18:23 Зарина - царица саков | |
ЗАРИНА - ЦАРИЦА САКОВ
Zenan şahsyýetler
В славной истории туркменского народа есть немало женщин, отстаивавших честь и достоинство своей страны вместе с мужественными сыновьями народа. Они живут в наших судьбах, являясь образцом и школой мужества. Легенды и предания рассказывают о женщинах - воительницах, мудрых правительницах, которые, находясь во главе государства, проявляли незаурядное мужество и талант в ратных и мирных делах, создании ими городов и крепостей. История свидетельствует, что царица Зарина, в свое время правившая государством, стала маяком для счастливых женщин нашей независимой, нейтральной страны, которые добросовестно трудятся во многих сферах, показывая образцы честного труда. Действие рассказа происходит в царстве саковв конце IV - в начале V вв. до нашей эры — во время правления царя Мидии Астибара. Шла затянувшаяся кровопролитная война между саками и мидянами. Нескончаемые войны между странами изнурили народы государств. Отец царицы Зарины принадлежал к королевскому роду. Муж Зарины,Кидрей, был царем саковхрупкого телосложения, слаб здоровьем, и все дела государства доверил своей умной и мужественной супруге. Зарина понимала, какая ответственность лежит на ее плечах. Однажды в бою с персами он погиб. Согласно сакским законам после смерти мужа прародительницы занимают место мужа в управлении обществом, так как этого требовали окружающие, в целях сохранения баланса установившихся на тот момент интересов существовавщих родов, кланов, семей. Таким образом, Зарина стала полноправной царицей Сакского государства. Во главе сакского племенного союза стоял царь, избираемый военным советом вождей племени. В обществе мужчины и женщины были равноправными. Женщины, как мужская половина общества воевали, трудились и управляли государством. Саки делились на три общественные группы, каждая из них имела свой традиционный цвет: воины — красный, жрецы — белый, скотоводы - желтый, земледельцы - синий. Свободолюбие, воинственность и красота сакских женщин всегда привлекали сильнейших правителей. Царица Зарина заключила политический брак с Мермером - парфянским князем и объединила все сакские племена под своим началом. Они гармонично правили государством. Благодаря этому, царица получила почти неограниченную власть. Царица Зарина -смелая, гордая, бесстрашная и красивая женщина, была знаменита своей храбростью, поразительным умом и красотой. Успешно справлялась с внутренней и внешней политикой. Она мечтала родить сына-наследника, закрепить за собой власть. Её вольнолюбивый дух гармонично сочетался с удивительной отвагой и бесстрашием, а безупречно прекрасный облик - с благородством помыслов и поступков. С десяти лет она отлично владела холодным оружием, а в двенадцати командовала сотней, состоящей из девушек, затем участвовала в войнах с иноземцами. Имя царицы саков Зарины встречается в древних рукописях времен древней Ассирии и Мидии. Где говорится, что, она была отважной воительницей, целиком и полностью посвятившей себя своему племени. Существуют сведения, что ее прозвали посланником мира, потому как она останавливала врага умом, и всегда старалась найти мирный исход. Мудро разбиралась в государственных интригах, крепко держала в своих руках воинов. С самого детства Зарина следовала мировоззрению отца, и показала всему миру, чего на самом деле может добиться женщина. Когда она улыбалась, напоминала раскрывающуюся розу. В её речах были слышны трели соловья, которые доходили до её слуха, не нарушая тишины воздуха, не затеняя зеркало души. Сведения о царице встречаются в записях древних историков Диодора и Ктесия. Диодор писал: «Зарина (на древнеиранском языке - zaranya, сакском- zarnya, то есть «золотой» или «золотоносящая») - царица, правившая древним сакским племенем в конце IV - в начале V вв до н.э.». У сакских женщин было больше всего шансов потерять своих мужчин. Поэтому царица Зарина формировала отряды «амазонок», состоящие из сорока девушек, которая называлась «армией красавиц». Они были одеты и вооружались как мужчины. На них была надета кольчуга, на голове шлем, были обуты в сапоги. Они в любое время должны были охранять царицу. С детства, упражняясь в стрельбе из лука, верховой езде и охоте, сакские девушки поражали взоры окружающих своей суровой красотой. Они заработали авторитет своей смелостью на поле боя, и продолжали биться и после смерти мужа. Вооруженные всадницы были настоящим ночным кошмаром неприятелей. В своих записях древнегреческие историки Ктесий и Геродот пишут, что девушки сакских племен очень храбры и отважны — самые целомудренные и безгрешные из всех представительниц этого пола. Саки почитали своих женщин и любили за глубокую порядочность, видели в своих жёнах продолжателей их рода. Многие мужчины Востока и Запада теряли голову, прося руки у гордых воительниц. По сакским законам, когда девушке исполнялось тринадцать лет, ее учили военному искусству: стрелять из лука, кидать копья и т. д. Если девушка состояла в «армии красавиц», пока не проявят себя в бою, не могла выходить замуж. Вступая в ряды «армии красавиц», бесстрашные девушки произносили клятву самоотверженно бороться против иноземных захватчиков, бесстрашно отстаивать независимость родной земли - отчего края, богатства которого прельщали многих. Даже в мирное время прекрасные воительницы не оставляли военное искусство. Облачившись в доспехи, латы и шлемы, они выезжали на степной простор, где тренировали на прочность, оттачивали мастерство, обучали маневрам коней. Во время настоящего боя девушкам приходилось нелегко, в их обязанности входила доставка пищи, фуража, военного снаряжения, они должны были обеспечить жителей питанием, уметь защитить свои честь и достоинство. Врагов у них было много, со всех сторон они рвались на эти земли, пытаясь подавить сопротивление саков, с виду казавшихся слабосильными. Захватчики разрушали древние степные города, истребляли мужчин, обращая в рабов женщин и детей. В тяжелых условиях развивали саки свое хозяйство и культуру, совершенствовали разнообразные ремесла, прокладывали торговые пути, с многочисленными стадами скота передвигаясь в поисках богатых пастбищ. Не раз им приходилось отражать вражеские нашествия. По легенде, доблестный сакский воин Арсак решил создать независимый отряд для защиты стойбищеот чужеземных захватчиков. У него при себе были лошадь да сабля. Он умел собрать удальцов, жаждущих свободу и правду, воинственных и сплоченных, где все угнетенные племена находили защиту и приют. В их состав также вошли некоторые племена номадов. Арсак увел их на Устюрт - пустынное и одноимённое плато на западе Средней Азии, расположенное между Мангышлаком и заливом Кара-Богаз-Гол на западе, Аральским морем и дельтой Амударьи на востоке. По этим землям проходил Великий шёлковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Вдоль этого пути стояли крепости, караван-сараи, поселения ремесленников, скотоводов и охотников. Археологические находки свидетельствуют, что в крепостях и в этих поселениях был достаточно высокий уровень жизни. Летописи говорят о том, саки поддерживали мирные торговые отношения с такими странами, как Хорезм, Бактрия, Ассирия, Индия, Китай. При правлении царицы Зарины было построено немало городов. Прославив себя в ратных и государственных делах, скромная, обаятельная царица Зарина, активно занималась благотворительностью, помогая старикам и малоимущим слоям населения Великой степи. Однажды хорзары (саки так называли мидян) увели стада лошадей, кочевавших вдоль плато Устюрт. Саки готовились к погоне, которую организовал и возглавил Арсак-батыр. Когда эсгеры достигли джайлау в прегорье, у родника Акар их встретила старая женщина, по имени Айнур-эдже. Она была ясновидящей, исцеляла больных целебными травами, предсказывала о грядущих событиях. Хотя некоторые люди с недоверием и ревностью относились к ее деяниям, но и говорили, что она успешно лечила знатного Бабур-батыра, у которого рана казалась неизлечимой: - Арсак-батыр, смени гнев на милость, если хочешь вернуть лошадей, не трудись напрасно. Жеребец белого коняостался у меня. И через неделю весь табун вернется обратно - лошади не дадут себя угнать, – сказала она. – Каким образом этот жеребец остался с вами? – интересовался Арсак-батыр. – Когда сарбазы были здесь, попросили у меня попить водицы. Я им дала воды из родника. Со мной был жеребец, они не тронули нас и ушли. Послушайте меня,Арсак- батыр, если хотите, чтобы и люди, и табун лошадей были в сохранности, выполните мою просьбу, – умоляла она. И тогда Арсак-батыр, которого обуяла месть, в гневе сказал: - Уважаемая мать Айнур-эдже, саки – не бабы, их не свернуть с пути. Отряд настиг вражеских налетчиков у перевалаКуландага, где и произошла ожесточенная схватка, батыры показали самоотверженный героизм, и погибли. Пророчество Айнурэджесбылось. Через семь дней жеребец, стоявший на привязи, неистово заржал. В тот же день с востока появилось облако пыли, сопровождаемое сильным гулом и топотом. Это был табун лошадей, вернувшийся от вражеских налетчиков. Однажды царица Зарина решила выехать на охоту, прогуляться под чистым небом по безбрежным просторам родной степи. Отдав приказ своей «армии красавиц» незамедлительно собраться, привести в порядок оружие, отточить стрелы и наконечники копий, она известила о своем намерении князяМермера. Зарина со своим отрядом прекрасных воительниц отправилась на охоту. Поблизости не было никакого зверья, оно было истреблено во время предыдущих войн. Потому пришлось девушкам уйти далеко от населенного пункта. Отряд воительниц выехал к Устюрту, где находился загон для ловли диких животных. Оцепив огромное пространство, на котором паслись стада куланов, сайгаков и джейранов, женщины с криками погнали их к ограждению из кольев. В этот момент вожак куланов, стрелой промчавшись мимо царицы Зарины, бросился в открытый джайлау, увлекая за собой весь косяк. Не желая упускать добычу, она помчалась за ним вслед. Увлеченные охотой девушки из ее охраны в пылу погони не обратили на это внимания. А Зарина, в погоне за куланом ушла слишком далеко от остальных девушек. И вдруг царица внезапно натолкнулась на большой вражеский отряд. Они заметили всадницу, и они подумали, что это сакский витязь. Преследовать одинокого всадника всем войском - не в правилах настоящих воителей. Лишь предводитель чужеземцев, отделившись от своих сарбазов, бросился за всадником. Каким бы быстроногим ни был конь Зарины, он не смог оторваться от свежего и быстроногого скакуна преследователя. Он решил догнать и ударить в бок своим конем. Это ему удалось: от резкого столкновения и конь, и всадник упали. Не давая вскочить на ноги воину, витязь выхватил меч из ножен и вдруг замер в удивлении. Храбрый сербаз оказался никем иным, как принцем страны Мидии, по имени Стриангей. Защищаясь, Зарина наступила на раненую ногу, вскрикнула, с головы ее соскочил шлем, и по всей спине рассыпались длинные волосы, а на него сверкнули гневно глаза черней черемухи. Но пораженный неземной красотой, мидиец не смог убить молодую женщину, и отбросил свой меч. Соскочив со своего коня, он, как того требуют приличия, принес извинения и помог перевязать рану. Проведав эту неприятную новость, князь Мермер очень огорчился, и больше не хотел, чтобы царица Зарина выезжала на охоту, и все больше отдалялся от нее. Однажды Стриангей оказался в плену у саков. Благородная царица не могла платить злом за добро,она освободила его. После трагической гибели князяМермера к царице саков поспешили посвататься все более или менее знатные аристократы Ближней Азии. Но самые большие шансы заполучить руку и сердце Зарины были у принца Мидии Стриангея. С каждой встречи на охоте возрастало чувство Стриангей к Зарине. Одухотворенные любовью, они с теплотой и вниманием взглянули на вверенные им народы. Так на смену вражды и ненависти пришли мир и согласие, и между саками и мидянами установились дружеские отношения. Позже на одной встрече принц Стриангей, стал добиваться ее любви. Зарина отлично понимала, что истинным мотивом жениха было желание заполучить в свое распоряжение сакскую армию. Опьяненный страстью, принц Стриангей бросился в свой шатер и набросал письмо Зарине, следующего содержания: «Ведь я спас тебя, ты спасена благодаря мне, я же из-за тебя погибаю». – Благородный принц Стриангей! Понимая твои чувства, благодарю за сохраненную мне жизнь в охоте. Согласно нашим обычаям, воин, победивший девушку в поединке, имеет право взять ее в жены. Но вспомни! И я спасла тебя от неизбежной гибели, ивернула долг. Теперь мы равны друг перед другом. Значит, я вольна в своих поступках. При всем моем уважении к тебе войти с тобой в любовную связь – дело для меня предосудительное и позорное. Ибо я являюсь царицей саков – я как мать. Я должна быть чиста и не запятнана. Свобода народа превыше всего. Согласно легенде, в возрасте сорока лет Зарина в последний раз повела войска в бой и обучила своих батыров, исполняя с ними боевой танец со стрелами и копьями. После приобретения Туркменистаном Независимости широко стали использоваться имена Алтынай, Сурай, Айнур - синоним Зарина - заимствованные у предков туркмен - саков. В некоторых источниках значение имени объясняется как «алтын-зер-золото, сур-ай-луна» или «золотая луна». Царица Зарина навсегда осталась в мировой истории и литературе легендарной правительницей Великой степи, сумела долгое время удержать в своих руках власть. В словаре русского историка В.Н.Татищева (1686-1750) есть сведения, что народ в знак признательности и благодарности, воздвиг царице Зарине гробницу в форме пирамиды, а на вершине ее установили колоссальную позолоченную статую, приравняв ее к героическим личностям общества саков. Саки прозвали свою героиню «щитом своего народа, светом, озаряющим тернистую дорогу свободы и независимости». Шахимердан САРИОГЛУ.. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |