01:17 Художник Туркестана - Николай Каразин | |
ХУДОЖНИК ТУРКЕСТАНА – НИКОЛАЙ КАРАЗИН
Şekillendiriş we heýkeltaraşlyk sungaty
Николай Каразин. Сибирские казаки исследуют новые земли. Фото: wikipedia.org Он получил золотую саблю с надписью "За храбрость" в сражении на Зерабулагских высотах в Туркестане, был художником-корреспондентом в Сербско-турецкую и Русско-турецкую войну, участвовал в научной экспедиции по поручению Русского географического общества, написал цикл картин в честь открытия Закаскпийской железной дороги, получил награды на географических выставках в Лондоне и Париже. "Каразинский стиль" в конце XIX – начале ХХ века узнавали не только искусствоведы, но и широкая публика. Увы, после революции его надолго забыли. • С кистью и саблей Изначально Николай Каразин планировал сделать военную карьеру. Он закончил 2-й Московский кадетский корпус, поступил в Казанский драгунский полк и участвовал в усмирении Польского мятежа 1863-64 годов, где получил свою первую награду: орден Святой Анны 4-й степени с надписью "За храбрость". Но в 1865 году молодой офицер решил подать в отставку, чтобы профессионально заняться живописью. Он поступил в Академию художеств, где обучался под руководством известного баталиста Богдана Виллевальде. Через два года начинающий живописец был вынужден покинуть Академию. "На их курсе была задана тема из Библии: "Посещение Авраама тремя ангелами". Каразин трактовал её реально: нарисовал палатку, трёх странников, сидящих у стола, Сарру прислуживающую и Авраама, беседующего с ними. За такую трактовку темы он получил от жюри следующее замечание, написанное на самом рисунке (он уже издали увидел эту надпись, проходя по выставке к своему рисунку): "Отчего Вы лишили ангелов подобающего им украшения – крыльев?", Каразин немедленно схватил карандаш и написал: "Потому что считал Авраама догадливее академиков и что если бы он увидел ангелов с крыльями, то тотчас же догадался бы, кто они такие". За что и был немедленно в 24 часа исключён из академии. Маленький набросок этой картины долго у нас сохранялся…" Из воспоминаний художницы Александры Шнейдер Николай Каразин. Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона, 1813 г. Фото: wikipedia.org Николай Каразин вернулся в армию и в 1867 году отправился в Туркестан. Позже он признавался в воспоминаниях: "Этот совершенно неизвестный тогда мир и его изучение было постоянной моей мечтой, и вот эта мечта осуществилась". Командуя ротой 5-го Туркестанского линейного батальона, Каразин отличился во многих битвах: при аулах Ухум и Хаят, при штурме Чапан-атинских высот под Самаркандом, под Ургутом и при Кара-Тюбе. Когда генерал Александр Абрамов поручил ему задержать основные силы бухарцев на Зерабулакских высотах, он уже был штабс-капитаном и руководил полубатальоном. В рукопашной схватке у него сломалась сабля и после сражения, увидевший у него в руках лишь эфес генерал Константин фон Кауфман, сказал: "Вы испортили своё оружие; хорошо, я пришлю вам другое". На следующий же день Каразин получил золотую саблю с надписью "За храбрость". Николай Каразин. Фото: wikipedia.org В том походе художник познакомился со своим коллегой, Василием Верещагиным, который тоже принимал участие в сражениях и писал картины. "Верещагин сражался с такой храбростью, с таким презрением к смерти, что возбуждал удивление и восхищение даже в старых вояках. В каком-то фантастическом костюме из когда-то белого холста, в широкополой поярковой шляпе, на манер гарибальдийца, обросший чёрной, как смоль, бородой, с горящими глазами, Верещагин представлял собой фигуру, которую скоро научились бояться при одном её появлении, но в то же время и нападали на неё с особенной яростью". Из воспоминаний Николая Каразина Сам Каразин тоже не ограничивался лишь участием в битвах – он постоянно делал рисунки и наброски, запечатлевая окрестные пейзажи, батальные сцены, жанровые сюжеты этнографического характера. Вернувшись в Санкт-Петербург, он начал писать о Туркестане – картины и книги. Его рисунки появились в 1871 году в журналах "Нива" и "Всемирная иллюстрация", первый роман "На далёких окраинах" поглавно выходил в журнале "Дело". "Я в совершенно одинаковой степени люблю как то, так и другое, – писал Каразин о своей литературной и художественной работе, – ни малейшей разницы, ни малейшего предпочтения". Вскоре он стал известен как один из лучших рисовальщиков в стране, о нём писали в газетах: "В России едва ли найдётся иллюстрированный журнал, который не пользовался бы когда-либо художественными услугами Николая Николаевича Каразина. Для него нет такой темы, которой не мог бы трактовать в рисунке". Успехом пользуются и его повести – "Погоня за наживой", "Двуногий волк", "В камышах", "Голос крови" и др. Николай Каразин. Набег казаков на поселение туземцев. Фото: wikipedia.org • Рисунки и карты Долго усидеть на месте художник не смог. В 1879 году Русское географическое общество организовало экспедицию в Центральную Азию, чтобы исследовать бассейн Амударьи. Николаю Каразину предложили принять в ней участие, на что он немедленно согласился. "Аму-Дарья – река легенд и преданий, река, имеющая первостепенное значение для жизни целого обширного края, река, тем не менее, едва намеченная в изысканиях учёных путешественников". Из воспоминаний Николая Каразина Научная экспедиция – это не военные действия, однако ж без опасных инцидентов не обошлось. Как-то Каразин со спутниками остановились на завтрак, сплавляясь по реке. С противоположного берега послышались выстрелы – на них напали не подчинявшиеся никому текинцы. "Сквозь чащу камыша в воду прыгали голые по пояс люди, в руках у которых были гуксары – двойные бараньи шкуры, сшитые мешком и надутые воздухом, – вспоминал художник в своих путевых заметках. – С ножами в зубах к лодкам подплывало около двадцати текинцев". Исследователи, вооружённые всего лишь тремя берданками и несколькими револьверами, сумели оказать нападавшим достойное сопротивление, вскоре подоспел и второй каик (лёгкая лодка), и казаки помогли повергнуть противников в бегство. Акварель Николая Каразина, 1879 год. Фото_wikipedia.org Опасности пути не помешали с успехом выполнить все задачи экспедиции. В результате появились топографические, географические и геологические карты, охватывающие площадь около трёх тысяч квадратных километров. В Нукусе и Петроалександровке (сейчас это город Турткуль) учёные поставили две метеорологические станции, которые позволили Географическому обществу собрать подробную информацию о климате в окрестностях Амударьи. Участники путешествия привезли множество задокументированных фактов о природе, исторических достопримечательностях, экономике и населении этих мест. Каразин принимал активное участие, фиксируя свои наблюдения не только кистью и карандашом, но и пером. Например, описывая местных бурлаков, он создал удивительно детализированную литературную зарисовку. "Оборванные, босоногие, в громадных отрёпанных бараньих шапках, они мерно, нога в ногу, тянутся по поросшему камышом берегу... Дорога их тяжёлая и не безопасная. То им приходится пробираться сквозь чащу колючего кустарника, то лепиться по самому краю обрыва, рискуя ежеминутно быть сдёрнутым бечевой в воду, то надо вязнуть по грудь в топком береговом болоте... Принимая во внимание ещё мириады комаров, ядовитых змей, гнездящихся в чаще и под кочками болот, страшные низовые лихорадки – мало найдется людей, которые могли бы позавидовать жизни этих бедняков”. Из воспоминаний Николая Каразина Кроме того, художник привёз из экспедиции объёмный альбом с рисунками природы и местного населения. Когда он вернулся в Санкт-Петербург, он не только стал членом ИРГО, но и получил от Общества поддержку при организации выставки этих рисунков. Она делилась на три части: побережье Аральского моря, дельта Амударьи и сцены Хивинского похода. Мероприятие оказалось весьма резонансным, в прессе появилось немало хвалебных отзывов. В 1880 году прошли выставки в Париже и Лондоне – помимо интереса со стороны публики, они принесли Каразину золотые медали и почётные дипломы Парижского и Лондонского географических обществ. Из альбома акварелей со сценами из "трёхвекового служения сибирских казаков Престолу и России" художника Николая Каразина (1842 — 1908). Фото: wikipedia.org • Картины, книги и альбомы В 1885 г. Николай Каразин получил звание "почётного вольного общника" от Академии художеств – "за известность и труды на художественном поприще". В том же году он получил и императорский заказ: нужно было написать восемь картин для Военной галереи Зимнего дворца. Чтобы достойно его выполнить, Каразин получил документы для беспрепятственного передвижению по всему Туркестанскому краю и вновь отправился в путь. “Государю Императору благоугодно было в воспоминание целого ряда доблестных подвигов наших туркестанских войск, поручить художнику Н. Н. Каразину (сотруднику нашему) исполнение целого ряда колоссальных картин”, – писал об этом событии еженедельник "Нива". Помимо зарисовок и этюдов природы, местных жителей и этнографических деталей, характерных для Средней Азии, художник привёз из поездки материал для очередной книги. Его путевой очерк "От Оренбурга до Ташкента" можно с полным правом назвать одним из первых путеводителей. В нём Каразин подробнейшим образом описал, как организовать своё путешествие по Туркестану – в каких останавливаться гостиницах, на каких базарах закупаться и даже как выбирать транспорт. "Тарантас должен быть крепок, удобочиним во всякой беднейшей кузнице и даже среди дороги, лёгок, устойчив, накатист, много вместим при этом, одним словом – должен отвечать всем условиям дальней дороги. И он в действительности совмещает в себе все эти качества. <…> Но лучше всего найти тарантас подержанный, уже сделавший несколько тысяч вёрст, так сказать, вполне испытанный; подновят, подчистят и кое-что починят в нем второстепенное в несколько часов, много в сутки, но зато вы уже вполне уверены в прочности главного, т. е. хода, осей и дрог, а это очень важно". Николай Каразин, "От Оренбурга до Ташкента" Публикацию очерка в журнале "Всемирная иллюстрация" сопровождали 22 рисунка в тексте и семь отдельных листов с иллюстрациями. Для того, чтобы написать картины, заказанные Александром III, понадобилось куда больше времени – целых шесть лет. В результате появилось восемь полотен два на три метра, посвящённых туркестанским сражениям. Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года. Одна из картин, написанных Каразиным по императорскому заказу.Фото: wikipedia.org В том же 1885 году Каразин получил заказ на рисунки для многотомника "Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении". 19 том, посвящённый Средней Азии, был проиллюстрирован им почти полностью. Да и во всех остальных томах встречаются работы художника. В 1888 году состоялось последнее путешествие Каразина в Среднюю Азию – его пригласили проехаться по Закаспийской железной дороге за несколько месяцев до того, как она официально начала действовать. Ему выделили специальный вагон, переоборудованный под мастерскую, в которой на протяжении всех 1440 километров дороги художник зарисовывал свои впечатления. В результате к 15 мая, когда состоялось официальное открытие дороги, каждый из иностранных гостей, приглашённых на торжество, получил подарочный альбом с акварелями художника. Издавали его за границей – работу поручили парижской фирме Буассонад, потратив на это огромную сумму в 100 тысяч франков. Некоторые из вошедших в альбом рисунков позже также появились во "Всемирной иллюстрации". Николай Каразин. Дело хорунжего Рытова против казахов Кенесары в 1837 году. Фото: wikipedia.org Ещё один альбом, который подготовил Николай Каразин, был посвящён традиционному путешествию Николая II в бытность цесаревичем. С октября 1890-го по июнь 1891 года наследник престола объехал Европу, Африку и Азию, причём в его свите был совсем другой художник – Николай Гриценко. Однако литературно-художественный альбом по результатам экспедиции сопровождавший будущего государя князь Эспер Ухтомский поручил именно Каразину. Возможно, участие в подготовке этого редкого библиографического издания, стало одной из причин, почему после революции художника предали забвению. Однако написанные им книги и созданные картины сохранились. Каразин умер в конце 1908 года. Всю жизнь он следовал принципу, который высказал в одной из собственных книг: "Надо, чтобы славные и добрые дела глубоко врезались в душу современников, передавались такими же глубокими, неизгладимыми чертами в сердца потомства и из поколения в поколение, без напоминающей помощи колоссальных, а всё-таки не вечных монументов, хранили вечную славу о добрых и мудрых своих предшественниках…" Дела Каразина оставили по себе достаточно глубокий след, чтобы остаться в памяти последующих поколений. Иллюстрация к проекту московского метрополитена, 1902 год. Фото: wikipedia.org • Интересные факты Первый проект московского метрополитена возник ещё в 1902 году – его создали инженер Пётр Балинский и специалист по строительству железнодорожных мостов Евгений Кнорре. Иллюстрации к этому проекту "городских железных дорог большой скорости внеуличного движения" выполнил Николай Каразин. Николай Каразин стал первым художником, иллюстрировавшим произведения Фёдора Достоевского. Кроме того, он оформлял книги Александра Пушкина, Николая Гоголя, Льва Толстого, Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Дмитрия Григоровича и др. Первые в России открытки – так называемые "открытые письма" – принадлежали кисти именно Каразина. Их издало общество Святой Екатерины. Современники называли их "милыми акварельками", воспринимая как небольшие картины. В 1900 г. карточная фабрика Императорского Воспитательного Дома выпустила "в ограниченном количестве новые карты, которые можно назвать национальными" – для разных мастей были выбраны представители четырёх национальностей, входивших в состав Российской империи. Пики представляли башкиры или киргизы, бубны – поляки, трефы – малоросы, а черви – великоросы. Рисунки разработал Каразин. Этого художника можно назвать одним из первых русских дизайнеров – он с удовольствием брался за прикладную работу, будь то заказ на меню с виньетками для званого обеда с участием цесаревича или фарфоровая посуда завода братьев Корниловых. О Каразине знали не только образованные слои общества, но и простые люди – вырезанные из журналов "Нивы" или "Всемирной иллюстрации" изображения его рисунков зачастую украшали деревенские избы. Каразин написал 25 томов литературных произведений. Среди них – повести и романы, посвящённые Туркестану, такие как "На далёких окраинах", "Наль" и др. Один из самых крупных романов автора "В пороховом дыму" описывает войну за независимость Сербии. Кроме того, он создал ряд детских произведений, например, сборник "Мои сказки". Детская книга Каразина "С севера на юг. Путевые заметки старого журавля" была не только развлекательным, но и познавательным чтением, из которого дети могли почерпнуть немало полезных знаний о географии. Она рассказывает о путешествии стаи от Осташковских болот на зимовку в Египет и возвращении назад. Книга была написана за 17 лет до того, как появилось знаменитое "Путешествие Нильса с дикими гусями", написанное по тому же принципу. Ольга ЛАДЫГИНА. 29 апреля 2022. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |