16:44 Правда об Османской империи | |
ПРАВДА ОБ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
Taryhy makalalar
История этой могущественной империи начиналась с небольшого государства - Османского бейлика (княжества), расположенного в Малой Азии. При бее Османе (правил в 1281-1324) и его сыне Орхане (правил в 1324-1359) Османский бейлик начинает стремительно расширяться и усиливаться, захватывая территорию соседний дряхлой Византии. Со всего мусульманского Востока сюда стекались газии - борцы за веру. И уже при Орхане османское войско появляется на Балканах. Отметим только некоторые славные победы турок-османов, потрясшие Европу - 1389 год - битва на Косовом поле, 1396 - разгром крестоносцев под Никополем, 1453 - взятие Константинополя. Но еще более важной датой является 1517 год, когда к Османской государству были присоединены территории Сирии, Палестины, Ливана и Египта, и турецкий султан Селим 1 был провозглашен халифом - повелителем и защитником всех мусульман. Только с этого времени мы можем говорить Блистательной Порте как об универсальном исламском государстве, чья территория включала Малую Азию, Балканский полуостров и арабские страны Ближнего Востока. При султане Сулеймане Кануни (1520-1566) в его состав вошли также Венгрия, Армения, Ирак, а с присоединением Алжира и Ливии Средиземное море переходит в значительной мере под контроль турок-османов. Особенно хотелось бы коснуться темы завоевания Балканского полуострова. В советской исторической науке господствовало точка зрения, что это завоевание сопровождалось неслыханными злодеяниями, насильственным обращением неверных в Ислам и привело к установлению тройного гнета над местными народами - феодального, национального и религиозного. Но историки, отстаивающие эту точку зрения, никогда не смогут ответить на вопрос, почему, например, в Болгарии после ее вхождения в состав Османской империи в 14 веке не было не одного сколько-нибудь крупного восстания против власти вплоть до 19 века. Но мы можем ответить на этот вопрос, если рассмотрим положение религиозных меньшинств в Блистательной Порте в это время. На самом деле, турки никого насильно в Ислам не обращали. Все немусульмане входили в так называемые миллеты - автономные религиозно-политические объединения, пользующиеся значительными правами местного самоуправления. В 16-17 веке имелись три миллета: византийский, армянский и еврейский. Все эти миллеты при условии признания верховной власти султана пользовались полной свободой культа и самостоятельностью в отношении своих внутренних дел, они имели свои суды, полицию, школы и благотворительные учреждения. Такое положение религиозных меньшинств трудно себе представить в тогдашней Европе с ее постоянными войнами между католиками и протестантами, кострами инквизиции и еврейскими погромами. Вспомним, что только в ходе Тридцатилетней войны, вызванной стремлением католической церкви уничтожить протестантов, население Германии сократилось с 20 млн. до 7 млн. В середине 16 века 80 % всего населения Балканского полуострова составляли немусульмане (православные, иудеи и другие), и они были не менее лояльными подданными турецкого султана, чем мусульмане. По утверждению современников, крестьяне балканских провинций в 16 веке жили гораздо лучше, чем крестьяне соседних христианских стран, а любая османская провинция производила хлеба больше и лучшего качества, чем все немецкие земли. И недаром один монах знаменитого православного монастыря на Афоне в Греции сказал: "Лучше чалма, чем тиара". В Европе непримиримыми врагами турок-османов были господствующие там католическая церковь, князья и духовенство. Такое положение дел привело к тому, что Османская империя магическим образом притягивала всех тех, кто был притесняем в странах Запада. Так, почти все еврейские общины Германии откликнулись на обращение одного из наиболее авторитетных раввинов, Исхака Сарфати, который в 1454 году призвал своих единоверцев всячески поддерживать турок-османов и переезжать на жительство в их владения, на "новую еврейскую родину". В 1492 году религиозные фанатики под угрозой смерти изгнали сотни тысяч евреев и мусульман из Испании и Португалии. Турецкий султан Баязид 11 предоставил изгнанникам свое гостеприимство, выразив недоумение как испанцы могли изгнать столь трудолюбивых и полезных подданных. Сочувствие к туркам наблюдалось и со стороны широких крестьянских масс, задавленных гнетом церкви и феодалов. Помимо религиозной терпимости, туркам-османам было присуще отсутствие националистических предрассудков, и иноверец, обратившийся в Ислам, мог дойти до самых вершин власти. Так знаменитый великий везир трех султанов - Сулеймана 1, Селима 11 и Мурада 111 Мехмед Соколлу был национальности сербом и происходил из известного сербского рода Соколовичей. Видный османский дипломат Ибрахим-ага Мютеферрик был выходцем из бедной венгерской семьи, попавшим в плен к туркам и принявшим Ислам. Часто и честолюбивые европейцы - итальянцы, испанцы, французы и другие, не находя применения своим талантам на родине, приезжали в Османскую империю, принимали Ислам и успешно делали карьеру. В Европе таких называли ренегатами. Но вряд ли кто-нибудь может привести пример, когда эмигрант из мусульманской страны, скажем, из той же Турции, смог занять какой-нибудь высокий руководящий пост в современных демократических Германии или Франции. Многие историки сходятся в том, что у Османской империи был реальный шанс завоевать Европу. После 1526 года, когда в сражении у Мохача турки-османы разбили венгров, хорватов и чехов, им была открыта дорога в самое сердце христианского мира, и с этого времени вплоть до конца 17 века шли сражения на территории Венгрии и Австрии, а Вена, столица Австрии, была прифронтовым городом. Предпосылкой для таких успехов были высокие боевые качества османской армии, особенно янычар. Кстати, корпус янычар, созданный еще в 1330 году, стал первой постоянной пехотой на жалованье, и в этом турки-османы опередили европейцев. По стойкости янычары не только не уступали швейцарской пехоте, но и превосходили ее, атаки европейской рыцарской конницы на ряды янычар захлебывались. Боевое товарищество у них было исключительно тесное, несмотря на то, что это были люди из разных областей и разных народов, потому что всех их объединяла мусульманская вера. Кроме того, у турок в 1516 веке была лучшая в мире артиллерия и прекрасный флот. Именно благодаря им были сорваны попытки европейцев закрепиться в Северной Африке, а в Испании и Италии долго ходили слухи об угрозе османского вторжения. Интересно, что османские адмиралы даже строили планы отвоевания у испанцев Америки. Сама Османская империя вовсе не была деспотией, в которой правителю принадлежала неограниченная власть, какой обычно ее представляют. Свои полномочия султан всегда осуществлял совместно с имперским советом (диван-и хумаюн), состоящим из высшего духовенства и крупнейших военачальников, и правилом было совместное обсуждение и принятие решений. Вся деятельность султана строго ограничивалась нормами Шариата. Поэтому в отличие от европейских монархов османский султан был ограничен в своей деятельности, в противном случае шейх-уль-ислам мог издать фетву о его низложении . В 16-17 веках из 15 султанов 6 были низложены по обвинению в нарушении Шариата, двое из них были казнены. Таким образом, Османская империя была правовым государством высшего типа, в основе которого лежали не законы, придуманные людьми и часто оправдывающие аморальные поступки, а божественные установления Шариата. Под влиянием успехов турок-османов в Европе возник огромный интерес к их опыту военной и социально-политической организации, который широко использовался для сравнения и призыва к реформам в собственных странах и даже для создании различного опыта социальных утопий, например, утопии итальянца Томмазо Кампанеллы "Город Солнца". Вопреки расхожему мнению о том, что в Османская империя была неразвита в культурной отношении, или что турки вообще не способны к культурной деятельности (а мне приходилось слышать и такое мнение), в Османской империи была своя самобытная культура. 16 век был временем был "золотым веком" турецкой поэзии, в это время творили такие поэты, как Хамди Челеби, Ахмед-паша, Неджати, Месихи, Ревани, поэтесса Михри Хатун. Они продолжали и развивали традиции классической арабской и персидской поэзии. Писали стихи и некоторые султаны, например, Сулейман Кануни и его сын Селим. Во множестве создавались тогда различные сборники шуток, анекдотов, небольших рассказов. Высокого уровня достигла архитектура. Во времена вышеупомянутого Сулеймана Кануни жил знаменитый Синан - основоположник особого стиля османского храмового зодчества. Наибольшую слава ему принесли три великолепные мечети, ставшие шедеврами мировой архитектуры - Селимие, Шах-заде и Сулеймание. Из научных знаний турок особенно привлекали математика, астрономия и все, что связано с морским делом. Имя турецкого мореплавателя Пири Рейса и его атласы вошли в историю географической науки. На одном из этих атласов помечены помечены берега южнополярного материка, еще не известного европейским мореплавателям. В конце 16 века в Галате (район Стамбула) существовала астрономическая обсерватория, оснащенная почти такими же инструментами, какие были в обсерватории Тихо Браге, считавшейся лучшей в Европе. В 1685 году в Дамаске появилось сочинение, содержащее подробное изложение гелиоцентрической системы Коперника. Большую известность в 16-17 веках получил Кятиб Челеби своими сочинениями по истории, географии, библиографии, философии и др. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |