21:42 Путешествие в Дашрабат | |
ПУТЕШЕСТВИЕ В ДАШРАБАТ
Ýol ýazgylary
На территории Туркменистана сохранилось множество памятников, монументальной архитектуры и фортификации. В древностиони служили значимыми остановками на Великом Шелковом Пути. Это великолепные, подчас уникальные архитектурные шедевры прошлого: городища Мешед-Мисриан в Дехистане, Парау близ Сердаре, Шахрислам в Бахарлинском этрапе, Ниса, Аннау, Абиверд, Намазгадепе, Алтын-депе близ Ашхабада древний Мерв, Маргуш, Амуль в окрестностях Туркменабата, Куняургенч, Шахсенем в близ Дашогуза и другие. В эпохе могущества и счастья благодаря решительным шагам, Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова возрождается новая жизнь Великий Шелковый путь. На берегу Каспия построен уникальный Международный порт Туркменбаши. Все большее проявляется живой интерес к истории этой древней транснациональной торговой магистрали, к уникальным памятникам древнего зодчества, неутраченным духовным ценностям, завещанным прославленными предками. Бескрайняя степь Балканского велаята - загадочный и неповторимый мир. Исторические данные свидетельствуют, что 5 млн лет назад в регионе бушевал океан Тетис. В горных ущельях жили хищные и травоядные, млекопитающие. На равнинах обосновались животные, птицы и растения, которые приспособились к местному суровому климату. Над равнинной возвышается Орлан-самая высокая вершина Балханских гор. Исторические данные свидетельствуют, что в 1 тысячелетии до н.э. по этим землям проходил Великий Шёлковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Вдоль торгового пути стояли крепости, караван-сараи, поселения ремесленников, скотоводов и охотников. Археологические находки говорят, что в крепостях и в этих поселениях был достаточно высокий уровень жизни. До сих пор ученые и любители старины стараются объяснить возникновение караван-сарая «Дашрабат» в уединенном и удивительном по ландшафту месте. Месторасположение караван-сарая в регионе Большого Балхана дает повод думать, что здесь пролегала одна из многочисленных ветвей Великого Шелкового Пути. «Дашрабат» находится около 40 км к западу от города Балканабат--, административного центра Балканского велаята, и примерно 20 км от санаторно-курортного комплекса «Моллакара». Первые исторические данные о караван-сарая датируется примерно Х веком. Письменные упоминания о нём обнаружены в 1871-1872 годов. Исследователи утверждают, что ещё в ХIХ столетии. В окрестностях Дашрабата кипела жизнь. По маршрутам Великого Шелкового пути караван-сараи строились на дистанции 30-40 километров друг от друга, с таким расчётом, чтобы караван, покинув утром одну стоянку, к ночи достиг следующей. Караван-сараи защищались глухими стенами и мощными бастионами - их называли «дашрабатами». Описывая постоялые дворы, учёные пользовали слово «дашрабат», что в переводе с арабского означает «укрепленный лагерь» или «каменное предместье» или «каменный крепость».Начиная с 727-729 годов в центральной Азии караван-сараи возводились в основном как строительно-оборонительные сооружения. Такие постройки встречаются вдоль Великого Шёлкового пути Азербайджана, Узбекистана, Киргизстана и в Турции. Они обеспечивали безопасность и отдых купцам, а также имели большое экономическое, социальное и культурное значение для региона. О том, кто же на самом деле, построил этот караван-сарай, в Балханах ходит много слухов и легенд. Однако существует и письменный документ того смутного времени персидского историка, ученого-энциклопедиста и государственного деятеля, Рашид ад-Дина. В нем котором однозначно указывает, что укрепления в этих краях были построены по приказу правителя Мухаммад-хана. В разные годы ученые - археологи занимались исследованием Дашрабата, вели споры относительно времени его сооружения, но по-разному определяли назначение и культурную принадлежность караван-сарая. Из-за отсутствуя окна на караван-сарае, царил полумрак, лишь чуть-чуть освещался центральный зал, куда проникали лучи на небольших отверстий по окружности. В этом рассеянном свете до сих пор видны остатки росписей, растительные и животные орнаменты, которые некогда покрывали основной часть здания. Это факт полностью подтверждает почтенный возраст. Караван-сарая. По мнению некоторых исследователей Дашрабат относится к эпохи позднего средневековья. Другие ученые склоняются к мысли, что строение представляет христианского несторианского монастырю, построенного в Х-ХI векам. Существует и другая версия: оно было основано богатым-меценатом, который хотел защитить торговые караваны от разбойников. Дашрабат был центром торговли и отдыха караванщиков и путешественников. Он благополучно просуществовал до эпохи Чингисхана.и продолжал действовать в период правления Тамерлана. Научные данные однозначно подтверждают, что Дашрабат, несомненно, является горным археологическим памятником полукочевого образа жизни туркмен. Об этом свидетельствует старый некрополь на небольшом горном склоне. В земляных насыпах ещё видны надгробные плиты с надписями. На протяжении многих лет путь в Дашрабат не был размечен дорожными знаками, и путешественники просто проезжали мимо него, не понимая, что они упустили. По рассказу хранителя караван-сарая, когда-то в здешних местах поселились его родичи и остались навсегда. Они рассадили вдоль горного ручья плодовые деревья, тутовники, виноградники, карагач, одновременно занимались выращиванием бахчевых и других культур. К ним потянулись люди из ближних и дальних поселений. Они обзавелись живностью и приусадебным хозяйством. В каменистом грунте ущеля новосёлы рыли колодцы глубиной до 40 саженей ( 73-75 метров). Деревья прижились в местном климате, разрослись и образовали тенистую рощу, где можно было охотиться и отдыхать. В далекие времена утопающий в зелени Дашрабат, возвышался исполином среди ущелий, и был знаменит среди караванщиков под названием «Ýüz agaç”- “Сто дерево». В 1880-1881 годах деревья выкорчевали, использовали на строительство Закаспийской железной дороги. В конце ХIХ века вдоль родника начали высаживать новые деревья. Они однако не прижились, и караван-сарай Дашрабат потерял былую славу. Люды переселялись и другие регионы. Время похоронило и стерло с лица земли выразительный облик караван-сарая, но сохранились его впечетлающие руины—свидетели славной истории. Я люблю путешествовать. Летом со старшим сыном Максатом мы посетили Дашрабат. Недалеко от караван-сарая разложили костёр, заварили зеленый чай с мятой и солодковым корнем. Любовались закатом солнце, не заметили, как к нам подошёл незнакомец, и мы по законам гостеприимства тут же освободили ему место поближе к дастархану и поднесли пиалу с ароматным напитком. Наш собеседник оказался образованным человеком. Завязались неспешные беседа о красотах здешних мест и захватывающей истории караван-сарая. Ночевали под открытом небою Предгорные луга источали целебный аромат, приятно журчал родник с кристально чистой водой. Утром нас разбудил волшебный концерт птиц, приветствовавших восход солнца. Не мешкая, мы набирали в ёмкости воду, легко позавтракали и, простившись с собеседником, отправились в обратный путь. Над нами царственно парил одинокий беркут, олицетворяя собой бескрайность неба, спокойствие и силу родной земли. Шахимердан Сары Оглы. «Нейтральный Туркменистан» 24.09.2021 № 244 (29937) | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |