10:56

Gadymy döwürde edebi-nazary pikiriň ösüşi

Категория: Edebiýaty öwreniş | Просмотров: 211 | Добавил: Bagabat | Теги: Öde Abdyllaýew | Рейтинг: 5.0/1
Awtoryň başga makalalary

Edebiýaty öwreniş bölümiň başga makalalary


Teswirleriň ählisi: 4
0
1 Bagabat  
43
Nireden okanym anyk ýadyma düşenok weli, şeýlebir söz bar:
"HEMME SÖZLEREM, HEMME SÝUŽETLEREM ANTIK DÖWÜRDE OÝLANYP TAPYLYPDYR. ONDAN SOŇ DIŇE TALANTLY ÝA-DA TALANTSYZ PLAGIAT".
Dogrumyka?

0
2 Bagabat  
43
Antik döwrüň skif (as guzy, hasoguz) şahyry, pelsepeçisi, danasy Anahoret/Anaharsis (bu oňa grek (ýunan) taryhçylarynyň dakan ady, çyn adynyň nämedigi nämälim), Gündogar şygrynyň atasy diýlip hasap edilýän ýerlerine-de duşdum.

0
3 Bagabat  
43
Plagiat hakda söz bir tarapdan seretseň-ä çyna-da berimsiz ýaly :-(.
Gomeriň "Odisseýi", Wergiliýniň "Eneidasy", Danteň "Ylahy komediýasy"...we ş.m., we ş.m..
Köki birmi?
Ilkinjilik hukug-a Gomere degişli (Eger-de şeýle awtor hakykatdanam antik döwürde bolan bolsa. Kim bilýä o bendäňem ýazan zatlaryny "Gylyç Mülliň" ýazandygyny soňky tankytçylar anyklan bolsalar :-().

0
4 Bagabat  
43
Anahoret (Anaharsis) hakda maglumatlar:

Многим представляется, что скифы были лишь кочевниками, великолепными всадниками, искусными воинами,непревзойденными в сражениях. Но-известны и города скифов и их мастерство как ремесленников. также известны и их философы.
Скифского мудреца философа-энциклопедиста Анахарсиса (ок. 610—545 гг. до н.э.), греки включили в число первых «семи философов», его афоризмы повторяются во многих античных произведениях ещё до нашей эры.
Прадедом скифского философа Анахарсиса был скифский царь Спаргапиф (Спартапиф) царствовавший в середине VII века. Дед Анахарсиса скифский царь Лик ).
Отцом философа Анахарсиса был скифский царь Гнур. А его племянник Антир, сын Савлия, правил всей Скифией и отличился в войне с персидским царём Дарием I около 512 г. до н.э. Философские труды скифского мудреца Анахарсиса известны в виде Писем «К афинянам», «К Медоку», «К Аннону» (философам), «К царскому сыну», к царю Лидии «Крезу», и 800 стихов, посвящённых ратным подвигам скифов, видимо, были хорошо известны Геродоту.
Имя Анахарсис и его происхождение неясно,может быть несколько значений-: Анахорет (от др.-греч. ἀναχωρητής «анахорет», «отшельник», либо Царь. от др.-перс. [xšāyaθiya-] «правитель, царь», тж. ср. с др.-перс. [Aryānam Xšaθram] «Государство Ариев», ср. санскр. क्षत्रिय [kṣatriya] «властный, благородный»
Описывается у Лукиана, что именно Токсарис был наставником Анархасиса в Афинах. Кто же это Токсарис? Судя по имени, один из лучников-токсотов в Афинах. Сказано,что знатностью он не был отмечен. но незауряден умом. то есть,вероятнее всего Анархасис должен был посетить стрелков скифов, находящихся на службе в Афинах.
В «Истории» Геродот цитирует слова скифского философа Анархасиса:

«Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает греческие буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне — среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а мыслями, как и эллины, отличаются от эллинов. Скифы не порицают речи, которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели. Речь не бывает дурна, когда мысли хороши и прекрасные дела следуют за речами. Скифы считают речь дурной, когда бывают дурны помыслы...»

Афоризмы скифского философа Анахарсиса встречаются в произведениях Платона и Аристотеля. Анахарсис не считал себя «космополитом», в отличии от будущих стоиков и киников и часто находил возможность подчеркивать достижения своей родины Скифии и её народов.

«Привозным скифским хлебом вы довольны; чем же хуже скифская мудрость?»

«Лучше иметь одного друга стоящего, чем много нестоящих».

«Рынок — говорил он, – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга».

«Удивительно как это в Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные».

«Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения».

«Разве дом — это стены? Дом — это люди; а где они живут лучше, можно и поспорить».


Анахарсис погиб при совершении греческих обрядов от стрелы своего брата, иные считают, что он погиб во время охоты, или заколот ритуальным скифским кинжалом (акинак). Последними словами Анахарсиса были: «Разум оберег меня в Элладе, чужая зависть погубила меня на родине»

Источники:

Лукиан из Самосаты. Избранное. М., 1962

Геродот, История

https://zen.yandex.ru/media/historyrus/saki-indii-indoskifskie-carstva-krishna-i-budda-5f069d0b706db30f86ec3a8b

https://zen.yandex.ru/media....3aeeb74

https://zen.yandex.ru/media....16e2db9

https://zen.yandex.ru/media....893bf94

Teswiri diňe saýta agza bolan ulanjylar goşup bilýär.
[ Agza bol | Saýta gir ]