20:41 Стихи Омара Хайяма о религии | |
СТИХИ ОМАР ХАЙЯМА О РЕЛИГИИ
Goşgular
Пью разноцветное вино И слышу я то здесь, то там: «Не пей вина, не пей Хайям, Ведь враг религии оно!» О, если так, я вам клянусь, О, если веры враг вино — Я кровью вражеской упьюсь, Так по закону быть должно! Безумно пьяного я видел старика. Он мысли вытряхнул, как мусор из мешка, И голова — легка, и под щекой — рука, Но на устах — Аллах!.. Сколь вера глубока! Благоуханных роз настала вновь пора, Теперь и нам с тобой достать вино пора. Чертоги, и чертей, и гурий, и геенну, И болтовню про них забыть давно пора. В божий храм не пускайте меня на порог. Я — безбожник. Таким сотворил меня бег. Я подобен блуднице, чья вера — порок, Рады б грешники в рай — да не знают дорог. В дни поста — в Рамазане — вина пиалу я испил, Не сознательно я шариата закон преступил. От мучений поста этот день показался мне ночью. Мне казалось, рассвет наступил — я и пост разрешил. В мечеть мне путь закрыт, на церковь я плюю — Бог знает что Творец пустил на плоть мою. Как девка гнусен я, как иноземец пью… Нет веры, нет судьбы, местечка нет в раю. В мечеть мы для себя добра искать пришли, Но, Боже, не намаз мы совершать пришли. Здесь как-то повезло украсть молельный коврик — Он обветшал уже, так мы опять пришли. В молитве и посте я, мнилось мне, нашел Путь к избавлению от всех грехов и зол; Но как-то невзначай забыл про омовенье, Глоток вина хлебнул — и прахом пост пошел. В руках у нас то чаша, то Коран, То праведность нам ближе, то обман. Так и живем в подлунном нашем мире Полугяуров, полумусульман. В семидесяти двух, ученьях все подряд О сущности Творца так много говорят! Уж ладно б чепуху болтали меж собою, Словами складными народ они дурят. В чести невежество — вот что обидно мне; Чем сердце отогреть, так и не видно мне… Сменю религию, зуннаром опояшусь: В исламе — грешник я, в исламе — стыдно мне. Видел утром я ринда; в пыли на земле он лежал, На ислам, на безверье, на веру, на царства плевал. Отрицал достоверность, творца, шариат, откровенье. Нет! Бесстрашнее духа и в двух я мирах не встречал. Вместо розы — колючка сухая сойдет. Черный ад — вместо светлого рая сойдет. Если нет под рукою муллы и мечети — Поп сгодится и вера чужая сойдет! Вновь про мечетей свет и про молелен чад, Вновь — как пирует рай и как похмелен ад… Одни слова, слова! Вот на Скрижали — Слово: Там все расписано несчетно лет назад. Вот удивительно: кто путь узрели Твой, Те попросту никто в глазах толпы слепой. Еще загадочней: кто верою проникся, Тот за безбожие шельмуется толпой. Где теперь эти люди мудрейшие нашей земли? Тайной нити в основе творенья они не нашли. Как они суесловили много о сущности Бога, — Весь свой век бородами трясли — и бесследно ушли. Давно уж рассвело. Ты что же? Эй, саки! Ты, видно, страждущих забыл мужей, саки! Что?.. О спасенье речь? Для чьих ушей, саки?! Спасайся! Шептуна гони взашей, саки! Дай благости, ходжа, хотя б немного нам: Примолкни, чтоб разок расслышать Бога нам. Мы вроде прямо шли, но ты так косо смотришь… Иди лечи глаза. И дай дорогу нам. День в день на Новый год — и Рамазан настал, Поститься вынудил, как в цепи заковал. Всевышний, обмани, но не лишай застолья, Пускай все думают, что наступил Шаввал! Держит чашу рука, а другая — Коран: То молюсь до упаду, то до смерти пьян. Как лишь терпит нас мраморный свод бирюзовый — Не кафиров совсем, не совсем мусульман. Для верующих есть к двум Каабам пути: Иль в Мекке Каабу, иль в сердце обрести. Как по святым местам, иди от сердца к сердцу, И каждое из них ста Меккам предпочти. Доколе жаловаться мне, свое невежество кляня? Я стал добычей стольких бед, что сердце сжалось у меня. Теперь зуннаром повяжусь, стыдясь тяжелых прегрешений, Стыдясь, что мусульманин я, я белого не вижу дня. Есть много вер и все несхожи… Что значат — ересь, грех, ислам? Любовь к Тебе я выбрал, Боже, Все прочее — ничтожный хлам. Жить в порывах страстей не велит шариат, Коль не чтишь шариат, не найдешь тарикат. Все, что видит невежда в простом аскетизме, То — не Истина. Только обман и обряд. Закон незыблемый внушен сердцам людей, Но сказано: «Ему покорствовать не смей!» Увы! Что делать мне с приказом и запретом: «Ты чашу наклони, но капли не пролей!» Здесь ристалище смерти, дорога невзгод, Путь для тех, кто всегда лишь по вере живет. Благородному надобно быть каландаром, Чтоб бродягой идти без опаски вперед. И вновь пыланье роз, ручей и поля край… С одной-двумя-тремя игривыми играй! Кто пьет вино с утра — потерян для мечети, Зато не забредет в кумирню невзначай. И минареты пусть, и медресе — падут, Иначе каландар вотще вершит свой труд!.. Здесь веру ересью, здесь ересь верой чтут, А божий человек не мусульманин тут. Идол молвил: «О, жрец, почитатель ты наш, Почему ты поклонник старательный наш? Своему уподобил нас телу и лику Тот из вас, кто творил нас, — ваятель был наш!» Из ушедших никто не вернулся назад — Тайны вечной завесы прилежно хранят. Бытие прояснится в нужде — не в молитве, Ведь молитва без веры — всего лишь обряд. Как богословские ты вызубрил вершки! Вот и запутался, где Бог, а где божки. Начнешь молиться, лбом покрепче оземь трахни, Чтоб наземь вытряхнуть мякину из башки. Какое множество везде «друзей» Твоих!.. Мученье для меня — все поученья их. Чем обогреться нам? Они как туча пыли, Для солнца Твоего — просветов никаких! Коль сегодня душа твоя в веру уйдет, Вместе с Богом тебя заточение ждет. Вздох, который посмеешь ты сделать без Бога, Завтра пламенем жарким тебя обожжет. Кому не по сердцу суровый шариат, Тому и смысла нет мечтать про тарикат, И уж тем более надеяться однажды Увидеть Истину, освоив хакикат. Кому случается до Божьих тайн дойти, Того стараются презреньем извести. Глядят христианин, еврей и мусульманин, Как на заблудшего, на странника в пути. Коран Всевышним Словом все верные зовут. Коран читаю часто, но чаще — только чтут. Ах, на краях у чаши яснее надпись есть — И днем, и ночью наши уста ее прочтут. Коран, что истиной у нас считают, В пределах христиан не почитают, В узоре чаши виден мне аят, Его наверняка везде читают! Корану мудрому — заслуженная честь, Но нету времени, чтоб за него засесть. На донце пиалы волшебный стих начертан, Который надо бы еще разок прочесть!.. Кто жемчуга идей сверлили так и сяк И про любой пустяк шумели: «Божий знак!» — Начала нити тайн они не отыскали. Потешили зевак. А там и дух иссяк. Люди в поисках в мире повсюду снуют, От неведенья слезы кровавые льют. Не дано им подняться до тайны великой, И в бессилье красивые басни плетут. Люди веры проникли в высокую суть, Недалеким туда не дано заглянуть. И забавно ведь, что в постижении Правды Часто видит народ еретический путь! Мой кумир никому не являл чудный лик, Но толпе не привяжешь досужий язык. Она с жадностью басне нелепой внимает Тех ханжей, кто к тиранству и сплетням привык. Монастырей, мечетей, синагог И в них трусишек много видел Бог. Но нет в сердцах, освобожденных солнцем, Дурных семян: невольничьих тревог. Мудрецы размышляли и ночью, и днем, И к Твоим лишь вратам шли все тем же путем. Оказавшись в итоге в обидном бессилье, Перестали сражаться с судьбою и злом… Мусульманин, еврей иль язычник ты есть — Жертвуй жизнью, чтоб душу до Бога донесть. Будь прямой, как стрела, в соблюдении веры! Иль — лежать в колчане тебе скромная честь. На небе новый месяц: Рамазан! Никто не любит, и никто не пьян. Забытые, в подвалах дремлют вина, В тени садов подросткам отдых дан. Нам в мечети твердят: «Бог — основа и суть!» Мудрецы нас к науке хотят повернуть. Но, боюсь, кто-нибудь вдруг придет и заявит: «Эй, слепцы! Есть иной, вам неведомый путь!» Нарушил Рамазан и днем я вдруг поел! Не по незнанию, мой милый друг, поел: Я света белого от мук поста не взвидел, Подумал, это ночь, темно вокруг, — поел… Не евши яблок с дерева в раю, Слепой щенок забился в щель свою. А съевшим видно: первый день творенья Завел в веках пустую толчею. Не лучше ли за кубком тебе всю мысль отдать, Чем тупо пред михрабом поклоны отбивать? О первый и последний, о сущность всех существ! Дай мне блаженство, муки, что сам захочешь дать! Не спешите неверье мое осуждать — Веры крепче моей в мире всем не сыскать. И такой я один! Еретик ли я, Боже? Так кого ж мусульманином можно назвать? Не толкуй, что не щедр к нам на милости Бог; Что ты знаешь — ничто, и молчи про зарок. Столько юных существ, коих губы как сахар!.. Дать зарок?! Или нам мусульманство не в прок? Не унывай, мой друг! До месяца благого Осталось мало дней, — вас оживит он снова, Кривится стан луны, бледнеет лик его, — Она от мук поста сойти на нет готова. Неправда, будто пост нарушил я затем, Что рамазан презрел, забыл о нем совсем; О нет, от мук поста я света дня не взвидел, Подумал: ночь еще, я ранний завтрак ем. Несовместимых мы всегда полны желаний: В одной руке бокал, другая — на коране. И так вот мы живем под сводом голубым, Полубезбожники и полумусульмане. Неужто б я возвел хулу на Божество! Здесь не было сердец вернее моего. Но если даже я дошел до богохульства, — Нет мусульманина! Нигде! Ни одного! О вере этот всюду речь ведет, Тот возомнил, что истину найдет. Боюсь, услышат голос: о, слепые! Путь, право, — и не этот, и не тот. О друг, наступает веселое время пиров, Кувшины наполнить вином виночерпий готов, Ошейник поста и узда лицемерных намазов Спадают с загривка и морды у этих ослов. О светочи ума! Ученый цвет земли, Столпы обычаев, вы с факелами шли, Но из пещерной тьмы не вывели наружу, Нам сказок наплели, а сами спать легли. О ты, шлифующий шагами небосвод, О вестник Джебраил, был дивен твой приход! Ты стал посредником меж разумом и Богом, Когда, слугу Творца, узрел тебя народ. О, свыше прозванный: Махмуд и Мохаммад! Служение тебе превыше всех наград. Тот не изведает глотка из кубка Смерти, Кто был из твоего пригубить кубка рад. Один — бегущим доверяет дням, Другой — туманным завтрашним мечтам, А муэдзин вещает с башни мрака: «Глупцы! Не здесь награда, и не там!» Одна рука — на Коране, другая — на чаше пиров. То мы — благочестивы, то нет для молитвы слов. Под этим мраморным сводом, в эмалевой бирюзе Кто мы — мусульмане, кафиры? — Не ясно, в конце концов. Однажды встретился пред старым пепелищем Я с мужем, жившим там отшельником и нищим; Чуждался веры он, законов, божества: Отважнее его мы мужа не отыщем. Пока медресе и мечети во прах не падут, Дела мудрецов каландаров на лад не пойдут. Покамест неверием вера, и верой неверье не станут, — Поверь мне, средь божьих рабов мусульман не найдут. Полно у казия и муфтия бумаг, Весь Божий путь по ним обскажут, что и как, — Так прежде я считал, в конце пути лишь понял: Невежды, как и я. За кем я шел, простак!.. Прахом всех я клянусь, тех, кто в землю уйдет Разве вера нужна, раз бесспорен уход? Тех, кто в мире при жизни знал мало веселья, На том свете о том сожаление ждет! Пусть ханжи нас позорят, возводят хулу. Вставши утром, на полную пиалу Обменяем молитвенный коврик, а чашу Со святою водой — разобьем об скалу! Рабы застывших формул осмыслить жизнь хотят. Их споры мертвечиной и плесенью разят. Ты пей вино; оставь им незрелый виноград. Оскомину суждений, сухой изюм цитат. Разве сердце мое отобьется от рук? О, саки! Сердце — море не выплеснуть вдруг Суфий — полный невежества узкий сосуд, Выпьет каплю вина, все затопит вокруг. С моим неверьем лучше не шути, Могучей верой ты его сочти. Уж если я такой как есть — неверный, То правоверных — в мире не найти. Сверлильщики словесных жемчугов, Искатели божественных основ, Разгадки главной тайны не узнав, Ушли из мира этого, потратив много слов. Священный Коран — в деснице, а в левой — чаша пиров. То мы — благочестивы, то нет для молитвы слов. Под этим мраморным сводом, в эмалевой бирюзе Кто мы — мусульмане, кафиры? — Не ясно, в конце концов. Сделай мне хоть что-нибудь в угоду, ходжа, В речи своей не лей ты воду, ходжа, Прав я. — И даже ты, все видящий вкривь, Вылечив свой взор, мне дашь свободу, ходжа. Сердце, как в клетке, сжимается подчас. Дух свой из плена бы позорного я спас, Тело-темницу уничтожив, но увы! — Стремя шариата тверже камня для нас. Скоро праздник великий, Аллаху хвала! Скоро все это стадо пропьется до тла: Воздержанья узду и намордник намаза Светлый праздник господень снимает с осла! Смиренно, от души я в пост поклоны бил — К спасенью своему полз из последних сил… Молитву как-то раз я ветром опоганил, Теперь глотком вина весь долгий пост сгубил. Суфий, ищущий Бога и в холод, и в зной! Ищешь где? Нет у Бога стоянки земной. Если знаешь Его, то зачем же исканья? Если нужен не Он — тогда кто же иной? Таинственное чудо: «Ты во мне». Оно во тьме дано, как светоч, мне. Брожу за ним и вечно спотыкаюсь: Само слепое наше «Ты во мне». Так предписал Калам: мечусь туда-сюда. Добро и зло — его, а я виновен, да? Я не был здесь вчера; я и сегодня не был! Но что Судье прочтут назавтра, в День Суда?! Те, кто ложный имеют на Истину взгляд, Те все ночи подряд лишь молитву творят. Но зерно послушания лучше пред Богом, Чем столетней молитвы ненужный обряд! Тот — ревностный, а тот — с сомненьем пополам… Путь веры для себя ты избираешь сам. Однажды вдруг, боюсь, любой из нас услышит: «Вы заблудились! Путь лежит ни тут ни там!» Ты мрачен? Покури хашиш — и мрака нет; Иль кубок осуши — тоски пройдет и след. Но стал ты суфием, увы. Не пьешь, не куришь, Булыжник погрызи — вот мой тебе совет. Ты, муфтий, нас беспутнее подчас, Мы во хмелю тебя трезвей в сто раз. Пьешь кровь людскую, кровь лозы мы тянем, — По чести: кровожадней кто из нас? У аскета надежда на пост в рамазан, У влюбленного ринда — на чашу и жбан. Кто порадует Бога из них? — Неизвестно. В разумении каждого — виден изъян! Увы! Мое незнанье таково, Что я — беспомощный — страшусь всего, Пойду зуннар надену, — так мне стыдно Грехов и мусульманства моего! Ушедший, хоть один, вернулся бы хоть раз, Из-за покрова тайн принес тебе отказ: «Коль в чем нужда у вас, так нужен не намаз… И что был за намаз? Так, для отвода глаз». Хоть грешен и несчастен я, хоть мерзостен себе я сам, Но не отчаиваюсь я, в кумирню не бегу к богам, С похмелья полумертв с утра — встаю, иду я, как вчера, К красавицам, в питейный дом, а не в мечеть, не в божий храм! Хоть иудеем ты, хоть правоверным будь, Все это внешнее. Душе важнее суть. Коль ты прямей стрелы — лети в любую веру! А если крив, как лук, — куда?.. В колчан заткнуть? Черепок кувшина выше царства, что устроил Джам. Чаша винная отрадней райской пищи Мариам. Ранним утром вздохи пьяниц для души моей священней Воплей всех Абу Саида и молитв, что пел Адхам. Что мне троны султанов? Что мне их дворцы и казна? Не нужна мне чалма из касаба, мне флейта нужна! Звук молитвенных четок — посланников рати обмана Отдаю я сполна за вечернюю чашу вина. Что не стыдишься низкого разврата, Отказа от запретов шариата? Весь мир себе, допустим, заберешь — Но все ж его оставишь ты когда-то… Шавваль пришел. Вино, глушителя забот, Пусть виночерпий нам по чашам разольет. Намордник строгого поста, узду намазов С ослиных этих морд благой Шавваль сорвет. Эй, суфий-простачок! Ты Божество зовешь. Но Бог и там, и тут. Отколь Его зовешь? Коль ты с Ним заодно, тогда с чего зовешь? Коль ты с Ним не знаком, тогда кого зовешь? Этот отрок-кафир меня хочет убить, Меч — разлука с собой — это лучше, чем жить. Эти юноши к вам принесли свой обычай — Мусульман за Ислам, где придется, казнить. Я в мечеть не за праведным словом пришел, Не стремясь приобщиться к основам пришел. В прошлый раз утащил я молитвенный коврик, Он истерся до дыр — я за новым пришел. Я несчастен и мерзок себе, сознаюсь. Но не хнычу и кары небес не боюсь. Каждый божеский день, умирая с похмелья, Чашу полную требую, а не молюсь! Я несчастен и мерзок, подвержен грехам, Только жертв приносить не намерен богам. Коль с похмелья трещит голова по утрам, Верный кубок излечит меня, а не храм. Я спал в Неведомом. Сказал Ты: «Встань! Иди!» — И мир волнующий раскрылся впереди. Иду, напутствием Твоим ошеломленный. Ведь как оно звучит: «Склонись! Не упади!» Я суеверно идолов любил. Но лгут они. Ничьих не хватит сил… Я продал имя доброе за песню, И в мелкой кружке славу утопил. Я утро каждое спешу скорей в кабак В сопровождении товарищей-гуляк. Коль хочешь, господи, сдружить меня с молитвой, Мне веру подари, святой податель благ! Омар ХАЙЯМ. | |
|
√ Salam, Türkmenistan! / Goşgular - 01.01.2024 |
√ Bagyşla, eje! / Goşgular - 25.08.2024 |
√ G.M / Goşgular - 29.08.2024 |
√ Ak atly şazadam haçan gelersiñ / Goşgular - 11.09.2024 |
√ Owadan pyçak hakynda erteki / Goşgular - 09.04.2024 |
√ Sadalyk / Goşgular - 28.08.2024 |
√ Aman Gulmämmedowa / Goşgular - 03.08.2024 |
√ Alla dälmidir / Goşgular - 16.05.2024 |
√ Asmaýar / Goşgular - 07.09.2024 |
√ Garrylyk hakynda goşgy ýazypdym... / Goşgular - 15.07.2024 |
Teswirleriň ählisi: 0 | |