19:49

Сапар Молланиязов

САПАР МОЛЛАНИЯЗОВ

Заслуженного деятеля искусств Туркменистана.
С.Молланиязов - Народный Депутат Меджлиса Туркменистана (1990-1995)

В КИНЕМАТОГРАФЕ - после окончания электротехнического факультета Ленинградского института киноинженеров. Был направлен на киностудию "Туркменфильм" инженером.
После стажировки на киностудии им. Горького в профессии звукооператора под руководством Николая Озорнова, снимавшего в то время фильм"Если ты прав" режиссера Григорьева, стал работать звукооператором. Фактически первым профессиональным звукооператором на "Туркменфильме".
Озвучил несколько документальных фильмов. После чего ему была предложена работа над киноэпопеей Алты Карлиева "Решающий шаг". И первым из своих немногочисленных коллег провел сложнейшее озвучивание двухсерийного фильма.
До этого озвучивать картины, записывать музыку к фильмам доверяли лишь опытным звукооператорам
с "Мосфильма", киностудии им. Горького, "Ленфильма".
Какая-то внутренняя неудовлетворенность собой, стремление более полно выразить себя, свое отношение к непростым явлениям жизни привели на факультет кинорежиссуры Высших двухгодичных Курсов Сценаристов и Кинорежиссеров( Москва).
Так началась карьера кинорежиссера документального кино.

■ ФИЛЬМОГРАФИЯ РЕЖИССЕРА САПАРА MOЛЛАНИЯЗОВА

1 "Уста - Кую" - 1 часть.
Диплом Международного кинофестиваля в Торонто (Италия) - 1982
Призер Международного кинофестиваля в Пярну (Эстония) - 1988
Участник показа, лучших фильмов Средней Азии и Казахстана на XXX Международном кинофестивале в Лейпциге (ГДР) - 1988
Кинофестиваль в Стамбуле (Турция) - 2000

2 "Друг чабана" - 1 часть.
Диплом жюри за яркий поэтический рассказ на Всесоюзном кинофестивале в Киеве -1984
Диплом Международного кинофестиваля стран Азии и Африки в Дамаске (Сирия) -1985

3 "Седьмой бархан" - 1 часть.
Диплом Международного кинофестиваля в Темпери (Финляндия)
Диплом Международного кинофестиваля в Западном Берлине (ФРГ)

4 "Следопыт" - 1 часть.
Лауреат XII Всесоюзного кинофестиваля. Приз и Диплом за лучшее раскрытие пограничной тематики в документальном кино

5 "Земля ждать не может" - 2 части.
Диплом на первом Международном кинофестивале экологических фильмов
в Фрайбурге (ФРГ) - 1988.
Диплом первого Международного кинофестиваля экологических фильмов,
в Колорадо-Спрингс (США). - 1990
Представлял советское кино на первом кинофестивале Восток-Запад в ФРГ - 1988

6."Спасти пустыню" - 3 части.
Диплом первого Международного кинофестиваля экологических фильиов, г Колорад-Спринс (сша) - 1990г.
Показ и обсуждение на экологическои симпозиуме Восток-Запад, г Висбаден, (ФРГ) - 1980г.

7 "Сердолик" - 1 часть.
Золотая медаль на Всесоюзном кинофестивале спортивных фильмов г Ашхабад - 1988.
Диплом на первом Международном кинофестиваля экологических фильмов
в Фрайбурге, (ФРГ) - 1988.
Участник Международных кинофестивалей:
Нью-Йорк (США) -1990, Лос-Анжелес (США) -1991
Диплом первого Международного кинофестиваля экологических фильмов,
в Колорадо-Спрингс (США) - 1990
Представлял советское кино на первом кинофестивале Восток-Запад ФРГ - 1988
Призер второго Международного кинофестиваля в Пярну (Эстония) - 1989
Диплом Международного кинофестиваля в Оберхаузене (ФРГ)-1989
Участник кинофестиваля лучших фильмов Средней Азии и Казахстана в центре "ПОМПИДУ" - Париж (Франция) - 1990
Диплом - Международный кинофестиваль в Тегеране (Иран) - 1996
Кинофестиваль в Стамбуле (Турция) - 2000
Кинофестиваль в Вене (Австрия) - 2001.

8. Ашхабадская эпопея (Ашхабадское землетрясение) - 7 частей. 1982

9. Каракумский характер - 1 часть. 1985

10. Сотая доля пути - 1 часть.1976

11. В случае моей смерти, прошу никого не винить... - 1985

12. Сквозь миражи - 2 части. 1990

13. Время возвращать долги. 2 части. 1990

14. Опасная зона - 5 частей. 1993

11. Беркарар Довлет (Созидание). Видеофильм - 51 минута. 1995

Режиссером Сапаром Молланиязовым создано более сорока документальных фильмов.

* * *

■ ЗАМЕТКИ О РАБОТАХ РЕЖИССЕРА-ДОКУМЕНТАЛИСТА САПАРА МОЛЛАНИЯЗОВА

Когда смотришь ленты С. Молланиязова подряд особенно очевидно, как не одинаков в разных работах этот показатель "плотности" - чтобы кадрам было тесно мыслям - просторно. Но именно этот взгляд и показывает развитие творческой личности режиссера, его движение и поиск.
Режиссерский путь Сапара Молланиязова: мне представляется не дорогой по равнине, а смелым восхождением на гору, когда каждая новая работа - как крюк для альпиниста: забил - подтянулся, новый крюк - на полметра выше. А если и случается временное снижение высоты, то все равно - о силах и уровне подготовки альпиниста судят по уже покоренным пикам…
Среди таких фильмов которые "поднимали" С. Молланиязова, - "Уста-кую", "Следопыт", "Седьмой бархан". Два первые (оба по сценарию К. Бердыева) интересны тем, что в них воплощена дорога сердцу режиссера тема старинных национальных ремесел, векового народного опыта и мудрости.
Герои фильмов - старики: один - колодезных дел мастер, ищет воду среди песков, другой - прямо таки туркменский Дерсу-Узала, читает пустыню и горы, как книгу, и этим своим умением не раз помогал пограничникам. В обоих лентах сюжета практически нет: кинокамера, кажется, запечатлевает в подробностях стариков за своим делом: одного, с каким-то стоическим упорством роющим песчаную толщу, другого - разговаривающим с каждой травинкой и камнем. И только к финалу неспешное течение событий сжимается в неожиданно - напряженную, драматическую точку: уста-кую не находит воду, следопыт не напал еще на след…
И эта непредвиденная концовка вдруг отбрасывает на фильм какой-то особый свет понимания его как философской притчи - о непростом пути к истине о бескорыстном, жертвенном служении людям. И словно задает вопрос: кто продолжит дело стариков, кому передадут они свою мудрость и еще что-то важное что в суете нашей жизни размылось, растерялось, позабылось?
Вот почему ленты, рассказывая казалось бы об уходящем, нехарактерном, отнюдь не уводят в сторону от веяний времени - они не только познавательны, но и чрезвычайно актуальны нравственно. И кроме этого, отмечены бесспорными художественными достоинствами, несут печать не холодно-грамотного профессионализма, а трепетности, пылкости, которые - увы! - часто с годами уходят из работ документалистов.
Сапар Молланиязов остаётся честен в своих достижениях и ошибках. Именно поэтому в спорах, разговорах он часто говорит: "Я оставляю за собой право ошибиться…" Это право обусловлено еще и тем, что создать яркий убедительный образ современника в документальном кино намного сложнее, чем в игровом. В этом я убеждена так же как и Сапар.
Пожалуй в большой степени удача фильма зависит от умения режиссера не подавлять личности героя, пытаясь вытеснить его в уже готовый сценарии, а поставить в обстоятельства самораскрытия. Именно так и состоялся фильм "Седьмой бархан" - на мой взгляд, лучший фильм С. Молланиязова, который кстати, представлял советское документальное кино на фестивале в Западном Берлине.
Отличная черта этой ленты - динамика, чего под час недостает другим работам режиссера. Весь фильм - как стремительно разжимающаяся стальная пружина. Картина имеет конкретную подоплеку: чтобы выиграть время и сэкономить государственные деньги, вышкомонтажники впервые перевозят по пескам уже смонтированную вышку. Авторы (сценарист Х. Якубов) на конкретном факте показывают единоборство человека с пустыней, его волю и энергию, разум и власть над стихией и металлом. И как не ординарно раскрылся в этой экстремальной ситуации герой картины - бригадир монтажников Збигнев Дыбовский, мастерски, неистово "дирижировавший" штурмом седьмого бархана. Вот где и сюжет, и характер, и сама жизнь…
Сапар Молланиязов - художник постоянно ищущий требовательный к себе. Безусловно и в новых работах он привлечет наше внимание к действительно важным проблемам, ярким характерам…
Требовать от каждого десятиминутного фильма художественных открытий вряд ли возможно. Вспомним финал "Уста-кую": старый мастер не находит воду. Но он идет по бескрайней пустыне чтобы где-то ее непременно отыскать. Не зря говорится: если из пяти колодцев два дадут воду - хорошо...

Елена Приходько,
журналист

* * *

Рубрика "Оправдать надежды"

■ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ КИНО

… Поистине достойная документалистики емкость, слияние формы и стиля. Этим расширением смысла, на сей раз возвышением будничного до поэтического, отмечен фильм Сапара Молланиязова "Седьмой бархан" ("Караван"). В самом деле, перед нами вроде бы всего лишь десятиминутный репортаж: тракторы перетягивают буровую вышку через песчаный увал. Но зоркость оператора, точный монтаж режиссера, блистательная работа автора звука (Г.Стоянов) превращают кино наблюдение в кино стихотворение о тяжести испытания и счастье преодоления…

Леонид Гуревич,
кинодраматург, кинокритик. (Москва)

* * *

Рубрика" Показывает Киноэкран "

■ В БЕРЛИНЕ, ТАЛЛИНЕ И ТОРЕНТО

Кинематографисты более двадцати стран собрались в эти дни в Западном Берлине на 32-й Международный кинофестиваль художественных и документальных фильмов. Наша страна на этом кино форуме художественной картиной режиссера Искры Бабич "Мужики", и короткометражным фильмом Сапара Молланиязова "Седьмой Бархан" (сценарий Х. Якубова, оператор В.Гукасов).
Созданная в минувшем году картина рассказывает о нелегком труде туркменских нефтяников в суровых условиях Каракумов - о бригаде вышкомонтажников Збигнева Дыбовского из объединения "Туркменнефть", добившейся в прошлом году наивысших показателей в социалистическом соревновании…
Добрая весть пришла на днях на киностудию "Туркменфильм" им. Алты. Карлиева. Госкино СССР просит срочно выслать в москву копию фильма Сапара молланиязова "Уста-Кую". Лента об одной древнейшей профессии - колодезных мастеров, весной этого года примет участие в Международном кинофестивале документальных фильмов в итальянском городе Торенто

* * *

Рубрика "На фестивальных Орбитах"

■ КАК МИР МНОГОЛИК

Не так давно в Стамбуле завершился не совсем обычный праздник экранного искусства. "Этика и Эстетика документального кино" - так назвали его организаторы - Ассоциация кинодокументалистов \турции, Министерство культуры, Университет "Галата-сарай". В этом своеобразном фестивале - симпозиуме (в те же дни здесь проходила 4-я научно-теоретическая конференция по проблемам документального экрана). Приняли участие мастера экрана более чем 40 стран - от Канады и США до Китая и Японии. За десять дней участники фестиваля просмотрели более 150 кино - и телевизионных документальных лент, Посвященных, главным образом, этническим, нравственным и эстетическим проблемам жизни планеты.
Как все-дети бесконечно многолик художественный и духовный и духовный мир народов нашей земли, как неповторим каждый населяющий ее народ, как прекрасен и своеобразен вклад каждой нации в общечеловеческую культуру! В этом еще раз могли воочию убедиться участники фестиваля-симпозиума в Стамбуле, день, за днем открывая для себя дотоле неведомые миры прекрасного. И как, оказывается, безгранична и богата тонами и оттенками палитра документального экрана, как велики его возможности в раскрытии духовных и интеллектуальных богатств человека-творца.
Документальный экран независимого нейтрального Туркменистана представлял на Стамбульском фестивале известный режиссер, заслуженный деятель искусств Туркменистана Сапар Молланиязов. Он привез в Турцию две свои ленты-короткометражки "Сердолик" и "Уста-Кую"(Колодезный мастер). В свое время обе эти картины были увенчаны самыми престижными наградами ряда международных фестивалей. Так "Сердолик", рассказывающий о старинных национальных играх и обрядах, был отмечен призами и дипломами жюри на фестивалях документального кино в Лос-Анджелесе, Колорадо-Спрингсе (США), в Париже, Фрейбурге и Оберхаузене (Германия), в Тегеране, Алма-Аты…
Не менее внушительный список международных наград у маленького фильма "Уста-Кую". Лейпциг, Карловы Вары, Ташкент и т.д.
Разумеется, на стамбульском фестивале-симпозиуме ни каких наград не присуждалось. Но обе ленты туркменского режиссера вызвали живой интерес и признательность профессионалов. Ассоциация кинодокументалистов Турции попросила у Сапара Молланиязова разрешения снять копии с его картин для своей богатейшей фильмотеки.
Наш соотечественник подарил свои картины турецким коллегам

Хабиб Гусейнов,
заслуженный журналист Туркменистана.

* * *

■ НА ФЕСТИВАЛЬ В АМЕРИКУ

Для участия в работе Международного фестиваля фильмов по охране окружающей среды в Колорадо-Срингсе (США) вылетел известный туркменский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Туркменской ССР Сапар Молланиязов.
В фестивале примут участия более 50 национальных и региональных групп со всех континентов. Сапар Молланиязов - единственный из советских кинематографистов, получивший приглашение на фестиваль.
В конкурсном показе фестиваля будут представлены два его фильма - "Земля ждать не может" и "Спасти пустыню". Обе киноленты, поднимающие серьезную проблему охраны природу Туркменистана, получили широкое признание зрителей как в нашей стране, так и за рубежом. Они с успехом представляли советское киноискусство во Франции и ФРГ.

Д. Маратов,
журналист.

* * *

■ ДЕВИЗ СМОТРА "ГЛАСНОСТЬ"

Первой ласточкой Туркменского документального кино перелетевшей океан и достигшей Америки стала лента режиссера Сапара Молланиязова "Сердолик" - исполненный психологизма рассказ о народе, стариках - туркменах, в чьих лицах зрители видят и туркменскую пустыню, и солнце, и горы, и национальный характер.
На студию "Туркменфильм" в канун профессионального праздника кинематографистов пришла радостная телеграмма: картина демонстрировалась в Американском институте кино, в Вашингтоне, в Музеи истории природы и этнографии в Нью-Йорке, восторженно встречена мастерами экрана деятелями культуры.
- Счастлив, что успехом "Сердолика" положено начало деятельности американо-советской киноинициативы - ассоциации, созданной совсем недавно по желанию кинематографистов США и нашей страны - говорит режиссер С.Молланиязов. - Участвовать своими фильмами в ее работе - большая честь для художника. Цель ассоциации благородна: лучше узнать киноискусство друг друга, а следовательно, жизнь самих народов, советского и американского, способствовать их сближению средствами кино, создавать совместные фильмы.
В ближайших планах американо-советской инициативы, как сообщил ее вице-президент кинодраматург Леонид Гуревич, - провести в Нью-Йорке фестиваль фильмов СССР под названием "Гласность". Предварительное знакомство американских коллег с двумя десятками советских картин убедило, что смотр будет иметь большой общественный резонанс.

(ТАСС)

* * *

■ ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ ГОДА

Союз кинематографистов Туркменистана в этом году впервые учредил специальный приз и диплом за лучший документальный фильм года, созданный на киностудии "Туркменфильм" им. А.Карлиева.
Отдел хроники киностудии в течение года создает около двадцати документальных киноочерков. Готовясь к своеобразному конкурсу-соревнаванию "За лучший фильм года", редакционный совет студии отобрал из всех картин, выпущенных в 1983 году, восемь фильмов. Они были на днях представлены на просмотр авторитетного жюри, в которое вошли киноведы, кинокритики, журналисты. Возглавил его работу заслуженный деятель искусств ТССР, режиссер телевидения Х.Якубов.
Лучшим документальным фильмом минувшего года единодушна, признана работа режиссера Сапара Моланиязова "Друг чабана".
Следует напомнить, что эта картина наряду с также участвовавшей в конкурсе работы А.Артыкова "Экзаменует земля" представляли туркменское документальное кино на XVII Всесоюзном кинофестивале в Киеве.

Г. Искандеров,
журналист.

* * *

■ СЕРДОЛИК СОБИРАЕТ ТРОФЕИ

На Международном фестивале в Оберхаузене советскую кинодокумента- листику будет представлять картина "Туркменфильма" "Сердолик". Это уже третий фильм республиканской киностудии, участвующей в престижном киносмотре, который состоится в западногерманском городе в апреле.
Сердолик, как испокон веков считается в народе, приносит счастье. Словно оправдывая легендарную символику, немало удач принес он и режиссеру Сапару Молланиязову, снявшему поэтичную и психологическую тонкую ленту о стариной игре с этим именем. Картина получила золотую медаль на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов в Ашхабаде в мае прошлого года. А осенью была удостоена двух международных наград - экологического фестиваля во Фрейбурге (ФРГ) и фестиваля визуальной антропологии в эстонском городе Пярну. На этих фестивалях демонстрировались и были отмечены еще два фильма режиссера: "Уста-Кую" и "Земля ждать не может".Успех туркменского кино? Несомненно.

Е. Приходько,
журналист.

* * *

Спутник всесоюзного кинофестиваля

■ ЗНАКОМЬТЕСЬ: РЕЖИССЕР САПАР МОЛЛАНИЯЗОВ

В КИНЕМАТОГРАФЕ он работает - после окончания Ленинградского государственного института киноинженеров. О представителях этой профессии иногда пишут в прессе под рубрикой. "О тех, кто за кадром". Сапар Молланиязов стал инженером звукозаписи, первым профессиональным звукооператором на "Туркменфильме". И звукооператором отличном: он первым среди своих немногочисленных коллег провел сложнейшее озвучение двух серийного фильма-эпопеи Алты Карлиева "Решающий шаг". До него, озвучивать картины, записывать музыку к фильмам приглашали опытных звукооператоров "Мосфильма", киностудии им.Горького и "Ленфильма".
Но все время жила в пытливом молодом человеке какая-то внутренняя неудовлетворенность собой, стремление полно выразить себя, свое отношение к непростым явлениям жизни. Такую возможность в кинематографе дает режиссура. .И Сапар. не побоялся трудностей "повторного" студенчества.
Через два года он стал режиссером, успев за это время снять на "Туркменфильме" в качестве курсовой и дипломной работ фильмы "Сотая доля пути" и "Уста Кую".
У этой маленькой картины (сценарий "Уста Кую" написал К.Бердыев, снимал ее оператор А.Аташян) - счастливая судьба. Это фильм о человеке редкой профессии - искателе воды в пустыне, колодезном мастере. В Туркмении исстари не было людей, более уважаемых и почитаемых, чем усса-кую, о них слагали легенды.
Сапар .Молланиязов неторопливо и навязчиво рассказал об одном из таких изчи, о мастере, что "слышит" воду под толщей сыпучих барханов, находит ее в пустыне по едва уловимым, только ему ведомым признакам - по корням селина, по норке тушканчика, по шороху песка, перетираемого в твердых ладонях.
Одинокий маленький старик на экране вдруг предстает перед нами человеком из легенды, волшебником, которому открыты тайны земли и воды. Так тонко и умно подвел нас режиссер к мысли о нерасторжимом единстве человека и природы, к мысли о ее щедрости и богатствах, за которые мы все в ответе.
"Уста-кую" дипломная работа С.Молланиязова, свидетельствовала о том, что в документальное кино пришел человек зоркий, наблюдательный, смело эксперементирующий. Эти и другие добрые слова говорили о режиссере в день защиты диплома его учителя - известные мастера документального кино В.Трошин, Б.Рычков, Л.Кристи…
позже "Уста-кую" наряду с рядом других документальных лент студии ("Бяшим Нурали" и "Краски, которые дарит природа" Б.Аннабердыева, "Дерево Мукама" Б.Аннанова - о них мы расскажем в следующий раз) представлял кинематограф Туркмении на V Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ташкенте.
Потом последовали несколько новых работ С.Молланиязова -"Материнская слава", "Дорога к нефти", "Утро начинает день" - работы не во всем удавшиеся, неровные, но свидетельствующие об упорном поиске режиссером своей темы героя, своего пути в экранной публицистике.
Как-то он поделился со мной интересной задумкой: создать цикл маленьких фильмов - новел о людях редких, исчезающей в наши дни профессии. К этой мысли он пришел еще в дни работы над картиной об искателей воды. И вот он в прошлом году он создал вторую ленту этого цикла - "Следопыт". Сценарий фильма снова написал отличный знаток туркменского быта, человек, влюбленный в родную землю, - талантливый новеллист и журналист Какали Бердыкв. Снимал картину оператор К.Чишиев.
В отличии от строгого, почти аскетического документализма "Уста-кую" "фильм был черно-белым, графически четким по стилю, тоже документальную в основе, введен элемент "игры", нехитрой интриги. Дело происходит на границе: на контрольной полосе ранним утром бойцы обнаружили след нарушителя, ведущий в глубь нашей территории. Взвыла сирена. "Застава в ружье!" Стремительный бросок "тревожной группы, собаки, берущие и теряющие след: нарушитель "обработал" свой путь химикатами… К поискам привлечен известный изчи - следопыт Баба Муратгельдыев (в фильме мы узнаем из лаконичной надписи, что на его счету более 60-ти задержании нарушителей).
В чем же элемент "игры", о которой я упомянул? Нарушитель границы (на этот раз) "условный", но знают об этом только начальник заставы и следопыт Баба-ага. Тревога, трудные поиски, стремление молодых бойцов во чтобы то ни стало найти и обезвредить нарушителя границы, все это всерьез, по настоящему: тяжело в учении - легко в бою.
Режиссер раскрывает на экране секреты нелёгкой профессии изчи. Он, Баба Муратгельдыев, не только сам внимательно и умно "читает" природу, отмечая каждую примятую травинку, неосторожно отколотый краешек камня ("прошел человек с тяжёлой ношей"), настороженную тишину ("почему кеклики не встречают утро обычным пересвистом?. Почему архары не идут на водопой?".
Нет, на всё это старый следопыт обращает внимание своих спутников - молодых солдат, учит их пониманию не всем доступного "языка" травы, камня и воды, языка птиц и животных, раскрывает перед ними живой мир природы, её красоту и богатство…
Индивидуальность яркая, человек знающий и любящий своё дело - таким предстал на документальном экране следопыт Баба Муратгельдыев. И в этом главная заслуга создателей маленькой ленты, умеющих видеть романтическое - в обыденном, а в человеке - личность.
Сапар Молланиязов умеет немногословно и в то же время кинематографически выразительно раскрыть главное в человеке - его любовь к своему делу. Хочется пожелать картине "Следопыт" удачи на предстоящем смотре многонационального советского киноискусства, а его автору - новых творческих поисков.

Хабиб Гусейнов,
заслуженный журналист Туркменистана.

# yan_eho@mail.ru
Категория: Teatr we kino sungaty | Просмотров: 438 | Добавил: Hаwеrаn | Теги: Sapar Mollanyýazow | Рейтинг: 0.0/0
Awtoryň başga makalalary

Teatr we kino sungaty bölümiň başga makalalary


Teswirleriň ählisi: 0
Teswiri diňe saýta agza bolan ulanjylar goşup bilýär.
[ Agza bol | Saýta gir ]