Военное искусство государства туркмен Мамлюков
В эпоху могущества и счастья заботами нашего Уважаемого Президентасозданы широкие возможности для изучения нашего национального наследия и истории, проведения научно-исследовательских работ. Руководствуясь этими созданными возможностями, мы посчитали нужным широко осветить особенности военного искусства государства туркмен Мамлюков, а также состояние их сухопутных войск и морских сил.
В устройстве государства туркмен Мамлюков (1250-1517) действовали военные порядки. Если ориентироваться на миниатюры живописи, которые изображаютодетых в военный наряд воинов мамлюков с луками, копьями, с щитом в моменты стрельбы из лука или охоты, то мы можем заметить военный характер их государственного устройства. Мамлюкскиегуламысоставляли основную часть военных единиц государства.
Для мамлюков строились специальные школы обучения тонкостей военного искусства, а также различных направлений науки. В Египте эти школы были известны как «Тыбак». То есть расположенный в военном городке крепости в Египте (в Каире) «Тыбак» был названием учебных центров военных учений мамлюков.
В XV веке в Египте было 12 школ «Тыбак», в каждой из них обучалась и жила 1000 мамлюкскихгуламов, также им предоставлялась казарма. Европейский ученый-востоковед профессор Дэвид Айлон отмечает: «Школы «Тыбак» были хребтом военных единиц армии мамлюков». В этих школах обычно изучалась техника боя, ее методы и подготавливались воины, преданные своему государству и его эмирам.
По информации Аль-Макризи, привезенные в школы «Тыбак» Египта мамлюкскиегуламы по приказанию султана размещались, разбившись в группы по национальностям и странам, и все их расходы финансировались государством. Здесь была твердая дисциплина и порядок. Во времена правителя мамлюков султана Калавуна никому из гуламов не разрешалось проводить ночь за пределами школы «Тыбак».
В государстве Мамлюков были написаны специальные книги под названием «Фурусие» (взбирание на коня, использование оружия на коне) и «Нушшаб» (стрельба из лука, книги, связанные со стрельбой) посвященные особенностям военного искусства. Как пишет ибн Каййум Эль-Джевзини(1356 год смерти), «Фурусие» вбирала в себя четыре направления: взбираться на коня, использовать копье, стрелять из лука и владеть саблей.
Туркмены мамлюки считались верными и надежными единицами государства Мамлюков. Вследствие этого бо́льшая часть войска состояла из туркмен мамлюков. В 1266 году мамлюки разбили армию врага близ Дебаска и захватили земли Тарсус и Адана. Здесь стоит отметитьзаслуги правителя Бейбарса и его мужественных туркменских джигитов. В работах Макризи и ибн Халдуни о туркменах мамлюков говорится: «Туркмены, храня при себе стрелы, лук, копье, щит и меч, были в состоянии постоянной готовности к бою; военизированными и боеспособными».
Как известно в истории, в результате ослабления империи Великих Сельджуков туркмен и начала монгольского нашествия пришедшее из Хорасана, Азербайджана и Средней Азии множество туркмен поселились в Анатолии, и количество туркменских семей еще больше увеличилось. Некоторые из них переселились также в земли Византии. Туркменские племена кынык, баиндыр, и салыр ветви учок, участвовавшие в походах в селе Чукур (Чукурово)под предводительством султана Бейбарса, присоединились к государству мамлюков. Приняв свыше 40 000туркменских семей в ряды мамлюков, СолтанБейбарс предоставил им взятые у крестоносцев земли на берегу Белого моря (Средиземного моря) начиная от Газзы и Антакьи до границ области Сис.
В государстве туркмен мамлюков функционироваливерфи для постройки разнообразных судов морского и речного предназначения. Во время второго военного похода за взятие острова Кибрис (Кипр) в период правления султана Мамлюков Барсбаи воины использовали 13 кораблей «хайти» для транспортирования на остров. В этих кораблях перевозились боевое снаряжение, различное оружие и воины. На этих кораблях они выходили через Александрию, Димьят и Тиннис в Средиземное море и сражались с врагами. Турецкий ученый Бурак ГаниЭрол в своей книге «Использованные корабли в эпоху Мамлюков» отмечает, что во время господства туркмен мамлюков в верфях изготовлялось свыше 70 видов кораблей.
Если говорить о морских силах и походах для завоевания острова Кипр государства туркмен мамлюков, то в 1424 году султан мамлюков Мялик Эшреф Сейфеддин Барсбай приказывает захватить остров в результате ростаграбежей торговых судов и пиратства. Для этого по приказу правителя в верфях Египта было построено большое количество специальных боевых кораблей «Гураб» и «Хайти». К ним же были подготовлены 600 пехотинцев и 300 единиц конницы туркмен мамлюков, обученных в школах «Тыбак». Для перевозки конницы был построен специальный корабль «Шилинди», на котором могло разместиться от 20 до 30 коней. Во время боев с населением острова в 1424, 1425 и 1426 годах (три похода) армии мамлюков удалось эффективно использовать всевозможные методы военного искусства.
Вследствие увеличения количества морских пиратов, грабившихзанимающихся торговлей в Средиземноморье купцов и их корабли, Султан Мялик Захир Чокмак приказывает захватить остров Родос. По этой причине султан мамлюков в 1443-1444 годах подготовил армию под руководством эмира тысячной армии Темирбая и эмира Энал Алая. Разделив армию на 2 части, он назначил Темирбая эмиром морских сил и Энал Алая эмиром пехоты. В целом, мамлюкам удалось создать в Средиземноморье большой военный флот, то есть самые мощные морские силы. Они владели морскими портами на берегу Сирии. Наличие у государства мамлюков верфей, возможность перевозить армию на острова Родос и Крит, отдаленные на тысячи километров, являются свидетельством мощных для своего времени военно-морских сил.
Свидетель походов государства туркмен Мамлюков ИбнХалдун (1332-1406) в своем произведении «Мукаддима» пишет, что сражения проходили по двум тактикам: первая –атака рядами и строем, вторая – после начала действий отходить назад, затем снова в атаку. В большинстве случаев они сражались строем. При такой технике сохраняется твердая дисциплина и порядок. Это именовалось «тулб»; главным образом, эта техника широко использовалась в походах во времена СалахеддинаЭййуби и в дальнейшем.
Мамлюки могли использовать полученные в школах «Тыбак» военные умения на практике. Они обманывают врага, используя метод отвода войск, когда одно крыло армии бросает оружие, продовольствие и драгоценные вещи. Когда враг, поверив этому, начинал грабить и собирать трофеи, они нападали на противника и побеждали. Это показывает отличные познания боевых навыков.
Туркмены мамлюки также использовали множество боевых приемов для защиты от нападений врага. В произведении «Мукаддиме» Ибн Халдуни по этому поводу приводится: «В битвах древних государств для сохранения своей армии от полчищ врага рыли окопы». Продолжая мысль, ученый отмечает: «впоследствии в эти окопы помещались стрелковые орудия». Размещение султаном мамлюков Томанбаемв битве с османцами орудий и орудийных в окопыявляется подтверждением слов ученого.
Одна из основных боевых техник мамлюков – искусство стрельбы из лука. Ибн Халдун так пишет об этом: «Туркмены мамлюки нашей эпохи сражались строем, стреляя из лука. Они выстраивались друг за другом в три шеренги, сходили с коней, бросали перед собой стрелы и стреляли в сторону врага. Каждая шеренга пыталась защитить впереди стоявшую шеренгу от наступления противника».
У боевых единиц мамлюков при вступлении в сражение был характерный им флаг. Этот флаг вышивался из шерсти и хлопка. Превознося флаг туркмен мамлюков, Ибн Халдун пишет: «На передней части большого флага на руках у правивших в Египте и Сирии туркмен мамлюков был лоскут бахромы. Его называют «чалыш» или «четир». Этот флаг был присущ султану и принимался как знак участия султана в битве».
При участии правителей в походах было традицией поднимать украшенные различными махрами знамёна, стучать в барабан, применять горн. Мамлюки использовали множество видов барабанов, они именовали их «кёсат» (используемые в битвах большие барабаны). Правители применяли эти боевые традиции. Использование звуковых и шумовых музыкальных инструментов в бою вызывало панику врага.
Как пишут историки этой эпохи Эль-Айни, Халиол ибн Шахини и Вахрами, в XV веке военная мощь племен туркмен мамлюков из подчиненных Египту городах Сирии и Алеппо состояла из 180 000 кавалерии.
Арабский путешественник Аль-Озерипишет, что основной частью армии туркмен мамлюков была армия конницы и численность их превышала 583 500. Предводителей, служивших в армии туркмен, называли «Мукаддэмэт-тюркман». Эти эмиры воспринимались как самые надежные представители государства. В империи мамлюков было 35 эмиров тысячной армии. За каждым из них было закреплено 35.000 конницы мамлюкских гуламов (35 * 35 000 = 1 225 000 мамлюков).
Служившие в единицах армии государства туркмен Мамлюков вXIV-XV векахвоины делились на три группы. Первая именовалась «Эджнадюл-арап» «арабские воины», вторая – «Эджнадут-тюркман» «туркменские воины» и третья – «Эджнадюл-экрад» «курдские воины». Арабские воины размещались в правом крыле «мейменэ» (правая сторона)мамлюкской орды. Туркменские же единицы «мейсере» (левая сторона) – на левом фланге армии. Как отмечает Эль-Калькашанди, перед подготовкой к походу поименно назывались служащие в армии туркменские племена, и им же отправляли указ правителя. Несмотря на то что государственным языком был арабский, в армии использовали туркменский язык. В работах Аль-Макризи и Ибн Ияаса отмечается то, что между собой они разговаривали на туркменском.
Создание мощной армии пехоты и морских сил, решительные походы против монголов и крестоносцев, а также различные приемы ведения боя туркмен мамлюков, обучившихся особенностям военного искусства в XV веке в школах «Тыбак» Египта, являются для нас богатым наследием.
Меретгельды БАЙДЖАНОВ,
Научный работник института Истории Академии Наук Туркменистана.
Taryhy makalalar