01:56 Загадка драконов Анау | |
ЗАГАДКА ДРАКОНОВ АНАУ Никого из многочисленных посетителей Музея изобразительных искусств им. Сапармурата Туркменбаши Великого никогда не оставляет равнодушным один из самых впечатляющих его залов — «Зал древнего искусства», в котором экспонируются произведения, создававшиеся на протяжении многих тысячелетий гением и мастерством великих предков туркменского народа. Это шедевры умельцев легендарной страны Маргуш, единственная в своем роде парфянская живопись Нисы, декоративные панно Сасанидского Серахса и множество других. Но, пожалуй, самым загадочным экспонатом можно по праву признать размещенную на стене зала удивительно изящную, исполненную непостижимой внутренней динамики мозаику, изображающую двух извивающихся в фантасмагорическом танце, хищно оскалившихся чешуйчатых драконов... Экскурсовод поведает вам, что эта мерцающая причудливым цветом мозаика некогда украшала великолепный портал мечети на древнем холме в нескольких километрах к востоку от Анау. Катастрофическое землетрясение 1948 года превратило мечеть в бесформенную груду развалин. При этом безвозвратно погиб и уникальный портал, под обломками которого было погребено его неповторимое декоративное убранство, в том числе и мозаичные драконы. В течение многих лет реставраторы Национальною управления охраны, изучения и реставрации исторических и культурных памятников Туркменистана скрупулезно, буквально по крупицам собирали даже самые крохотные фрагменты мозаики. И хотя она восстановлена не полностью (многие детали утрачены навсегда), мы сейчас имеем достаточно ясное представление о ее первозданном виде. Этот сюжет совершенно не типичен для мусульманских культовых сооружений эпохи средневековья (мечеть возведена при тимуридском наместнике в Хорасане Абу-л-Касиме-Бабуре между 1446 и 1457 гг.). Действительно, драконы на портале мечети — явление, не имеющее даже отдаленных аналогов в Центральной Азии, а все убранство портала в целом по ряду признаков — и в мире. Достоверно научного объяснения этот феномен пока не получил. Однако среди местных жителей из поколения в поколение передается хотя и наивное, но не лишенное некоего очарования предание. Когда- то на холме, где сейчас находится мечеть, росло дерево, на котором висел колокол. Любой человек, будь то путник или страждущий, мог звонить в него, и люди всегда оказывали ему помощь, выручали из беды. Однажды жителей окрестных селений разбудил тревожный, печальный звон колокола. Все собрались на холме и с ними царица Джамал, наделенная Всевышним многими добродетелями. В колокол звонил огромный, извивающийся в скорбной тоске дракон, а в глазах его была не злоба, а мольба. Он все время указывал на двух плотников с топорами и пилами, находившихся в толпе. Джамал приказала плотникам следовать за драконом, и рабочие, не ведая, что ждет их впереди, отважно пошли за чудищем, провожаемые взглядами застывших в оцепенении земляков. Когда все трое пришли в горы, то увидели еще одного дракона, корчившегося в ужасных муках. Оказалось, что он проглотил черного козла, рога которого застряли в глотке. Плотники забрались в пасть дракона, ловко распилили рога козла и разделили топорами его тушу, избавив рептилию от страданий, после чего благополучно вернулись домой. На следующий день звон колокола раздался вновь, на этот раз торжествующий и радостный. Собравшийся народ с изумлением увидел огромную груду золота и драгоценных камней, которую драконы в знак благодарности за спасение поднесли к ногам красавицы Джамал, а сами скрылись в утреннем тумане Копетдагских предгорий. Великодушная Джамал повелела на все сокровища построить на этом месте самую прекрасную на свете мечеть, а на портале в память об удивительной встрече с драконами увековечить образы дарителей. Вместе с тем научные дискуссии о сокровенном внутреннем смысле столь оригинальной мозаики не утихли по сей день. Выдвигаются самые разнообразные гипотезы. Однако наиболее вероятной представляется версия, предложенная тонким знатоком туркменских древностей археологом ГАПугаченковой. Тщательно исследовав в 40-х годах прошлого века еще не разрушенную природной стихией мечеть, она внимательно изучила и все народные предания о ней. Не упустила из виду и, казалось бы, совершенно фантастическую историю с драконами. Идея ученого гипотетична, но научно вполне обоснована. Изображение драконов закономерно, ибо органично сочетается с другими деталями, в частности, орнаментом, обрамляющим портал по периметру. Этот орнамент, кстати, до сих пор встречающийся в туркменских коврах, повторяет росписи полихромной керамики эпохи энеолита (VI—III тыс. до н. э.). К этому же времени относятся и распространенные в энеолитических сообществах культы живых существ, среди которых нередко встречаются и рептилии -священные «прародители» рода, племени. Нет ничего удивительного и в том, что воплотилось это в столь причудливой форме именно здесь, в Анау: в нескольких сотнях метров восточнее мечети — всемирно известные холмы — остатки поселений людей, возделывавших один из древнейших на земле видов белой пшеницы. Теперь декор портала мечети представляется уже не как плод фантазии его создателей, а как воплощение непостижимой стойкости древнейших традиций и преемственности духовных ценностей сотен поколений туркмен. Несмотря на то, что мечеть покоится в руинах, она и поныне почитается как святыня, а местные жители, как и много веков назад, именуют ее «Дом красоты». Владимир ТЮНИБЕКЯН, журналист | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |