22:33 Дерево-сердце | |
Комментарий Нины Александровой: в своих иногда сложно графически устроенных текстах Ника Железникова проходит по зыбкой границе между объектом, телом и языком. Они то разделяются, то обнаруживают неожиданные связи, то сливаются до полной неразличимость. Это совершенно метареалистская оптика, однако стихи Ники прозрачны. Здесь прямое говорение и сильное лирическое высказывание создают собственное мифологическое пространство. • ЯЗЫК ЦВЕТОВ двоящемуся языку никогда не бывает одиноко. плотный лепесток вхож в полый. как возлюбленные, они общаются строчками чьих-то стихотворений, обжигающих нёбо горячим дыханием плазмы, потому что хорошее стихотворение – это пламя, украденное у неба, это оброненная звезда. ❀половинки шепчутся, ✿ᘞ ﻸи в их словах цветы прора⎷стают❀ܓ затрудняя считывание наслоением смыслов. из сказанного ими можно составить букет, вот он: красная гвоздика, белая роза, мелисса и розмарин. я подсматриваю за ними в цветочную скважину, но времени мало. это стихотворение уже увядает и осыпается лепестками г﹆ р﹆ а﹅ ф﹅ е﹆ м﹅. • СТИХОТВОРЕНИЕ В ПОДДЕРЖКУ АФГАНСКИХ ЖЕНЩИН её имя было стёрто, её имя было заменено на другое, и я не знаю, кто она, и всё же я в ней истлела... но эти строчки принадлежат другому, менее важному стихотворению, и поэтому я вырвала их с мясом, и открытая рана многоточием кровоточит. как строчку, её выдернули из привычного мира, и теперь её рот будет напоен кровью, чтобы она не смогла говорить, её пальцы будут распяты, чтобы она не смогла писать, все её слова перебьют прикладами ружий, и только её крик, одетый в чёрное с головы до ног, будет жить чуть дольше, чтобы другие слышали и боялись, прежде чем навсегда затихнуть, чтобы другие не слышали и боялись. но видя эту тишину, наполненную страхом, дерево-сердце капиллярами веток впитывает неслышные шаги подступающего хаоса и молчит её имя, потому что на обоих его языках молчать значит восславить. • СВИДАНИЕ дышит асфальт нагретый предгрозовым теплом, и там, куда ветер очередной свой рывок направил, ветвистая память стеснительность листьев впитала и, недотрога, в гипюре вечернем дрогнет. но вот тени застенчиво от ветвей отслоились, чтобы на землю упасть, и валяются в зарёванных бронзовых брызгах. черёмуха чихнула; поперхнувшись мухой, кашляет кашка; а у гладиолусов воспалённые гланды зудят. застой венозный в остекленелых стволистых трубках и цветущую плоть обращает в трупное сухоцветное мясо. время остановилось в растерянности, в растраченности. наполовину отцветший в рубашке листвы пожухлой, всё, что ты можешь: молчать и молчать. в книгах наши любимые и во снах. почитай про себя, не буди, ведь, когда я не сплю, мне не укрыться от мысли, что я могу быть только словом, только рисунком смысла, и невозможно любить так долго, зная, что к тебе подберут синоним, но за этим мы здесь: прочитывать друг о друге буквы вне времени – от азъ и до я. НЕ-СВИДАНИЕ посв. а. с. 1. КОГДА ТЫ УЛЫБАЕШЬСЯ когда ты улыбаешься, красная ржавчина долгой дороги встаёт на дыбы, и на утёсе стеснённом дерево-сердце верхние корни впускает в облако вскипячённого молока, которое только и хочет, что взбалмошное море в пупок целовать, не давая вырвать волнистых запястий в белых болтливых браслетах из молниеносных рук. пока верхние корни считают себя хозяевами разошедшихся пенок, нижние корни землю едят чёрнозубыми ртами, и земля звереет от боли, прозревая и перезревая в желудочках дерева-сердца без сожаления, без страха. это стихотворение уместилось бы в строчку: когда ты улыбаешься, я забываю о страхе, но говорить напрямую всё равно, что вздыхать запыхавшимся зверем в мерцающих искорках пота, привязанным тесёмками света к изголовью утёса. уморённое, море волны кладёт вдоль скалистых оскаленных бёдер, животом дышит и белую накипь на животе качает, замоталось в дремоту и вместо простыни стелет усталость, а в это время дерево-сердце верхние и нижние корни приготовляет к цветению слёз без сожаления, без страха. 2. ЭТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ ничего не значащие вещи самые лучшие, потому что молчат за себя. можно придумать любое значение знаку, и оно пр(и/е)творится живым. так ✺: одуванчик одутловатый оперение пуха взъерошил и тычинками ваты всё вокруг орошает. вот ៚: стручковый горошек играет на флейте, и отовсюду доносится флють-флють огородной музыки бестолковой. а это ❦: плод дерева-сердца, чья кожа испещрена ожогами неслиянности нервных систем, и в его сердцевине древесной древесина сердечной мышцы сокращается от морфемы до буквы и от буквы до точки. но это всё уже было. не-свидание от свидания отличается не-любовью, (нелюдимые лютики вянут в азотистых вазах) не-заботой, (незабудки забылись, увидев воочию зиму) не-боязнью утраты (небо в виньетке берёзовых веток замёрзло). заблудиться в разлуке разлинованных улиц и научиться придумывать не-значение для не-знака – вот чего я хочу, потому что тогда можно будет молчать, не-сожалея и не-страшась, и всё равно быть услышанным. 3. ХИМЕРЫ ПАМЯТИ и фехтование чайными ложками, и шишкоёж, и хурма прекращают существование, отбывая в зоосад грёз. в зоосаде ленивых фруктовых животных не счесть: в жилистых ветках шевелит хоботками жимолость, крыльев её прожилки цвета жеоды стекловидно свет преломляют, как хлеб. на солнцепёке разлёгшееся сочное дынное брюхо взрезано и отдано на растерзание жалким осам. персиков взлохмаченные холмы на стоптанных низких ногах сонливую реку вброд переходят. а хурма смотрит на них и хрумкает звёздноголовыми колючками, которые ей с неба шишкоёж на своём позвоночнике носит. от неба не убудет. небо и так всё в хрустких репейниках мрака: ✷, ✷!! ✷, ✷, ✷!! ! ✷..... ✷. • СХЕМА РАБОТЫ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ДЕРЕВА-СЕРДЦА дереву-сердцу аритмичные мысли приходят на ум вечерами. мозг ветвится забыть ↲ ↳ ждать и верить (см. a) (см. b) a. яблочные глаза такие рдяные наощупь в коричных крапинках катаракты и в травянистых ресницах. осенью синеокой окровавленные слезинки опадают одна за одной ↴ переживание потери в железной коже, окисляемой поцелуями ветра, ощущается лёгким покалыванием, как при оттоке крови. но в этих сдуваемых ветром строчках мне по-прежнему холодно, хоть и дышится легче. b. лёгкие просто лужицы-лежебоки, дыхание в них не задерживается. квадратное сердце стоит на неловких кузнечиковых ногах с коленками острыми наизнанку, и мышцы его одеревенели, и лилейные сухожилия лепестки свои распустили. оно столько смешного рассказать хочет большой сонной душе, скорбящей на соловьином наречье, но только стрекочет и никак не отыщет подходящего звука, ясного и духу, и мясу. дерево-сердце лезет обветренными руками в рассыпчатый ворох травы обоюдоострой и, увлёкшись одной травинкой, на ушко ей шепчет дребезжащие тайны, язык себе надвое рассекая: первая половина может черенок вишни завязать узелком. второй половине ничего не известно о букве «ю». но пищей, зарытой в буквы, ему себя не раззадорить. желудок бубновой масти превращает траву в слезу. желудок трефовой масти превращает слезу в ручей. желудок пиковой масти превращает ручей в змею. желудок червонной масти превращает змею в янтарь. но пищей, вмурованной в уголки губ, ему себя не насытить. и для его гениталий не придумали формы, но из его семени между бёдер прорастает гибискус красным аистом на стебельчатой ножке с клювом как жатвенный нож, с кровью как амальгама, с голосом как дробь дождевая. о, дерево-сердце, тудум-тудум – вот биение твоих копыт, рогами ты вспарываешь небу его полулунную складку, третьего века убывающий месяц, который слёзным молоком кормит твою большую сонную душу. но ни в узорчатых парках, где звёзды вожделеют ангелов, ни в саднящих садах плоти, ни в зверинцах воспоминаний для тебя нет места. в формуле √дерева × √сердца = √дерева-сердца ты ошибка, и корня из тебя не извлечь. я презираю тебя за твои слабые жилы, за твои ломкие ветви и бесхребетные листья, за твою большую сонную душу с гнездящимися в ней соловьями скорби и люблю несмотря ни на что. • РАССТАВАНИЕ 1. не остаётся никаких сомнений, что им необходимо покинуть друг друга, пока воздух ещё не выстиран пенящейся мочалкой грозы и пока пространство красных дорог не перегорожено запятыми. раскол дуальности неизбежен. сиамские близнецы языка репетируют сцену прощания, глотая созревшие слёзы. д е р е в о. ты дышишь кровью, а я – светом. я двигаюсь навстречу огненному цветку в ореоле искромётной пыльцы, ты загнанным зверем бежишь в колесе костей, и твой бег не имеет разбега. я выцеживаю жизнь по капле, ты ежесекундно в одном шаге от смерти. наш симбиоз невозможен, для нас не вырастят сада, потому что знание отравило почву. мы не пригодны любить. с е р д ц е. но я люблю в тебе твой затылок, и усталость спины, и благодарную крону, и все твои бесчисленные черты. лучшие книги заключены в твоей бумажной коже. под бровями у тебя земли, ночи, озёра и печали; нет и не будет благороднее и выше тебя. в твоём кадыке распустилась весна и лето в плетёной корзинке поёт твои песни, в твой ботинок зима заползает и осень сидит у тебя на плечах; ты четвертуешь время моего бега. вечно движущееся, вечно шелестящее, вечно громкое, ты семечко травы, что растёт, ветвясь, трескаясь и чернея, и всегда пребывает в лоне зелёного мрака. д е р е в о. мне не забыть очарованный запах кварцевых клумб, завоёванных золотом зноя, не забыть огорчение чёрных тропинок в стыдливых объятьях бдолаха. я помню и эти вечера, когда на двоих делили дыхание света с кровью, и пахли сырым скамейки в судорогах перегоревших улиц. но всему приходит конец, и любая память имеет предел. не принимай близко к сердцу то, что сильнее сердца, потому что пощады не будет. с е р д ц е. (...) с е р д ц е. как жаль, что мы говорим на разных языках. сердце уходит с разбитым сердцем. оставшись одно, дерево смотрит вслед ему ещё какое-то время, не сознавая, что в нём самом гораздо больше от сердца, чем от дерева. 2. не-расставание от расставания отличается не-прощанием. этого достаточно, чтобы воспряли лютики, опомнились незабудки, отогрелось небо, и всё же этого не-достаточно. _________________________________________ Об авторе: НИКА ЖЕЛЕЗНИКОВА Родилась в 2000 году в Москве. С 2018 года – студентка Литературного института имени А.М.Горького (семинар М.М.Попова). Публиковалась в журнале «Москва», в сетевых журналах «Флаги», «Прочтение», на порталах «полутона», «Формаслов», «Год литературы», Soloneba. Шорт-лист молодёжной поэтической премии «Цикада» (2021). | |
|
√ Patyşahym, sen geçirgil gerçe guldandyr hata / Goşgular - 11.08.2024 |
√ Bagyşla, eje! / Goşgular - 25.08.2024 |
√ Ýigrimi ýyldan soñ / Goşgular - 12.07.2024 |
√ Pyglym harapdyr / Goşgular - 29.06.2024 |
√ Kim aýtdy ýara / Goşgular - 14.09.2024 |
√ Eşraget min felekil-behjeti şemsun we biha... / Goşgular - 26.08.2024 |
√ Bir ýaşuly hakda / Goşgular - 21.05.2024 |
√ Saña barýan ýol / Goşgular - 18.08.2024 |
√ Asmaýar / Goşgular - 07.09.2024 |
√ Şahyryň göwnüne degmäň! / Goşgular - 23.08.2024 |
Teswirleriň ählisi: 0 | |