласилось войско и командиры на назначение правителем Хубилая. И отправил Берке хан к Ариг Буге военные силы для борьбы с его братом Хубилаем за пост кагана, и подговорил так же семью Угедей хана на помощь Ариг Буге. И началась война между ними в 658 году по хиджре(1260 по миляде), и это было незадолго до сражения «Айн Джалют», из которого Хулагу срочно отозвал войско из Шама для разрешения конфликта. Так же Берке хан постоянно побуждал воинов из войск Хулагу в Шаме на принятие Ислама и присоединение к войскам Бейбарса. И в действительности убедил многих из них так, что они повернулись с войной против самого Хулагу. Что касается Хулагу, то он нашёл, что все несчастья и сражения, которые произошли с ним и с татаро-монголами в общем, были по причине Берке хана, и усилился гнев его и ненависть к Берке хану. И пытался сражаться с ним несколько раз, однако он терпел страшные поражения из-за того, что разгорелся гнев в его сердце, и пламя гнева охватило его разум и его тело. И он был поражён кровяным сгустком в мозге (инсультом) после получения новости о разгроме Берке ханом его сына Абага хана в 661 году хиджры, и продолжал страдать от эпилепсии до тех пор, пока не умер в 663 году по хиджре (прим.1265 м.). И отомстил Берке хан за ислам и мусульман этому преступнику и тирану, который разрушил Исламский халифат и пролил кровь миллионов мусульман. • Кончина Берке хана После смерти тирана Хулагу от своего гнева и ненависти за то, что совершено руками Берке хана, унаследовал его место (иранского ильхана) его сын Абага и унаследовал от него так же ненависть и зависть к Берке хану, в частности из-за того, что Берке хан нанёс ему огромное поражение в 661 году хиджры. По этой причине сражение с Берке было первыми шагами и решениями Абага ибн Хулагу. И в действительности подготовил Абага многочисленное войско для борьбы с Берке. И отправил, в свою очередь Берке на войну с ним своего первого военачальника Ногая, однако он потерпел поражение, и ранила стрела его в глаз. Берке хан любил Ногая за его ислам и его джихад вместе с ним в каждом месте! И вышел Берке хан лично для встречи с Абага ильханом и намерился сражаться с врагом ислама и устранить это скверное ответвление древа татаро-монголов, которое начало постепенно изменяться в сторону ислама часть за частью. И по пути к нему пришло твёрдое убеждение (смерть), и он скончался в 665 году по хиджре (прим.1266 м.), будучи великим героем, борцом за религию – муджахидом, защитником мусульман, после того, как провёл свою жизнь на Истине, проведя 15 лет на службе исламу и любви к мусульманам, и борьбе с врагами ислама вплоть до смерти. Да смилостивится над ним Аллах, да оросит Аллах его могилу прощением за его джихад (с неверными и притеснителями из числа монголов)! И небыло у него детей, и не оставил он потомства, однако он оставил за собою деяния для религии и правильного понимания вероубеждения в вопросе дружбы и непричастности, так что султан мамлюков Бейбарс назвал своего старшего сына именем «Берке-хан», из-за любви к этому великому герою, который имел печальный и горестный конец, о котором не знает большинство мусульман в настоящее время… • Источники: 1) «аль-Камиль фитТарих» шейх Ибн аль-Асир. 2) «Аль-Бидая ван-Нихайа» шейх Ибн Касир. 3) «Сияр Аълям ан-Нубаля» имам аз-Захаби. 4) «Футух аль-Бульдан» аль-Балязури 5) «Тарих аль-Исламий» шейх Махмуд Шакир 6) «Мавсуъату баъсу фит-Тарих». Мустафа AД-ДИН. Перевод: Умм Имран. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |