03:56 Ценность времени | |
ЦЕННОСТЬ ВРЕМЕНИ
Edebi makalalar
بسم الله الرحمن الرحيم Дорогие мои братья, сегодня мы поговорим о самом важном, чем мы обладаем, о времени, о его скоротечности и цене. Если нас спросят: «Что у тебя есть самое дорогое, чем ты обладаешь?» Кто-то скажет, что дети, имущество, дом, родня и т.д. Однако самое дорогое для нас, после милости Ислама – это время. Мы должны это знать и помнить об этом каждый день. Что самое дорогое, что у нас есть, самое ценное – это время, которым мы пока располагаем. И ценное оно потому, что оно безвозвратно. Всевышний Аллах в Коране очень часто клянётся временами суток. Всевышний Аллах клянётся только тем, что является очень дорогим, иначе Он не упомянул бы это в Коране и не клялся бы этим. Практически каждое время суток, каждый его отрезок, будь то ночной отрезок времени, предрассветный, полуденное время, предзакатное время -бесценны. Именно этими временами Всевышний Аллах клянётся в Коране. И клянётся только потому, чтобы обратить наше внимание насколько это ценно и дорого для нас. В Коране Всевышний Аллах говорит: وَاللَّيْلِ إِذَا يَغْشَى [سورة الليل: الآية 1] «Клянусь ночью, когда она покрывает». وَالنَّهَارِ إِذَا تَجَلَّى [سورة الليل: الآية 2] «И клянусь днём, когда он появляется». وَالضُّحَى [سورة الضحى: الآية 1] «Клянусь утренним временем». وَلَيَالٍ عَشْرٍـوَالْفَجْرِ [سورة الفجر: الآية 2-1] «Клянусь рассветом и десятью ночами». وَالشَّمْسِ وَضُحَاهَا ـ وَالْقَمَرِ إِذَا تَلَاهَا [سورة الشمس: الآية 2-1] «Клянусь солнцем и его сиянием, и клянусь луной, которая следует за солнцем». وَالْعَصْرِ [سورة العصر: الآية 1] «Клянусь послеобеденным временем». فَلَا أُقْسِمُ بِالشَّفَقِ [سورة الإنشقاق: الآية 16] «Клянусь зарёй». Вновь хочу обратить ваше внимание, что Всевышний Аллах клянётся только тем, что является очень важным и дорогим, и для того, чтобы обратить наше внимание насколько это важно. До тех пор, пока мы не будем понимать и ощущать насколько важно время, мыничего не изменим в своей повседневной и общественной жизни, в жизни уммы. Всевышний Аллах говорит в Коране: كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ [سورة آل عمران: الآية 110] «Вы - самая лучшая умма, которая появилась из людей». Но лучшей умой, о которой говорится в этом аяте, мы можем стать только тогда, когда будем ценить все те милости, которыми Всевышний Аллах нас наделяет. Ещё раз хочу повторить, что самой великой милостью для нас, самым большим богатствомпосле Ислама является время. Обратите внимание на времена ‘ибадатов. Каждый из них связан со временем пяти намазов. Недостаточно сделать 5 намазов в какое-то время, их нужно сделать строго в определённое время. Пророка спросили о самом любимом деянии перед Всевышним Аллахом, на что он ответил: "الصلاة على وقتها" «Своевременная молитва». Ведь Пророк не сказал молитва с 10 ракаатами, или же какая-то молитва, он сказал: «Своевременная молитва», - вот что важно. В другом аяте Всевышний Аллах говорит: إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَوْقُوتًا [سورة النساء: الآية 103] «Воистину, молитва предписана для верующих в строго определённое время». Пост в месяце Рамазан. Мы же не постимся раз в году в какое угодно для нас время, мы постимся в месяц Рамазан. И как сказал Пророк: «Поститесь, когда вы увидите новолуние месяца Рамазана, и разговляйтесь тогда, когда увидите новолуние (следующего месяца)». Т.е. пост Рамазана тоже строго определён в обозначенное время. Возьмите хадж, который мы исполняем опять- таки в строго предписанное время. В Коране говорится: الْحَجُّ أَشْهُرٌ مَعْلُومَاتٌ [سورة البقرة: الآية 197] «Хадж предписан в определённые месяцы». День Арафат, в котором паломники все должны находиться в долине Арафат. Если паломник не окажется там вовремя, то его хадж будет недействительным. Даже если он исполнит все рукны, ваджибы и суннаты, но не успеет в день Арафат быть в этой долине, его хадж будет недействительным. Здесь говорится, что Арафат, хадж, пост и намаз – всё должно быть исполнено в строго определённое время. Далее закат тоже нужно платить раз в год. Всё это для того, чтобы обратить наше внимание на ценность времени. В средние века наши предки очень сильно ценили время. И большим достижением человечества стало изобретение часов. На больших площадях, в огромных залах, в центре общественных мест стали устанавливать часы. Это говорит о том, что наши предки ценили время, каждую минуту. И только благодаря умению ценить время мусульманская культура, культура Ислама освещала весь мир. Весь средневековый тёмным мир черпал знания из культуры Ислама. На вопрос, почему же этой культуры сейчас нет, почему исламский мир сейчас отстаёт, необходимо ответить, только потому, что мы, умма целиком, перестала ценить время. А запад, наоборот, не имеядуховных ценностей, ценит время. Используют каждую минуту и достигают больших результатов в своём развитии. Однажды произошёл случай между мусульманином и человеком из Европы. Они договорились о встрече, но мусульманин немного опоздал. Европеец был очень удивлён, и спрашивает: «Ты делаешь намаз?» Тот отвечает: «Конечно, хвала Аллаху, я совершаю намаз». Его снова спрашивают: «Ты соблюдаешь пост в месяце Рамазан?» Он отвечает: «Да, я соблюдаю». - Ты в хадж съездил. - Да, я ездил в хадж. - Ты в пятничный день ходишь на намаз? - Да, хожу Тогда европеец говорит: «Удивительно, ваша религия обучает таким великим вещам, но вы сами не знаете, не придаёте значения им». И этот человек рассказывает: «После этого случая я стал очень ценить время. Замечание европейца меня сильно потрясло». Когда наступит судный день, люди будут говорить в своё оправдание: «Я не знал, я забыл, мне никто не сказал». Однако, Всевышний Аллах опровергает все их доводы в этом аяте: أَوَلَمْ نُعَمِّرْكُمْ مَا يَتَذَكَّرُ فِيهِ مَنْ تَذَكَّرَ وَجَاءَكُمُ النَّذِيرُ فَذُوقُوا فَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ نَصِيرٍ [سورة فاطر: الآية 37] «Разве мы не отмерили для вас жизнь настолько, насколько вы могли бы в этой жизни опомниться,поразмыслить, одуматься. Развене приходил к вам увещеватель. Так вкусите же жестокое наказание, воистину, нет для притеснителей помощника». Всевышний Аллах называет людей, которые тратят своё время попросту притеснителями. В хадисе Пророка говорится, что в судный день ноги сына Адама не сдвинутся перед Всевышним Аллахом, пока он не будет спрошен о 5 вещах: о жизни, на что он её потратил, о молодости, в чём он провёл, об имуществе, откуда он его приобрёл и на что потратил, и как он поступил в отношении своих знаний. Обратите внимание, как в этом хадисе говорится о молодости. Молодость, в действительности, самый продуктивный, самый активный период жизни человека. А как вы думаете, каким будет спрос о молодости? О молодости будет спрошено вполне детально. За каждую минуту, за каждое дыхание, которое вдыхали и выдыхали. Что ты делал, когда 3 часа рассматривал какой-то журнал. Что ты делал, когда целый день сидел за телевизором и переключал каналы, что ты делал, когда бесцельно катался по улицам города. Что ты делал, когда занимался каким-то бесцельным и бессмысленным делом – обо всём этом будет спрошено в судный день. Поэтому нужно ценить молодость. Недостойно быть человеку из уммы Мухаммада и беззаботно убивать время. Что такое наша жизнь? Это совокупность лет, года состоят из месяцев, месяц из дней, дни из часов, часы из минут, минуты из дыханий. Наша жизнь – это совокупность вдохов и выдохов. Представьте, что ваше дыхание, состоящее из вдохов и выдохов, это какой-то сундук, и этот сундук вы должны чем-то наполнить и выдохнуть. В судный день все эти сундуки будут раскрываться. В одном пусто. Второй – пустой, сотый – пустой, какой-то сундук открылся, а в нём - чтение Корана, в следующем - время, проведённое в джамаат намазе. В другом - время, проведённое на лекции. Затем опять пошли десятки пустыхсундуков, а некоторые наполненные грехами, или бесполезными вещами. Поэтому, чтобы большая часть этих кладовых не оказались пустыми, нужно ценить время, ценить своё дыхание, каждый вдох и выдох. Представьте человека, который берёт в руки 1000 рублей, затем просто выбрасывает их.Что вы скажите об этом человеке? Скорее всего, что этот человек безумный. Таким же выглядит человек, который беспечно тратит своё время. Наши праведники ценили время, и о времени они говорили знаменитые фразы. Хасан Аль Басрий, один из табиунов, произнёс слова, которое мы не должны забывать: «Каждый день, когда встаёт солнце, и наступает новый день, этот день обращается к нам и говорит: «О, сын Адама, я новый день и я буду свидетелем твоих поступков. Ты воспользуйся мною, преврати меня в свой багаж, воистину я уйду и до судного дня больше никогда не вернусь». Также Хасан Аль Барсийсказал: «О, сын Адама, ты - ничто иное, как дни и дыхание, и когда уходит часть твоего дня и твоего дыхания, то ушла часть тебя. И, когда уходит часть тебя, то, возможно, ушла твоя большая часть». Поэтому нужно понимать, что время – это жизнь, а жизнь – это совокупность дыханий. А вдохи и выдохи уходят безвозвратно. Самое страшное – это когда человек оказывается в своей могиле, и она абсолютно тёмная, и у него очень мало багажа. Самое горькое наказание, которое будет вкушать человек в судный день – это ощущение того, что он ничего не успел сделать. Когда он увидит людей, которые обрели высокие степени, он поймёт, что мог достичь такого же положения. Тогда он ощутит раскаяние и боль. И они будут нестерпимыми. Один из алимов сказал, что каждое дыхание и каждый пот, который выходит не ради поклонения Всевышнему Аллаху и не ради какой-то пользы, то в судный день это дыхание и пот окажутся для тебя печалью и великой потерей. Если вы хотите увидеть в себе признаки любви Аллаха к вам, или же гнева Аллаха к вам, то достаточно обратить внимание, что составляет большую часть вашего времени. Если большая часть времени, помимо ибадата,наполнена полезной деятельностью, ради общества, семьи, окружающих, то это всё является признаком любви Аллаха к вам. И наоборот, если у человека большая часть времени проходит понапрасну, бездельно, беззаботно, то это признак гнева Аллаха. Надо очнуться, проснуться, проникнуться страхом, что на вас есть признаки гнева Всевышнего Аллаха. Что является началом греха? Началу грехов дают 2 вещи: молодость и свободное время. Когда человек молод и беззаботен, он начинает совершать грехи, не иначе. В Коране есть аят, где рассказывается о Пророке Юсуфе . В него влюбилась жена чиновника и не давала ему прохода.В чём была проблема этой женщины и её подруг? В том, что она была беззаботна, у неё не было никаких проблем, и, поэтому, у неё начались такие приключения. В связи с этим, очень важно не оставлять без внимания наших дочерей. Они должны быть всегда чем-то заняты. Если нечем заняться, нет никакой работы, то пусть изучают иностранный язык, компьютер. Учатся шить, ездить на машине. Хотя мы и не привыкли видеть за рулём женщин. Пусть они будут заняты чем-то полезным. Никогда нельзя оставлять женщину без работы, беззаботной. Беззаботность – это начало всех грехов ипроступков. Нашу умму построили люди, ценившие время. Сколько компаний, заводов, предприятий потерпели убытки только потому, что рабочие не делали свою работу, отдыхали, прогуливали. Бывает, что человек работает на предприятии и рабочий день его составляет 8 или 6часов, а он работает 15 минут. Остальное время составляет болтовня, просматривание журналов и т.д. Вы думаете, что этот человек в судный день не понесёт ответственность за те деньги, которые он получал просто так. Он заработал деньги только за 15 минут, а за остальные часы он понесёт отчёт. И не считайте, что эти деньги вполне халал, может случиться так, что это запрещённые (харам) деньги. Время нужно ценить, особенно в молодости, потому что, состарившись, человек уже не имеет тех сил, что в молодости. Однажды, один человек увидел старика, входившего в мечеть. Его опередили дети, увидев их, он расплакался. Тогда его спрашивает молодой человек: «Отец, почему ты плачешь, что случилось?» На что он ответил: «Я плачу потому, что всю свою молодость не ходил в мечеть, не ценил намазы в мечети. Теперь я вижу этих детей и сожалею, что уже не могу вернуть это время. Поэтому мне больно». Религиозный человек обязательно будет ценить время. Если человек не ценит время, это говорит о том, что у него недостаточная богобоязненность, слабая религиозность. Некоторые люди убивают время. От того, что делать нечего, молодёжь совершает дурные поступки, занимаются, как они сами называют это, «убиванием времени». Они не убивают время, эти люди потихоньку убивают себя, и в судный день будут очень горько за это расплачиваться. Сейчас какая проблема у молодёжи? Все помешались на телефонах. У тебя какая заставка, у тебя какая тема, что у тебя есть, скачай, не скачивай и т.д. Большую часть забот составляют эти телефоны, разговоры, переписки и т.п. Я хочу рассказать о людях из истории, которые были светилами нашей уммы. Был такой крупный учёный Аль Мухасаби, он говорил: «Клянусь Аллахом, если бы время продавалось бы и покупалось бы, то я отдал бы всё своё имущество, чтобы приобрести время, которое я потратил на службу мусульманам». У него спросили: «А у кого бы ты купил время?» Тот ответил: «Я купил бы его у бездельников». Следующий рассказ о всем известном учёном Имаме Ан Навави. Этот алим умер в 40 лет, так и не женившись.Он написал 500 сочинений, и большую часть своего времени он потратил на составлении книг. Он говорил, что я ел и спал только тогда, когда падал от изнеможения. Однажды, когда он занимался наукой и писал, мать его приготовила еду и говорит: «Сынок, я приготовила еду, поешь», он говорил: «Мать, я очень занят, я не могу». Тогда мать подходила к нему, кормила его, а он даже не замечал того, что мать его кормит. Перед рассветом он заканчивает свои дела и говорит: «Мама, а как же с едой?» Она отвечает: «Сынок, я же тебя покормила». Он воскликнул: «Клянусь Аллахом, я не заметил, как ты меня покормила». Был такой учёный Ибн Аль Джавзий. Однажды его остановил человек и говорит ему: «Давай поиграем в игру?» И рассказал, как внеё играют. На что учёный ответил: «Тогда останови солнце, эти игры не для меня». Ибн Акиль написал книгу, которая состоит из 800 томов. Подобной книге не было написано за всю историю человечества. И когда Ибн Акиль состарился, и ему исполнилось 80 лет, он говорил: «Клянусь Аллахом, я ощущаю такую же энергию и такую же решимость, как и в 20 лет». По поводу еды он говорил так: «Воистину, я не ем так, как вы кушаете». Его спросили: «Как же ты кушаешь?» Он отвечал, что брал кусок хлеба или лепёшку, смачивал их водой, и очень быстро его съедал. Так как смоченную еду особо жевать не нужно, а значит и время дляеё жевания тоже не нужно. Он даже боялся потратить время на жевание. В истории Ислама были молодые люди, но которые достигли очень больших высот. Сподвижнику Пророка Усама бин Зайду было 16 лет, когда Пророк сделал его полководцем, назначив его командиром над войском, которое состояло из более зрелых сподвижников. Однако, Пророк сказал о нём, что он достоин быть даже правителем. Мухаммад Аль Фатих – знаменитый полководец Исламазавоевал Константинополь в 23 года. Наш господин Са‘д бин Ма‘аз, сподвижник Пророка принял Ислам, когда ему было 30 лет, в 37 лет он скончался. Когда он умер, Пророк сказал: «Воистину, трон Всевышнего Аллаха содрогнулся из-за того, что скончался Са‘д бин Ма‘аз». Что такого должен был сделать Са‘д бин Ма‘аз, который принял Ислам в 30 лет и умер в 37? Как он должен был пользоваться временем, чтобы из-за его смерти содрогнулся трон Всевышнего Аллаха? Когда несли носилки с его прахом, они были очень лёгкими. Сподвижники Пророка недоумевали, почему так. Пророк сказал: «Воистину, ангелы несли его джаназа, поэтому вы не ощущали тяжести». Наш господин Умар произнёс знаменитые слова, которые касаются ценности времени, он задавал себе вопрос: «Когда же мне спать, о Умар? Если я буду спать ночью, то я упускаю обязанности перед моим Господом, если я буду спать днём, то я упускаю права и обязанности моего народа». Крупный учёный Абу Юсуф, ученик Имама Абу Ханифы, когда был уже на смертном одре, потерял сознание. Потом, придя в себя, он подзывает к себе своего ученика и говорит: «Давай с тобой обсудим один шариатский вопрос, как ты думаешь, как лучше отправиться в хадж, пешим или же верхом?» Его ученик в недоумении говорит: «Учитель, сейчас не время»,- намекая, что он находится на смертном одре. И вдруг Абу Юсуф возмутился и говорит: «Клянусь Аллахом, если бы оставался хотя бы один миг из моей жизни, и этот миг я мог бы потратить на службу мусульманам, я бы этот отрезок жизни отдал для этого». История Ислама полна примеров, когдаалимы тратили всю свою жизнь на составление книг. Были такие учёные, которые написали 2000 книг. Имам Газали и другие всю свою жизнь потратили ради Ислама, ради пользы мусульман. И только благодаря этим людям, построена умма, которая просуществовала 1400 лет. К сожалению, последние 100 лет большинство нашей уммы составляют люди, которые не поднимают исламское общество на должную высоту, не дают толчка её развитию. Мы живём благодаря усилиям и вкладам, которые сделали великие люди предыдущих поколений. Разумеется, есть молодёжь, которая сегодня тратит время на ‘ибадат, соблюдают нормы шариата, но в тоже время они не ценят время. Однажды, к одному учёному подошли двое молодых людей, по всей видимости, они были футболисты или любители футбола, и задают такой вопрос: «При игре в футбол допустимо ли, чтобы ‘аврат оголялся?» На что учёный ответил, неиздеваясь: «Дети мои, вот уже десятки лет ‘аврат Ислама обнажён». Он имел в виду приоритеты, на которые надо больше уделять внимание. Молодёжь постится, и целый день может проводить восне, чтобы убить время и не чувствовать голод. Это тоже неправильно. Каждая минута, которая пройдёт зря, пройдёт безвозвратно. К сожалению, угрызения совести за упущенное время мы будем чувствовать тольков судный день. Очень желательно в этот месяц поститься. Пророк сказал об этом месяце: «Самый лучший пост после поста месяца Рамазан – это пост в месяце Мухаррам. А самая лучшая молитва после предписанных молитв – это молитва бдения». Пророк сказал о посте в день Арафат, что он смывает грехи двух лет, а тот, кто будет поститься один день из Мухаррама, то за каждый день его пост будет приравниваться к 30 дням поста. А 10-ый день поста называется днём Ашура. В этот день также желательно поститься, так как пост в этот день смывает грехи прошлых лет. Разговляясь в этот день, желательно сделать угощение обильным для семьи, и разговляться празднично. Пусть Всевышний Аллах вложит в наши сердца любовь к времени. Пусть Всевышний Аллах сделает нас ценящими время. Конечно, мы не можем быть такими людьми, какими были люди до нас. Такими, как Имам Навави, Имам Газали. Времена не те, и мы очень слабы. Хотя, без труда можем просидеть перед телевизором подряд несколько часов. Тогда как будет гораздо полезнее и благоразумнее, если сможем ежедневно тратить время на чтение литературы, повышение своего профессионального уровня. Если каждый человек будет развивать свою область знаний, вот только тогда умма станет на ноги, станет первой, и не будет отставать от других стран. والحمد لله رب العالمين 04.01.2008. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |