21:52 Куныпия Алпысбаев | |
КУНЫПИЯ АЛПЫСБАЕВ, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ТЮРКСКАЯ АКАДЕМИЯ, АСТАНА
Ýazyjy şahyrlaryň we alymlaryň terjimehaly
В общем, мнения касательно принципов периодизации истории литературы различны. Не сложилось и единого мнения в вопросе мирового литературоведения. Исследователи руководствуются различными принципами. Казахские литературоведы в основном придерживаются системного направления с точки зрения истории. Однако при разделении на периоды существуют несовпадения терминологии, временного пространства. Например, русские литературоведы, при периодизации истории литературы, придерживаясь только исторического принципа (и географический принцип в том числе), признают, что не всегда могут точно определить объективное направление литературных процессов, причины возникновения определенной литературной позиции, жанра, эволюции развития. То есть, невозможно определить чисто литературное явление человеческим историческим измерением. Тем не менее, учитывая опыт других народов в периодизации литературы, мы наблюдаем логичность в подходе к этому вопросу с исторической позиции. Утверждаем так, потому что при описании литературных процессов обращается внимание, прежде всего, на исторические аспекты. Учитывая нюансы исторического подхода периодизации древних эпох русской литературы, а также придерживаясь всестороннего (универсальный, типологический) метода периодизации истории литературы, появляется необходимость определения принципов литературного подхода. Или же необходимо в рамках одной литературной эпохи литературные явления описать только с определенной литературной системой с исторической точки зрения. На значение литературных критериев при систематизации эпох и периодов истории литературы в свое время указали литературные теоретики Р.Уэллек и О.Уоррен. Они утверждают, что «литературный критерий определяет только рамки и бытие одной исторической эпохи литературы». Если основываться на мнение этих теоретиков, этап, период – это придающий свойственную окраску литературным нормам, образам и художественно-условным типам, его возникновению, развитию, распространению и исчезновению, или продолжению, замене другим явлением, то есть определяющий временной отрезок. Замена данной нормативной системы другой является этапом, или же периодом истории. В свою очередь, «нормативная система» или «некоторые общие единицы» излагаются сравнительно как особенность определенного этапа. Если эта особенность абсолютна, тогда каждый этап окажется в полной замкнутости. Здесь сложно говорить о культурном и литературном развитии. Поэтому, в действительности в каждом периоде сходятся признаки прошлой нормативной системы и будущая восходящая система. Хотя Р.Уэллек и О.Уоррен лишь поверхностно описали «нормативную систему» и не нашли «общие основы», указали правильное направление в определении структуры литературной истории в 30-е годы ХХ века. Поэтому учитывая разницу взглядов при периодизации общей литературы тюркских народов, следует руководствоваться историческими, языковыми, географическими принципами согласно периодическому описанию и логичности. Главный принцип при периодизации литературы тюркских народов, прежде всего, надо начать с поиска ответа на вопрос: из какой ветви исходит это племенное объединение. Кто же были предками племенных объединений, которые вошли в историю под названием тюрки? При поиске ответа на этот вопрос нам придется основываться на исторические сведения о саках. Легенды о тюрках приводятся в книге «История» греческого историка Геродота, который жил в V веке до н.э., в трудах «Летопись» китайского историка Сыма-Цяня, «Книга об эпохе Хань» Бань-Гу. Немало сведений встречается о кочевниках в книгах Л.Н.Гумилева «Древние тюрки», «Китайские гунны», «В поисках вымышленного царства». В этих трудах ученый-тюрколог рассказывает об истории племен санби, жужаней, гунны, уйсуней. В трудах В.Бартольда, В.Радлова, С.Малова, А.Кононова, Н.А.Баскакова, Б.Я.Владимирцева, А.Н.Самойловича, С.Г.Кляшторного, А.Н.Бернштама, А.Гафурова дается научно- исторический анализ древней культуры тюркских народов. Казахские ученые Б.Кенжебаев, К.Омиралиев, Г.Айдаров, А.Кайдаров, А.Коныратбаев, Н.Келимбетов, Х.Суйиншалиев, М.Жолдасбеков, А.Кыраубаева, С.Абушарип и др. исследовали общие литературные памятники тюркских племен и родов с литературно-языковой позиции. Для того чтобы узнать ранние этапы тюркской литературы необходимо знать периоды формирования составляющих племен. Зная подробно об особенностях векового развития, этапах формирования, мы сможем решить проблему периодизации литературных памятников. В научных трудах всю историю человечества принято делить надвое: до нашей эры и нашей эры. При периодизации истории тюркской литературы мы также обращаем внимание на это деление. С начала 60-х годов ХХ века начальный период казахской литературы был назван «Литература древней эпохи», и было принято брать за начало общий период для тюркских племен. Этот принцип предложил и основал видный ученый- литературовед Бейсенбай Кенжебаев. Он впервые связал начало истории казахской литературы с древними памятниками письменности тюрков: “ І. Древняя казахская литература (V-ХV вв.). Казахская литература эпохи древних родов, улусов. В основном, общая литература, созданная тюркскими племенами того времени. ІІ. Литература эпохи казахского ханства (ХV-ХІХ века). Собственно казахская литература. ІІІ. Новая, критикующая, реалистичная литература ХІХ века. ІV. Литература начала ХХ века (1900-1920 годы). V. Советская литература после Великой Октябрьской социалистической революции” [1, 14 с.]. Ученый -литературовед А.Кыраубаева, приверженец принципа Б.Кенжебаева, в своей книге «Древняя литература» историю литературы систематизировала следующим образом: « 1.Письменности, легенды и эпосы до нашей эры (эпоха саков, гуннов, уйсуней VII в. До н.э. — IV в. н.э.).2.Литература эпохи Тюркского каганата (V — VIII вв.). 3. Литература огузской эпохи (IX -X вв.). 4.Литература исламской эпохи (X -XII в.в.). Литература присырдарьи, литература государства Карахан. 5. Литература эпохи Алтын Орды (XIII — XIV в.в.), начало, отчет литературы с древней эпохи письмен и рисунков на камнях [2,4 с.]. Также есть те, кто предложили литературу древней эпохи назвать «Литература Улуса» [3]. Наше мнение – придерживаясь этих принципов, при периодизации истории тюркской литературы нужно учитывать ранние этапы культурного развития тюркских народов. При периодизации истории тюркской литературы изучение должно быть направлено на ранние периоды, точнее, периоды до нашей эры. Современные тюркские народы: азербайджанцы, узбеки, татары, башкиры, ногаи, каракалпаки, казахи единого происхождения. Эти корни также являются первоисточниками духовности. О духовном наследии кочевых тюркских племен было написано и в исторических источниках китайских письмен. Например, «Песня сакской матери», «Письмо Моде», «Письмо Кейука», «Страдание народа, лишенного горы Алшы», «Эпос Тула» Кокесир Алтына, стихи рода Апаран Шора и др. духовное наследие составляет древний этап литературы до нашей эры. А систематизациию этапов современной литературы следует рассматривать в тесной связи с историей каганатов и объединений. К примеру, Тюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огуз-кыпчакское государство и т.д. Определение духовности наравне с политико-социальным строем очень важно для истории литературы. Если основываться на существующие факты, то первые образцы письменной литературы появились в VI — VII века и продолжались до VIII — IX века. Они сохранились в письменах на китайском, персидском языках, а также существуют письмена на тюркском. К китайским письменам можно привести в качестве примера эпосы о сыне, вскормленном молоком волка и воспитанного уйсунским кунбием, о принцессах хана, засватанных уйсунским кунбием. Если говорить о ранней литературе нашей эры, то начальный этап этого периода – образцы литературы эпохи канлы-уйсуней. Это – условное название. Дополнив и обогатив его произведениями из памяти тюркских народов и письменностей, можно это название изменить. Мы образцы этой эпохи подразделяем на группу легенд и исторических записей (это также условным образом, при изучении мы его усовершенствуем в соответствии с историями турок, туркмен, азербайджанцев, татар и др. народов). Самое известная легенда, дошедшая до нас из эпохи уйсуней – Легенда о кунби Елжау. Согласно легенде, кунби уйсуней неожиданно напал на деревню Нандиби и уничтожил все поколение. После этого истребления живым остается только его сын, младенец Елжау. Его вырастит небесный волк, и птицы будут приносить ему пищу. Услышав рассказ об особенном ребенке, хан гуннов берет его на воспитание. Мальчик вырастает настоящим батыром. Воссоединив свой народ, он создает небольшое государство по соседству с гуннами. Таким образом, это ханство в последующем обратится в мощное государство. В китайских письменностях последнего периода ханства приказы Уйсун кунби Сыйлыби Шынбиулы были в стихотворной форме. Они рассматриваются как первые образцы поэзии нашей эпохи. В китайских письменах также встречаются отрывок из эпоса о знаменитом батыре канлы Баккулы, стих тюркской девушки под названием «В окружении врага», «Эпос Тула» Кокесира Алтына. Это литературные произведения, которые стоят того чтобы их отнесли в список литературы тюркской эпохи. Еще одно произведение эпохи уйсун-канлы – произведения поэта Хаду. В книгу «Эпосы акынов малочисленных народностей Западного региона» были включены его несколько стихов. Еще один период литературы нашего времени – образцы литературы эпохи Тюркского каганата. Известные литературные памятники этого периода – письменности Орхон-Енисея. Надписи на камнях, найденные на берегу реки Орхон в Монголии, долгое время оставались загадкой для науки. Впервые слова на камнях «тюрок», «тенгри» прочел знаменитый датский ученый В.Томсен и отнес их к литературным памятникам тюрков. Большая и малая письменность Культегина, письменность Тоньюкука рассказывают нам об образе жизни, положении, историко-экономическом состоянии, духовной сущности Тюркского каганата и являются бесценным наследием, сохранившимся до сегодняшнего дня. Письменности Орхона –памятники, всесторонне изученные наукой тюркологией. Однако существует и много других различных аспектов для изучения. Мы должны отметить, что эти памятники будет иметь большую значимость при определении поэтических особенностей, общих для тюркских народов. К литературе эпохи каганатов тюркских народов можно отнести литературные произведения эпох Уйгур, Карахан, Тюргеш, Кимак. После распада Тюркского каганата тюркские народы расселились и объединились в малые объединения. Это уйгурские, карлукские, огузские, кимакские каганаты, существовавшие в определенные эпохи. После появились каганаты Караханское, Печенегов и киданей, Тюргешское. Культурные корни этих каганатов едины. Литературные памятники Уйгурской эпохи были на древнетюркском алфавите. Здесь уместно сказать, что мелкие тюркские каганаты придерживались различных верований. Несмотря на это замечается духовное родство в их литературных памятниках. Хотя и проявляется мировосприятие буддизма и тенгрианства, так как язык не изменился, не исчезло и духовное единство. К ним относятся литературные образцы, как «Памятник Мойынчор», «Вечный камень девяти уйгурского каганства», «Камень вечности», стихи рода Апаран шор, «Матрид Смид», «Золотой ярух», «Хуастанифы». Эти памятники должны стать объектом подробного исследования и, бесспорно, являются актуальной проблемой на сегодня. https://adebiportal.kz/ru/news/view/3630 | |
|
√ Şiraly Nurmyradow - 15.11.2024 |
Teswirleriň ählisi: 0 | |