17:43 «Жемчужина туркменского народа» | |
«ЖЕМЧУЖИНА ТУРКМЕНСКОГО НАРОДА»
Edebi makalalar
В эти дни, когда демократия и гласность позволяет нам по-новому, правдиво и объективно обозреть пройденный общественном путь, мы все чаще вспоминаем славных сыновей и дочерей туркменского народа, и среди них имя Курбана Сахатова. Рассказом об этом человеке мы продолжаем серию публикаций, посвященных тем, кто был несправедливо репрессирован в страшные годы сталинского террора. Курбан Сахатов родился в 1905 году в местечке Кеши. Начало биографии этого простого, сельского паренька было таким же, как и у тысяч и тысяч сверстников. Работа, тяжелая, изматывающая до предела работа от зари да пожелтевшие странички старого учебника, который удалось достать по чистой случайности. Победа Великой Октябрьской социалистической революции подобно порыву свежего ветра всколыхнула жизнь представителей всех народов России. Казалось, уже ничто не может помешать, Курбану осуществить, его заветную мечту – пойти учиться в настоящую школу. Но враг не дремал. Контрреволюционный мятеж 1918-го года, зверства распоясавшихся эсеров и белогвардейских недобитков… в эти суровые дни окончательно формируется политическое мировоззрение юноши. В 1919-м году, когда в Асхабаде создается первая комсомольская ячейка, Курбан вступает в Союз. - Год – 1924-й. историческое решение Политбюро ЦК РКП(б) «О национальном размежевании республик Средней Азии». Правительство молодой республики направляет группу юношей и девушек коренной национальности в Москву, в Коммунистический университет трудящихся Востока. Спустя некоторое время К.Сахатов возвращается в Ашхабад и продолжает образование в Ашхабадском механическом техникуме путей сообщения. Вспоминает Н.Ф.Калинин один из первых комсомольцев Туркмении: «Да, трудное было время. Трудное, но славное своими делами. И превыше всего для нас, учащихся техникума, были тогда комсомольские поручения. Даже на каникулах, не говоря о практике, мы вели агитационную работу в селах, аулах. Везде, где только представлялась, возможность, готовили местную молодежь к поступлению в техникумы, училища…» Политическая активность, умение зажечь товарищей, повести их за собой – эти качества молодого комсомольца не остались незамеченными. Через два года после окончания учебы Курбана Сахатова избирают на комсомольскую работу. Сначала он председатель городской, а затем – областной пионерской организации. Спустя некоторое время его включают в состав оргбюро ЦК ЛКСМТ, и он избирается председателем центрального бюро пионерской организации республики. Работа с пионерами Туркмении – отдельная страница в жизни К. Сахатова. Как первый редактор журнала «Пионер», он обращается в своем первом номере к читателям: «Журнал издается для того, чтобы помочь учащимся в дополнение к школьным учебникам, расширить свои знания. Вместе с тем, мы хотим помочь пионерам идти верным путем, всесторонне улучшать внешкольное воспитание мальчиков и девочек. Мы хотим также приучить ребят писать, приобщить их к журналистике. Поэтому просим всех пионеров присылать нам заметки о школьной жизни, о работе своих пионерских организаций…». Да, «будущее республики» он хотел видеть грамотным и всесторонне развитым, людьми высокой культуры. Из доклада К.Сахатована I съезде ЛКСМТ: «Всего три месяца назад мы ничего не смогли бы сказать о детском движении на селе. А сегодня мы с гордостью докладываем съезду: из сельских ребят уже организованы восемнадцать пионерских отрядов…». Тогда же он выступает с предложением организовать в селах девичьи отряды. С 1925 года Курбан Сахатов – член бюро окружного комитета партии. Затем он избирается секретарем Кизыл-Арватского райкома партии, а на II съезде КП(б)Т – членом ЦК. В это же время его назначают на должность заведующего агитпропом. … Работа, работа и еще раз работа. Работа, которой, казалось не будет конца. В те годы перед народом Туркменистана стояли три основные задачи, требующие скорейшего разрешения: социалистическая индустриализация производства, коллективизация сельского хозяйства и, необходимые молодой республики как воздух, культурные преобразования. Разработанный партией курс нашел горячую поддержку у молодежи. 7 января 1927 года Сахатов выступает с докладом о задачах, стоящих перед комсомольцами. Он призывает их решительно бороться против таких пережитков прошлого, как многоженство, калым, безграмотность. … СовременникиКурбана Сахатова знали его и как талантливого журналиста, блестящего публициста, который ярко и находчиво писал об актуальных проблемах становления Туркменистана, беспощадно бичевал врагов новой жизни. Наверное, поэтому, когда в республике началась подготовка к к проведению 1-й конференции туркменских литераторов, он безоговорочно назначается председателем организационного бюро. «Предстоит обстоятельный разговор о путях развития, форме и содержании туркменской литературы, - писал Сахатов. – Речь пойдёт и о становлении туркменского театра». Конференция открылась 22 марта 1929 года. «Чего только не болтают враги социализма о нашей литературе, - говорил он, обращаясь к писателям. – По их мнению, создать советскую литературу невозможно, особенно в отсталых районах страны. Это глубоко ошибочное утверждение. Вопреки всему, мы создадим такую литературу на туркменской земле…». Надо сказать, что на том совещании раздавались и голоса, подчеркивавшие национальный характер зарождавшейся туркменской литературы, стремившиеся направить ее по «мусульманскому» пути. Сахатов решительно выступил против национализма. Подчеркивал, что надо «всемерно учиться у старших русских братьев», что «сегодня все взоры обращены к Москве». Серьезный разговор состоялся и об увидевшей накануне свет поэме Берды Кербабаева «Девичья дань». Она вызвала большой интерес у читателей, стала объектом у многочисленных споров. Мнения были самыми противоречивыми. Свою точку зрения высказал на совещании и Сахатов: «Нет никакого сомнения в пользе такой книги, как поэма Берды Кербабаева «Девичья дань». Но к сожалению он больше увлекся поэтической формой, чем содержанием. В поэме бледно обрисован образ туркменской девушки нового времени. Урок этот для всех нас должен быть поучительным…». Берды Кербабаев полностью согласился с его доводами. В том же 1929-м году Курбана Сахатова снова направляют на учебу в Москву, где он становится слушателем института красной профессуры. Одновременно ему поручают руководство постоянным представительством ТССР при Совнаркоме СССР. Вспоминает доктор исторических наук Таган Дурдыев: «В годы учебы Курбан был постоянным участником антирелигиозных дискуссий. Однажды во время диспута, «Есть ли бог на свете?» своей горячностью он привлек внимание академика Павлова. Так Сахатов познакомился с этим великим ученым». А вот как описывает супруга К.Сахатова – Екатерина Васильевна: «Вдруг вижу, как мой муж направляется ко мне с одним старым человеком. Это был академик Павлов. Он улыбнулся, полушутливо обратился к мужу за разрешением сказать мне несколько слов, и, получив согласие, шепнул мне на ухо: «Береги его, он настоящая жемчужина туркменского народа». По возвращении в Ашхабад К. Сахатов назначается народным комиссаром земледелия ТССР. На V Всетуркменском съезде Советов народных депутатов он избирается членом ЦИК, а еще через год, в 1936-м, его выдвигают на должность заместителя Председателя Совнаркома республики. В ту пору ему только исполнилось 34 год… Дальнейшая судьба Курбана Сахатова трагична. По ложному доносу в 1937-м году он был арестован. Кровавый список безвинно репрессированных пополнился еще одной жертвой. А.Чуриев. Перевод с туркменского Т.Аманмедова. «Комсомолец Турменистана» 30.08.1988 год. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |