12:51 Слово о мужестве | |
СЛОВО О МУЖЕСТВЕ
Edebi makalalar
Конному пробегу Ашхабад – Москва – 50 лет Полвека – изрядный срок. Но и поныне не может не восхищать нас мужество, выносливость, целеустремленность посланцев туркменской земли. Июнь. Девятьсот тридцать пятый год. Джигитов в Москву снарядил народ. Дивись, столица, сто раз на дню Ахалтекинскому скакуну! Поход сквозь пески тяжел и непрост, Теперь за спиной тысячи верст, И парню, отважней которого нет, Москвичка – красавица дарит букет. А конь лихой гарцует под ним, И бьет об асфальт • «Ты минуешь рудник Арпаклен…» «В 1929-1930 годах в результате исторического труда рабочих в Туркменистане вступили в строй Ашхабадская текстильная фабрика, первая очередь Каракумского серного завода, барито-витеритовый рудник Арпаклен…» «Очерки истории Коммунистической партии Туркменистана». Где бы ты не жил, кем бы ни был – родной край тебе всегда и всего дороже. Временами ты задумаешься о его вчерашнем дне, мечтаешь и о будущем. Видимо, так бывает с каждым. Вот, а мне журналисту по специальности, выпало счастье часто рассказывать читателям о крае, где мы родились, об интересных событиях, происходящих на его просторах – в степях, горах, долинах. Потому что события эти – страницы большой истории нашей необъятной Родины. … Я и раньше знал это стихотворение, но почему-то не придавал ему особого значения. Написано оно пятьдесят три года назад. Ты проедешь Сумбар, И в полуночный пар Ты минуешь рудник Арпаклен… И пройдешь по хребту Через всю высоту, Сквозь луга, сквозь каменный плен. Наверно, многим из вас знакомы эти строки. Верно, они – из стихотворения «В ущелье Айдере» замечательного советского поэта Николая Тихонова. Любители поэзии знают и о том, что посвящены эти строки Владимиру Луговскому. Но вот о руднике Арпаклен знают в основном представители старшего поколения, а нынешняя молодежь вряд ли слыхала о нем. Между тем, в тридцатые годы о руднике Арпаклен в Туркменистане знал каждый. И неспроста Николай Тихонов воспел его в своих стихах. Весной тридцатого года, будучи в Кара-Кала, он специально заезжал в Арпаклен. Тогда на руднике только еще начались работы. Какое же значение для народного хозяйства нашей страны играл в тридцатые годы Арпаклен? … В 1928 году среднеазиатской геологоразведочной были впервые проведены поисковые работы в районе Кара-Кала. А спустя три года сюда – тоже впервые - была направлена экспедиция. Нашей социалистической Родине, устремленной к высоким рубежам первых пятилеток, не хватало сырья для химической промышленности – барита и витерита. Графство Норфолк в Англии считалось в то время единственным местом на планете, где добывалось это сырье. И вот перед нашими геологами была поставлена государственной важности задача: отыскать руды, содержащие бариевые соли! Поиск увенчался успехом. За период между 1928-1931 годами в Кара-Кла и Нохуре, между Арпакленом и Кизыл-Арватом обнаружили около 60 месторождений барита и витерита. Месторождения были отделены друг от друга двумя ущельями. Северный участок, как определили геологи, характеризуется преимущественно витеритами, южный – баритами. Комиссия запасов Средазразведки на заседании от 10 января 1931 года утвердила запасы руд по четырем наиболее разведанным месторождениям: Аккая, Кургун-Даш, Арпаклен, Куру-Чай. К добыче витерита приступили с 1930 года, барита – годом позднее. Много интересного удается узнать, перелистывая пожелтевшие от времени архивные документы, хранящиеся сегодня в Государственном архиве республики. Вполне можно, к примеру, воссоздать картину работ, пробудивших к жизни этот горный уголок. Была даже отправлена пробная партия витерита – 150 тонн на экспорт в Америку. Газеты тех дней писали об Арпаклене: «Это второй и пока последний рудник в мире по добыче витерита. Только в Англии, в графстве Норфолк, имеется его собрат». Но в течение 1934 года результаты подтвердили, что дальнейшие разработки вести здесь вряд ли целесообразно. Геологоразведочная партия Средазразведки пробурила на Арпакленском месторождении две скважины на глубину 80 и 200 метров. Однако, из-за слабой организации работ, каких-либо определенных данных о глубинном залегании витерита получено не было. Частично эксплуатировалось лишь месторождения Уч-Ятаг, где добыча руды шла открытым способом. Этим же способом поначалу добывался и барит. С 1933 года работы стали вести комбинированным – частично открытом способом, частично штольнями, из которых первая была пройдена на 65, вторая – на 70 метров. Барит Арпакленского рудника отличался высоким качеством и исключительной белизной. На руднике к тому времени уже имелось девять жилых домов, школа ликбеза. Ранее по непроходимым горным дорогам Арпаклена витерит и барит можно было вывозить только на верблюдах. Встал вопрос об автотранспорте – и, как ни было трудно, молодая Советская страна выделила горнякам для перевозки продукции пять автомашин марки, «АМО-3» и один трактор «Интернационал». Сохранились в архиве три телеграммы, касающиеся состояние работ на руднике. Вот они. Уполнаркомтяжпром. Для доклада председателю СНК ТССР тов. Атабаеву прошу срочно сообщить, какие меры вами приняты к удовлетворению просьбы Арпакленских барито – витеритовых рудников по их телеграмме 9 сентября об отпуске авторезины и смазочного материала. Ответ ожидается 12 сентября. Референт СНК ТССР. Жданов. * * * Москва, Наркомтяжпром. Состоянию первое ноября Арпакленских барито – витеритовых рудниках скопилось не вывезенной руды 6418 тонн. Остаток значительно превышает прошлогодний. Отсутствие средств надлежащего надзора НКПТ привело транспорт тяжелому состоянию. Наличный транспорт не обеспечит успешный вывоз. В целях усиления работы рудников Совнарком просит выделить рудникам дополнительно хотя первом квартале 1935 года минимум пять новых автомашин, также отпустить ассигнования оборотные средства организация ремонтных мастерских рудниках. Председатель СНК ТССР Атабаев 10 декабря 1934 года. * * * Москва, Наркомтяжпром. Арпакленскому витерито – баритовому руднику 1934 г. работы проводились без надлежащего надзора Союзхимруда, при достаточном ассигновании и транспорте. Совнарком Туркмении просит воздействовать Союзхимруд части укрепления рудника первом квартале 1935 г. пятью автомашинами АМО оборотными средствами. Председатель СНК Атабаев 15 декабря 1934 года. … Прошли годы. От Кара-Кала до Арпаклена проложена теперь хорошая дорога. По ней может проехать автомашина любой грузоподъемности. Весной ущелье Арпаклен становится, изумрудно – зеленым. У горного родника таятся куропатки, кеклики. Чабаны и подпаски гонят свои стада по отрогам гор Арпаклена. Чолуки всегда и всё примечают и удивляются: почему это выщерблены кое-где участки земли? И тогда аксакалы рассказывают юным о том, что полвека назад в этих местах добывали руду. Нет, не зря нанесен был на карты рудник Арпаклен, он хорошо послужил стране в годы первых пятилеток. Вот потому и помнят о нем люди. И каждый раз, оказавшись в этих местах, повторяю про себя любимые строки. Ты проедешь Сумбар, И в полуночный пар Ты минуешь рудник Арпаклен… А.Чуриев. «Знамя труда» 02.03.1984 год. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |