13:04 Международный день Навруз | |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ НАВРУЗ
Международный день Навруз (International Day of Nowruz) отмечается с 2010 года. С предложением ввести новую дату в календарь ООН выступили правительства нескольких государств: Азербайджана, Албании, Афганистана, Македонии, Индии, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Турции. 23 февраля Генеральная ассамблея приняла инициативу этих стран и закрепила за 21 марта международный праздник – День Навруз (резолюция №A/RES/64/253). Слово Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз), означает новый день, его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны. Навруз — день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы. Происхождение праздника уходит корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Он отмечается как начало нового года более чем 300 миллионами жителей во всем мире. Навруз играет значительную роль в укреплении связей между народами на основе взаимного уважения и идеалов мира и добрососедства. Его традиции и ритуалы отражают культурные и древние обычаи цивилизаций Востока и Запада, получившие распространение в контексте взаимообмена человеческими ценностями. Празднование Навруза означает утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни. По древнему обычаю, накануне Навруза люди должны прибраться в своих домах, навести порядок во дворах и огородах, рассчитаться с долгами. На праздничный стол обычно выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков. В Навруз принято готовить кушанья из семи продуктов (преимущественно растительного происхождения). В 2009 году Навруз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. ООН считает, что праздник способствует продвижению ценностей мира и солидарности как между поколениями, так и внутри семьи, а также примирению и добрососедству, что содействует сохранению культурного разнообразия и укреплению дружбы между народами и различными общинами. ■ Навруз в зороастризме «... словно Солнце небесных высот, Сиял повелитель прославленный тот. Сходился народ на его торжество, Дивился величью царя своего. Джамшида, осыпав алмазным дождем, Назвали тот радостный день Новым днем. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли». Ноуруз имеет древнейшую историю. В поэме «ШахНамэ» начало его празднования связывается с началом царствования Шаха Джамшида. Отсюда часто употребляемое название праздника среди заратуштрийцев — «Джамшиди Ноуруз» и традиция коронации Шахов в этот праздник. Ноуруз — первый день солнечного календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин (приблизительно 21 марта); равноденствие — равенство дня и ночи; начало сезона роста и процветания. Само слово «Ноуруз» переводится как «новый день». Празднование длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Ноуруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Ноуруз (шахский Ноуруз), а тринадцатый день как Сизда-бедар («Тринадцатое вне дома»). ■ Навруз в календаре бахаи Навруз — Новый год («Навруз» переводится как «Новый день»). Новый год в календаре бахаи привязан к астрономическому событию - весеннему равноденствию. Абдул-Баха объясняет, что день равноденствия символизирует единство всей планеты, поскольку в этот день солнце освещает всю землю одинаково. «В этот день все должны радоваться, собираться вместе и устраивать торжественные собрания: необходимо сплотиться воедино, чтобы представить собою воплощение единства, дружбы и солидарности. И так как это есть благословенный день, то не следует проводить его бесцельно и ограничиваться лишь весельем и праздным времяпрепровождением. В этот день необходимо приступать к новым начинаниям и закладывать основы таким делам, которые постоянно могли бы быть ценными и полезными для общества». Навруз — древний иранский праздник, его история насчитывает по меньшей мере пять тысяч лет. Корнями своими он уходит в сельскохозяйственные ритуалы, связанные с культом плодородия. Навруз является одним из главных праздников зороастризма. Шииты продолжали праздновать Навруз; предания, приписываемые имамам, гласят, что этот день исполнен великого смысла. Среди прочего он символизирует день заключения первого Завета между Богом и человечеством; первый восход солнца; день, когда Ноев ковчег остановился на горе Арарат; первое явление архангела Гавриила Мухаммаду; день, когда Али выбросил из Каабы идолов; явление Каима (Обетованного Посланника Божьего в исламе); а также окончательную победу Каима над Антихристом. Бахаулла так говорит об этом Празднике в Своей Наисвятой Книге: «Счастлив тот, кто вступает в первый день месяца Баха, день, посвященный Богом сему Великому Имени. И да будет благословен тот, кто свидетельствует в сей день о дарах, коими Бог пожаловал его; истинно, он из тех, кто благодарит Бога деяниями, знаменующими щедрость Господню, объемлющую все миры. Скажи: Воистину, сей день есть венец всех месяцев и исток их, день, когда дыхание жизни веет на всякую сотворенную вещь. Велико благословение на том, кто приветствует его в сиянии и радости. Мы свидетельствуем, что он, воистину, из тех, кто обрел блаженство». Абдул-Баха говорит, что: «...Этот священный день, когда солнце равно освещает всю землю, называется равноденствием, и равноденствие является символом Богоявления. Солнце Истины поднимается над горизонтом Священной Милости и посылает свои лучи. Сей день и посвящен празднованию этого...». ■ Новруз в Азербайджане Новруз — по-азербайджански Новруз Байрамы — наряду с Новым годом и религиозным Рамазан Байрамом является одним из самых главных и самых любимых праздников в Азербайджане. Хотя Новруз в основном отмечается в мусульманских странах, это не религиозный праздник, а, строго говоря, празднование весеннего равноденствия, символизирующее обновление природы. С древнейших времен в Новруз шесть дней не работали, даже крестьяне не проводили никаких полевых работ. Они были посвящены только встречам и веселью, и эта традиция, установившаяся в Южном Азербайджане, в основном, не нарушается и сегодня. С обретением независимости в Азербайджане официально празднуют Новруз пять дней, которые являются нерабочими. В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди стремятся пойти к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Ведь вода — символ чистоты и свежести. Тем самым все желают друг другу хорошего и счастливого Нового года. Затем там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, например, мед или, если его нет, — сахар. После чего следует понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от «злых духов». Много внимания азербайджанцы уделяют и подготовке праздничного стола. Как правило, каждая семья, накрывая праздничный стол, помнит о том, что на столе должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». На столе должны быть сумах, скэд — молоко, сирке — уксус, семени — специальная каша из пшеницы, сабзи — зелень и другие. Кроме перечисленных блюд на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все перечисленное имеет глубоко символическое значение: свеча — свет или огонь, который оберегает человека от злых духов, зеркало — знак ясности или установления времени наступления Нового года. В мифологии многих народов, населяющих нашу планету, земной шар держится на рогах громадного быка. В течение года этот мифический бык устает и перебрасывает земной шар с одного рога на другой, после чего по преданию и наступает Новый год. Для того, чтобы установить завершение старого года и наступление первого дня нового, азербайджанцы и ставят крашеное яйцо на зеркало. И как только яйцо качнется, значит, бык «перебросил» земной шар на другой рог и наступил Новый год. Все сидящие в это время за столом, увидев символическое раскачивание яйца на зеркале, поздравляют друг друга, целуются, обнимаются и желают друг другу счастья, здоровья, успехов. ■ Новруз в Туркменистане В Туркменистане Новруз байрамы отмечается два дня – 21 и 22 марта. Праздник получил статус государственного в 1992 году. Считается, что в эти мартовские дни начинается новый сельскохозяйственный год, поэтому на праздничный стол принято подавать национальные блюда из пшеницы: халву, сладкие мучные изделия и кашу из солода. Но центральное место занимает блюдо, приготовленное из ростков пшеницы – «семене». В Новруз туркмены ходят друг другу в гости, молодежь вечером выходит на гуляния. Ранее Национальный праздник весны отмечался 20-22 марта, причем один из трех дней был посвящен женщинам Туркменистана. В соответствии с подписанным в январе 2008 года указом главы государства, с 2009 года в Туркмении отмечают Международный женский день 8 марта, а Новруз байрамы празднуется в течение двух дней, объявленных в стране нерабочими. ■ Наурыз мейрамы в Казахстане Наурыз мейрамы — праздник весеннего обновления в Казахстане. Он возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз — начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной. «Наурыз» означает «рождение весны». Это наиболее важный и древний фестиваль восточных народов. Собственно говоря, это Новый Год согласно древнему восточному календарю. У него есть и другое название, Улыс Куны («Первый день Нового Года») или Улыстын Улы Куны («Великий день народа»). Считается, что щедрое празднование праздника Наурыз принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев. С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году. Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту. Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры «7» является обязательным — она заключает в себе 7 дней недели — временные единицы бесконечности вселенной: напротив аксакала (белобородый, старик) должны быть поставлены 7 чаш с наурыз-коже. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей. «Коктем Туды» («С рождением весны») — так казахи поздравляют друг друга на улицах, в парках, скверах и на стадионах с праздником Наурыз. Тысячи людей наблюдают за острыми соревнованиями слова акынов, за состязаниями в национальных видах спорта — казахша курес, тогуз кумалак, лошадиные скачки (Кыз-Куу и байга). Разнообразные представления и театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана. Ближе к вечеру начинается айтыс — словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. Побеждает тот, кто лучше прославлял Добро! В разгар праздника молодежь собирается у качелей — алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры. В Казахстане Наурыз не праздновался всенародно с 1926 года по 1988 год. С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником, а с 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане объявлены нерабочими. ■ Народный праздник Нооруз в Кыргызстане 21 марта, в день весеннего равноденствия, в Кыргызстане отмечается народный праздник Нооруз. Раньше месяц март кыргызы называли Нооруз (Нооруз элдик майрам күнү). Если в этот день рождались мальчики, их называли, по традиции, Ноорузбаями или Ноорузбеками, а девочек просто Нооруз или Ноорузгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в кыргызских легендах сравнивают с белым снегом Нооруза, поскольку в марте обычно идет мягкий пушистый снег особенной белизны. В день праздника в каждой семье накрывали дасторкон — белую скатерть с различными яствами. Для угощения соседей готовили традиционную похлебку, именуемую в народе сумелек, из пшеничного солода с добавлением муки, масла и сахара. Накануне праздника люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились со всеми, с кем были в ссоре. Ибо, как утверждали старики, когда Нооруз входит в их дома, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости наполняли молоком, айраном, зерном, ключевой водой; а в день праздника все старались быть в добром расположении духа, при встречах заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и беды миновали их. Люди старались одеться опрятно, чисто и по возможности во все новое. В полдень весь аул собирался на гуляния. В установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса нооруз кеже или чон кеже — «большой суп» — одно из древнейших обрядовых блюд, которое готовилось из многих компонентов: мяса, жира, риса, гороха, ячменя, пшеницы, кукурузы, талкана, муки, пшена, сорго, картофеля и специй. Пища готовилась в таком количестве, чтобы хватило всем. После всеобщей трапезы начинались игры «айкыш-уйкыш», что в переводе означает «навстречу друг другу», и «аударыспек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Нооруз не обходился также без спортивной борьбы, участвовать в которой могли и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то юноша должен повиноваться ей и выполнять любые желания. Поэтому Нооруз часто превращался в свадебные торжества. День заканчивался представлением, где два акына состязались в стихах и песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. После чего устраивался большой костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали; дети прыгали через костер; а взрослые приговаривали: «Уходите, уходите, уходите все напасти», «Новый год пришел, старый год ушел» — тем самым, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия. За годы независимости Кыргызстана праздник «Нооруз» стал по-настоящему народным. С утра, на центральной площади «Алатоо» города Бишкека и во всех областных центрах начинаются театрализованные представления, на которых присутствуют соответственно руководство страны и области, в парках и скверах проходят народные гуляния, на ипподромах — конные игры и соревнования, во дворах советы общественности для детей и всех жителей микрорайонов организуют игры, а также всех желающих угощают традиционным праздничным блюдом — пловом. ■ Навруз в Таджикистане Слово «Навруз» обозначает «Новый день» (от «нав» — новый и «руз» — день). Так называется праздник весны, первый день нового года, день весеннего равноденствия, самый известный и распространенный праздников персов — иранцев, таджиков и афганцев. Основные дни праздника составляют 21 и 22 марта. В каждой стране и в различных регионах население может отметить это день по-разному, но в Таджикистане, в основном, Навруз празднуют с 21 по 24 марта. Эти дни являются выходными. Старейший источник, где указано празднование Навруза — это священная книга зороастризма «Авеста». Корни праздника уходят далеко в историю, до 3000 лет до н.э. История происхождения Навруза, как указано в «Наврузнома» («Книга о Наврузе») Омара Хайяма, уходит во времена одного из древнейших в мире и истории персов царства — Пешдодиен. В «Шахнаме» происхождение праздника связано с легендарным королем Джамшедом. Как известно, 21 марта — это день весеннего равноденствия, и продолжительность дня и ночи одинакова — по 12 часов. Когда Джамшед построил себе трон из чистого золота (по легенде, это был первый трон в истории человека) и поднял его на высочайшую гору во время восхода солнца, золото блестело под солнечным светом и стало светить, словно солнце. Этот день назвали Наврузом и стали праздновать его как начало нового года. В «Наврузнаме» говорится:«Когда Джамшед постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел его в обычай как праздник. Цари и другие люди последовали ему». В дни празднования Навруза устраивают различные мероприятия. В духе народных традиций устраиваются конные скачки, козлодрание (бузхкаши), борьба силачей, бучулбози, аргамчинбози (прыгалка), ланкабози, тухмзанак, идгардак. Большое внимание уделяется подготовке праздничного стола. На праздничный стол стараются не класть блюда из мяса и других продуктов, взятых из животных, кроме молока. Символом Навруза и нового года является суманак (сумалак). Как готовится суманак? Приблизительно за неделю до праздника в посуде с неглубоким дном (это может быть тарелка) замачивают зерна пшеницы. К празднику зерна пшеницы проращиваются. Считается, что чем длиннее ростки проросшего зерна, тем больше и лучше будет урожай в новом году. Проросшие зерна толкут в металлической ступе, кладут в казан, заливают водой, добавляют муку и варят 10-12 часов, и при этом все время помешивают. Очень сладкая штука, хотя сахар туда вообще не добавляют. Суманак должен быть готовым до восхода солнца в основной день праздника. Во время приготовления суманака женщины и дети поют праздничные песни, читают стихи. Суманак — это не простое блюдо, это нечто святое. Поэтому перед его приготовлением ведущий повар читает суру из Корана, а именно «Ихлос». Суманак раздают всем соседям, родственникам, близким, друзьям. Перед тем, как попробовать, нужно загадать три желания, они могут исполниться в течение года. ■ Навруз в Турции Newrouz (в переводе с фарси Новый день) - Новый год по зороастрийскому солнечному календарю. Его начало приходится на день весеннего равноденствия. После арабского завоевания прародины зороастризма Персии и насаждения ислама утратил магический смысл, превратившись просто в предлог лишний раз отдохнуть. Ноуруз до сих пор справляется народностями Средней Азии, Азербайджана и Закавказья как народный праздник, а в Иране и Афганистане, где, невзирая на гонения, уцелело множество последователей Заратуштры, является официальным новогодним торжеством. Однако истоки этого празднества уходят еще в языческие времена. В начале Науруз был древним иранским земледельческим праздником. Крестьяне испокон веков отмечали его как начало весенних полевых работ, сопровождая веселье привычными ритуалами, призванными способствовать обильному урожаю. С оформлением зороастризма (солнцепоклонства) и становлением астрономии этот ритуал был приурочен к кругу Солнца. Так прогресс прибавил к простонародной церемонии приветствия весны сакральное содержание. Но на самом деле, почти все конфессиональные празднества, не только Newrouz Bayrami, происходят от сельских праздников, так или иначе связанных с погодными явлениями. В сущности, ислам не имел ничего против огнепоклонников. Более того, многие направления мусульманства, особенно его шиитской ветви, впитали в себя ключевые положения верований персов. Объясняется это тем же, чем и совпадение дат православных и древнеславянских торжеств в России. Люди консервативны и плохо покоряются новым идеям, и духовенству проще примириться с этим, чем насильственно внедрять привнесенную извне веру. Но как же иранский обряд попал в раздел "Праздники Турции"? Во-первых, в Турецкой республике обитает 12 миллионов курдов, в античности населявших сказочное Мидийское царство. Естественно, большинство из них ассимилировано, более того, придерживается суннизма, который по статистике исповедуют около 75% турок. Это обусловлено усилиями правительства по религиозной унификации турецкого государства. Тем не менее, часть курдов остается верна заветам предков и принадлежит либо к почитателям Заратустры (нельзя не заметить, что огнепоклонничество зачастую толкает курдских борцов за независимость на самосожжение), либо к алиитам (aliism - вероучение шиитского толка). Для живущего в Анкаре и забывшего родной язык курда Науруз Байрамы является зачастую единственным напоминанием о своей самобытности. Во-вторых, после попытки отменить Ноуруз Байрами в 1966 г., турецкие власти, добиваясь того, чтобы он перестал быть торжеством иноверцев, уверяют, что по существу это старая тюркская традиция. В этот день Национальная лотерея даже выпускает специальный тираж. В соответствии с приметами, то, что человек увидит первым взглядом в первый день Newrouz Bayramy, будет сопровождать его целый год. Таким образом, во время празднования людей должны окружать вещи, обозначающие благие намерения и счастье, здоровье и долголетие, удачу во всех начинаниях и процветание. Этими предметами издавна считались вино, ростки ячменя или лепешки-питы, и монеты (в наши дни их место заняли купюры). Непременными признаками Навруз Байрамы являются священный огонь, сегодня уступивший место фейерверкам, и особые "огнедышащие" драконы. В нынешней Турции также общеприняты представления фольклорных коллективов по случаю Науруз Байрами. У шиитов Навруз Байрами наступает 9 марта. ■ Навруз в Узбекистане Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны. По-разному отмечали его разные народы. Но все – как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год. В переводе с фарси Навруз обозначает «новый день». Навруз, который отмечается 21 марта, считается началом нового года. Как известно, 21 марта - это день весеннего равноденствия. Продолжительность дня и ночи одинакова - 12 часов. 21 марта Земля вступает в период всемирного астрономического равенства. И еще, в этот день времена года по полушариям меняются: если в южном полушарии наступает осень, то в северном - весна. Многие великие люди прошлого связывают начало празднования Навруза с именем шаха Джамшида. Вот что об этом писал Омар Хайям в своей книге «Навруз наме»: Что касается причины установления Навруза, то она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые 365 дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же самое время дня, когда оно вышло, и каждый год этот период уменьшается. Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему. Да, это праздник весны. Наступают теплые дни, природа пробуждается и начинает менять свои убранства. В Узбекистане к этому празднику люди очень тщательно готовятся и празднуют 15-20 дней. В дни перед Наврузом везде в махалля (кварталах) проходят хашары - люди всем миром чистят арыки, белят деревья, вскапывают огороды. У каждой махалля есть своя чайхана. И каждая махалля в своей чайхане празднует Навруз. В чайхане в огромных котлах готовятся вкусные яства. На праздник приглашаются жители махалля, а также жители соседних махалля. Кроме того, Навруз празднуется и в семьях. Это - большой праздник! В доме собираются все родственники. Есть всего несколько блюд, которые готовят только на праздник Навруз. Это сумаляк, халим (халиса) и особый туграма-плов. Вообще Навруз - это что-то больше, нежели просто праздник. Сколько веков Наврузу, столько и поверью, что чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому льются в этот день обрядовые песни Навруза, танцуют и веселятся люди, радуются приходу весны, дарят друг другу подарки, помогают сиротам и неимущим. CALEND.RU | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |