ГОВШУТ ХАН
В каждой эпохе истории наш туркменский народ, славно переживший множество войн за свободу, независимость и мир, являет непременно прислушивающихся к старшим, мужественных и храбрых сынов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить мудрых правителей своих государств последнего тысячелетия нашей истории, заработавших славу своей тонкой политикой и отважным командованием – Тогрул бека, Чагры бека, Алп-Арслана, Мялик шаха, Джелалетдина Менбуруна, Аба сердара, Човдур хана, Кеймир кера, Говшут хана, Чопан кира, Нурберди хана, Тач Гока. Как свидетельствует история, после падения Куняургенчского султаната из-за нашествия татаро-монгол туркмены надолго лишились самостоятельного государства – жили в раздробленности, вассальной зависимости от другого государства или ханства. Тем не менее туркмены, не теряя надежду жить в свободной и самостоятельной стране, думали о постоянно сплоченной, свободной, мирной жизни в независимом государстве. Эти заботы об объединении еще больше усилились в девятнадцатом веке. Мы можем увидить это в борьбе туркменов за независимоть в этом веке. Стоит отдельно отметить три таких сражения: битва в Сарахсе 1885 года, битва в Каррыкала 1858 года и битва в Мары 1861 года. Принесшие победу туркменскому народу все три сражения по своему содержанию и характеру, с одной стороны, показывают отчаянную защиту свободы нашего народа, с другой стороны,– способность нашей нации противостоять любому захватчику при сплоченном действии племен и родов. Надо также добавить сюда вклад удостоившихся любви в трудные для народа дни личностей, которые своей мужественностью и смелостью выходят вперед. Один из таких личностей – прославившийся своим блистательным предводительством в двух вышеупомянутых битвах Говшут хан.
Надо подходить к рассмотрению роли Говшут хана в туркменской истории путем аспектного анализа его личности в двух направлениях. Первое, честность, справедливость, ораторские качества, способность найти выход из безнадежной ситуации, организаторское правление Говшут хана, второе – его самоотверженное командование. Третья и на наш взляд самая важная особенность личности Говшут хана заключается в его способностях вести гибкую политику, используя все возможности, – он был сторонником мирного решения проблемы в любых ситуациях. По данным исторических источников, эти два качества его характера в полной мере проявляются и в битве в Сарахсе 1861 года, и в битве в Мары 1861 года. Действия в самом центре армии, ведя за за собой войско, в обоих сражениях говорят нам о смелости и бесстрашии Говшут хана; ведение переговоров с противником, до последнего пытаясь не довести до битвы и кровопролития, приводя безоговорочные основательные аргументы, отчаянные попытки остановить обе стороны от огромных потерь показывают его способности в тонкой дипломатии и мудром предводительстве. На страницах книги «Очерки из истории Туркменистана и туркменского народа VIII-XIX вв.», посвященных битве в Серахсе, так говорится об этом: «Предводитель текинцев Серахса Говшут хан до последних минут пытается предотвратить вооруженное столкновение, даже когда войска Хивы окружили крепость Серахса. Сказав посланникам Хивинского хана о том, что десятки семей его соплеменников находятся в руках Иранского шаха в заложниках «акойли» (охрана границ), он требует понять, что они не свободны в вопросе подчинения Хивинскому ханству. Для достижения соглашения Говшут хан обещает посланникам вернуть завоеванные у хивинского войска трофейные пушки, требуя взамен отвод войск из Серахса. Несмотря на тяжелое и трудное положение текинцев, стоит отметить, что Говшут хан крепко стоял на своем». Защита крепости, организация упрочнения стен, привлечение на свою сторону туркменских джигитов, пришедших в составе хивинской армии под руководством Аманйяз сердара, – демонстрируют такие способности Говшут хана, как мудрость, умение всесторонне подходить к решению вопроса. Все время находясь «на двух фронтах» между правительствами Ирана и Хивы для мирной жизни народа, одновременное ведение против них политико-дипломатической и открытой борьбы по-настоящему требует острый ум, рассудок и хладнокровие. Исторические данные и посвященные ему художественные произведения ярко свидетельствуют о том, что Говшут хан совмещал в себе все эти качества.
Как и многих наших знаменитых исторических личностей, деятельность фигуры Говшут хана во благо народа туркменские ученые до сих пор не изучают на научном уровне. Это, конечно же, дело будущего. По обыкновению, изучение определенного исторического периода, события, личности или вопроса начинается со сбора научной информации на эту тему. Так должно быть и в научной проверке. Хотим обратить внимание на то, что это действенный способ не только в научно-контрольных работах, но и достаточно эффективный способ в художественной литературе. В качестве примера можем привести работу Атаджан Тагана, посвященную личности Говшут хана, где для создания художественного образа исторической фигуры он собрал информацию, широко повествующую о его жизни и деятельности. Публикуя в нашей статье собранную Атаджан Таганом информацию о Говшут хане, мы пожелали донести до наших читателей большое значение вклада этой исторической личности в борьбу за свободу нашего народа. Ниже приведенные отрывки были взяты из эссе автора «Книга, написанная за сорок лет».
Реджеп ПИРДЖАНОВ,
майор.
* * *
К примеру, известный историк А. Ильясов пишет в своей фундаментальной работе, напечатанной в газете «Эдебият ве сунгат», что «Говшут хан умер в 1880 году». Но по моим изученным материалам, в том числе и по информации М. Аннанепесова, Говшут хан погибает весной 1878 года.
* * *
Мысль о том, что Говшут хан родился в 1823 году, умер от отравления и захоронен на кладбище Ходжа Абдулла близ Мары, никто не отрицал, но по поводу года его смерти было много различных мнений. У меня появилось желание уточнить год смерти Говшут хана. Получив по приезду в Москву разрешение ректора на посещение Военно-исторического архива, я начал копаться в архивных материалах. По попавшейся мне на руку удивительной книге «Нашествие туркмен» и другим источникам, стало известно, что Говшут хан покинул мир в 1877 или в середине 1878 года.
* * *
Известный турецкий ученый, доктор Мехмет Сарай в научной работе «Туркмены во времена империализма» утверждает, что удостоившийся высокой оценки «Великий Говшут хан» от своего противника – русского генерала Комарова, Говшут хан ибн Овездурды сердар покинул мир за три года до начала Гокдепинского сражения, то есть «в последние дни весны 1877 года». Получение такого отзыва от противника, конечно же, демонстрирует, что Говшут хан был в свое время превосходным военачальником.
Выражение Мехмет Сарая: «Говшут хан является архитектором, основавшим туркменскую самостоятельность», – является достойной оценкой всех свершений хана и полководца во имя мирной жизни нашего народа.
* * *
Вечером одного дня, когда я сидел и работал один в своей студенческой комнате, постучались в дверь. Думая, что это все время искавшие сигареты или спички студенты, я сказал «Войдите» и не сразу обратил внимания на того, кто вошел.
– Ну, товарищ, работаешь? – с таким вопросом у двери стоял Берды Кербабаев.
Я в недоумении встал с места и поздоровался с яшули.
– Да не работа, так, вожусь с тем, этим – пробормотав это, я хотел спрятать от него лежащую на столе рукопись в шестьсот страниц.
– Ну-ка, сказали – пишешь роман про Говшут хана?!
Я, постеснявшись произнести слова «пишу роман» возле Берды Кербабаева:
– Да нет, разве можно написать роман? – ответил я.
– Тогда Окалмаз Нурыев (Берды ага так он иронично называл Италмаза Нурыева) соврал мне? – с такими словами подойдя к столу, он открыл большую тетрадь, где у меня была информация о личности Говшут хана, его эпохи, надел очки и начал листать.
– Говоришь, не пишу, а эти заметки? Кажется, не Окалмаз, а ты мне врешь?
Берды ага очень внимательно ознакомился с некоторыми собранными мной материалами.
– Берды ага, правда ли, что Говшут хан был умным человеком, как и говорят в народе?
Яшули сделал существенную паузу:
– У нас было много ханов. Но не таких, как Говшут хан. Хан бывает просто ханом, правит, Говшут хан, прежде всего прирожденный мыслитель, потом хан. Дед не выпускал с языка его имя.
Он так закончил свою речь:
– В эту эпоху ведут много неприятных разговоров о знати. Все же про Говшут хана нет в народе плохой молвы. Он был весьма умный. Сын народа. Великодушный. Сказав «великодушный», он привел подтверждающий пример. В один день мать Говшут хана, принагнувшись, пекла хлеб, – проходящий вдовый пастух нецензурно выразился, посмотрев на ее ягодицы. Она в слезах подошла к сыну и сказала: “Какой из тебя хан? Проходящая шваль посмела оскорбить мать. Если ты хан, то отними его голову”. Говшут хан, рассмеявшись, ответил:
– Мама, женщина с неприметными ни для кого ягодицами не сможет родить сына-хана!
Берды ага, пожелав мне успехов, поднялся с места и попрощался. Но вдруг, дойдя до самой двери, вернулся назад и сказал:
– А ну-ка, дай ручку!
Он сел за стол, надел очки. Написал такие слова на второй странице моей большой тетради: «Говшут хан – незабываемый образ туркменской истории. Это народный образ».
Берды Кербабаев.,
26.06.1965.
* * *
Я пришел поприветствовать хякима марыйского велаята, школьного товарища Аманназара Иламанова. Он сидел во дворе. Возле него лежала моя книга «Крепость Серахса»
– Прочитал?
– Кто-то из товарищей сказал, что «это очень хорошая книга», и я намеренно прочел ее, попросив ребят принести ее из библиотеки.
– Ну как тебе?
– Не очень.
– Причина?
– Потому что много воды. Мысли Говшут хана во многих местах порой как у восемнадцатилетнего юноши. Крайне незамысловато. Немало и выдуманных страниц.
Таким образом, речь о книге закончилась. Потому что оценка Аманназара такая же, как и сегодняшняя оценка самого автора. Если подумать, Говшут хан должен был получиться, как говорил Иламанов. Потому что автору было 23-24 года, когда писалась книга. Но дело и не в возрасте, а в умении, таланте. Шолохову было не больше, когда он писал «Тихий Дон».
* * *
Трофейные 33 пушки, завоеванные в результате прекрасной победы в туркменской истории – битве в Мары 1861 года, где текинцы разгромили гаджарскую армию из 27000 воинов, по приказу Говшут хана были выставлены в ряд в городе Хангечен на берегу Мургаба, олицетворяя народный героизм. Эти пушки сохранились до сороковых годов 20 века.
* * *
На 10-12 местном маленьком автобусе мы отправились из Мары в Ашхабад. Дорога длинная, время идет медленно. Но в тот раз нам «повезло» – среди нас нашелся «убавляющий дорогу». Человек лет 58-60, из села Гокче в Мары, по профессии терапевт не дал нам соскучиться. Ему не нужно задавать вопросов – он сам начинает говорить. К удивлению, сколько бы он не говорил – его это не утомляло. Разнообразие тем его разговоров было широким. Он читал много книг: русскую классику, прилично знал зарубежную литературу, переведенную на русский язык. Можно было поразиться его памяти, знанию туркменской литературы; он называл произведения, героев писателей, имен которых не мог вспомнить. Он назвал имена почти всех писателей, помимо меня, кто ушел из жизни, написав всего одно произведение. Но не называл моего имени. Я был вынужден задать себе вопрос: «Всех вспомнил, неужели нет твоего имени ни в одной из тетрадей?». Наконец, не удержавшись, сказал:
– Слушай, есть еще некий Атаджан Таган, как ты смотришь на его творчество?
Выпучив в мою сторону глаза, поднял вверх указательный палец правой руки.
– О-о-о! Атаджан Таган очень большой писатель. Он живет в Москве. Он даже отсидел в тюрьме за роман, где правдиво описал Говшут хана. Вот так поступают, когда пишешь правду…
Врач, хоть и знал многое, не знал того, что я уже 10 лет назад переехал из Москвы и что не сидел еще в тюрьме.
* * *
«Старейшины по обычаю избираются из умных и мудрых людей. Один из таких старейшин – Говшут хан отличается от других умением быстро найти выход из сложившейся ситуации, своим глубоким интеллектом, что и превозносит его на высокий уровень у туркмен».
Глубеф-де Блоквиль, бывший в плену у туркмен французский художник.
* * *
«Говшут хан весьма неординарный человек среди туркмен. Он показал свой прекрасный способ обуздания и воспитания особо мужественных, крепкого сложения взбалмошных текинцев, никогда не признававших ни правительства, ни дисциплины».
Поручик Алиханов-Аварский.
* * *
«Говшут хан – превосходный полководец».
Эдгар Буланже, французский генерал.
Taryhy şahslar