08:47 Байрам Хан | |
Великий сын туркменского и индийского народов
Taryhy şahslar
▶ ХАН ВСЕХ ХАНОВ БАЙРАМ ХАН Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов: "Заслуга происходившего из туркменского племени Гарагоюнли хана всех ханов Байрам хана и его сына Абдурахим хана в укреплении и процветании империи Великих Моголов безмерна. Вышедший из народа великий полководец и поэт Байрам хан Туркмен свершил большие дела силой пера и слова, был защитником интересов народа и справедливости. Тысячи разнообразных суждений о поэтичности и философском единстве разума, восхвалении человечества и превозношении достоинства человека являются одними из основных особенностей творчества поэта. Литературное наследие Байрам хана, вошедшее в сокровищницу поэзии человечества как ода гуманности, дружбы, добродетели и красоты, является нашим национальным достоянием. Возвеличивание имени и достоинства Байрам хана, прославившего на весь мир духовный мир туркмен нетленными стихами,в новую историческую эпоху возрождения нашего общества – наш священный долг". * * * Благодаря глубокому подходу к исследованию богатого культурного и духовного наследия в эпоху могущества и счастья под руководством нашего уважаемого Президента достигаются плодотворные результаты в этом направлении. Священным долгом перед нами-историками является доведение до народа известной нам и последней ценной информации о великих личностях, оставивших большой след в истории туркменского народа. На этом основании, жизнь и творчество представителя туркменского рода бахарли, вышедшего из народа государственного деятеля, поэта-полководца Байрам хан Туркмена – олицетворение личности, чтущей достоинство человека,отстаивающей и борющейся за поэтическую и глубоко философскую мудрость, ценность человечества, справедливость. Как на самом деле Байрам хан появляется на исторической арене, из какой ветви потомков огузов он происходит? Туркмены в Афганистане, Индии, Пакистане в эпоху возникновения империи Моголов (Бабуридов) в XVI веке строили государства на территории нынешнего Туркменистана, за ее пределами и жили разрозненно. Байрам хан же представитель живших за пределами Туркменистана туркмен. Про него и про связанных с ним трех первых шахов империи Моголов в письменных источниках приводятся ценные сведения. Профессор университета Дели Рам Кишоре Панди в своей работе «Жизнь и доблесть Мухаммет Байрам хан Туркмена» отмечает: «Ни один из других полководцев не смог потягаться с Байрам ханом в храбрости, мастерстве управления государством, науке, в знании литературы и опыте войны, но он был туркменом – не моголом, исходя из этого в дворцах правителей моголов у него были и враги». Один из древнейших туркменских родов Бахар, Бахар или, Бахарли происходит от Имра – сына Даг хана, который является пятым сыном Огуз хана. Род Имр, в частности ветвь бахарли даровала истории великих личностей. Из них Юнус Эмре, Байрам Ходжа, Гара Юсуп, Джаханша Хакыкы, Байрам хан ханханан (хан всех ханов), Абдурахимханханан, Али Шекер (Шукур) бек, Солтангулы Кутубша, Эмир хан Мосулли, Магрупы и другие. Представители этого туркменского племени в истории основали государства Гарагоюнли и Кутубша. А государство Великих Моголов в Индии было доведено до уровня империи благодаря особым заботам великого ученого, поэта и государственного деятеля туркменского народа – Байрам хан Туркмена. Государство Туркмен Гарагоюнли было создано при участии рода Бахарли. В начале XIII века среди туркмен, не желавших оставаться под гнетом монголов и ушедших потоком из Мавереннахра-Туркменистана на запад, были и бахарлинцы. Посвятивший работу истории Гарагоюнли Фарух Сумер, изучив исторические источники, отмечает, что есть две легенды об их прибытии в Анатолию. В первой из них утверждается, что они, придя вместе с братьями акгоюнлинцев–гарагоюнлинцами из Туркестана в Азербайджан, поселились в областях гарагоюнли Эрзинджан, Сивас, Ван. Судя по первой легенде Фаруха Сумера, приведенной ссылаясь на работу «Taryhy Türkmanyýýa» («История Туркмен»), гарагоюнлинцы, не желавшие оставаться под гнетом монголов, под предводительством Торе-бек сердара через Туркестан и Иран переселились в Восточную Анатолию. Их численность была больше 30 тысяч семей. Довлетша в своей антологии в разговоре о связанных с Искандером Мурзе событиях, затрагивая тему древнего обитания бахарлинцев, утверждает, что их Родиной является местечко Газгурт в Туркестане. Абулгази, подтверждая мысль Довлетша в своей работе «Şejereýi Terakime» (древо поколений Туркмен), еще более развивает ее. Он пишет, что Родина Туркменов-огузов была большая территория от Иссиколь, Алмалик на западе, Сайрам, Газыкурт даг, Гараджик даг на юге, Улы даг, Кичи даг на севере, устье Сырдарьи, город Яныкент и в основном окрестности Каракумов на востоке; и они жили на этой территории 4-5 тысяч лет назад и создали там большие государства от племен гайи, баят, салыр, имр. Бахарлинцы объединились с другими племенами; и во второй половине XIV века под именем Гарагоюнли сердар племени Байрам Ходжа основал «Род (племя) Гарагоюнли». Исходя из этого на их флаге был изображен черный баран. Центром государства считался город Тевриз. Выдающимся правителем этого государства был Гара Юсуп Бахарли, Джаханша Хакыкы. Одной из основных причин приведения таких примеров является даровавшая миру наследственное древо Байрам хана, происходившее из потомков дочери Алишукур бека: жены Байрам хана – Селиме Бегим. В исторических источниках подтверждается, что Селиме Бегим по линии матери была от потомства Джаханша Бахарли. Конец XV, первая половина XVI века было эпохой начала напряженного для туркмен периода истории. Захвативший Мавереннахр Мухаммет Шейбани хан родом из Дешти-Кипчака начал свои кровавые походы на Туркменистан. Происходивший из поздних Теймуридов наместник Ферганы Захиреддин Мухаммет Бабур множество раз сражаясь с ними и в итоге потерпев поражение, обосновался в имениях своего отца в Кабуле. По причине распада государства туркмен Гарагоюнли и его правительства Бахарли в 1467 году жившие в Хемедане, Тевризе и Южном Азербайджане бахарлинцы начинают переселяться в Иран и Хорасан. Из них отец Байрам хана Бахарли Сейфали, дед Джанали со своим окружением располагаются в Бадахшане. Представители туркменского рода бахарли сближаются с Захиреддин Мухаммет Бабуром. Рожденная от дочери Алишукура Паши бегим – Салиха Бегим в 1516 году отдана в жены Захиреддин Мухаммет Бабуру. Давнее родство Теймуридов и бахарлинцев еще более окрепло. Рожденная от Бабура и Салихи Бегим Гульрух Бегим была отдана замуж за Мурза Нуреддин Мухаммет Нагишбенда, происходившего от рода Нагышбенди ходжа. От этого брака в 1538 году появляется на свет Селиме Бегим. Также мать Байрам хана Накиба ханум была из рода нагишбенди ходжа. Внучка Бабура, дочь Гульрух Бегим – Селиме Бегим по наставлению Хумаюна в декабре 1557 года выходит замуж за Байрам хана. В итоге, родословная двух этих великих личностей восходит к наследственному древу Джаханша Хакики Бахарли и Алишукур бек Бахарли. Еще до того как Захиреддин Мухаммет Бабур основал государство Великих Моголов, дед Байрам хана Джанали бек, после того как Солтан Хусеин Байкара убивает его брата Пирали бека, в 1480 году переселился в Афгано-Туркестанский город Гундуз. В 1498-1499 годах Бабур захватил город Гундуз, после чего Джанали бег с бахарлинцами попадают под власть Бабура и выполняют ключевые роли в сражениях. Бахарлинцы становятся основной опорой армии Бабура. В 1497-1498 годах в городе Гала-и Зафар области Бадахшан рождается Байрам хан. В его раннем возрасте умирает мать Накиба ханум. Дед Джанали бек и его соратники создали все условия для его воспитания. Родственники способствовали его обучению в медресе в городе Балхе. Отец Байрам хана Сейфали бек и дед Джанали бек в 1504-1505 годах были на службе у Захиреддин Мухаммет Бабура. Упомянутая дочь Алишукура Паша Бегим была няней Байрам хана. Она дала будущей великой личности воспитание, свойственное ханским и эмирским семьям рода бахарли. Байрам хан хорошо осваивает теологические науки и литературу. Прекрасно владея туркменским языком и фарси, он вырастает образованным человеком. Байрам хан также интересуется военным искусством. Он достигает высокого уровня в стихосложении. У Байрам хана были хорошие способности и в игре на музыкальных инструментах. В 1508 году отец Байрам хана Сейфали переселился в Газну и от имени Захиреддина Бабура стал наместником этого города. Но в 1526 году, получив серьезные ранения в битве, он погибает. Его семья вынуждена была переехать к родственникам в Балхе. Постепенно Байрам хан достигает зрелости. Он был на службе у Захиреддина Мухаммет Бабура. Удостаивается любви и уважения великого правителя. Достигнув 16 лет, Байрам хан переходит на службу к сыну Бабура Хумаюну. Ибо Бабур был в хороших отношениях и почитал предков Байрам хана. В своих воспоминаниях Бабур отмечает, что относился к Байрам хану как к своему сыну. Заметивший смелость и умелость Байрам хана правитель Бабур в 1523 году назначает его наставником и учителем своего сына Хумаюна. А сыну Хумаюну поучает о том, что Байрам хан происходит от туркменских племен и что нужно обращаться с ним вежливо и уважительно. Байрам хан чистосердечно служит юному принцу. После смерти Бабура в 1530 году на трон всходит 22-летний Хумаюн. Байрам хан назначается на должность главного визиря. В то же время выполняет должность полководца. Он превращается в близкого помощника Хумаюна по управлению государством. Перед смертью Захиреддин Бабур назначает Хумаюна наследником. Хумаюн был старшим сыном Бабура, умным, мудрым, оправдал доверие отца. Другие сыновья Бабура – Камран, Хиндал, Эсгер были наместниками в городах Бадахшан и Кабул. Каждый из них считал себя наследником. Они не признавали Хумаюна. В подчинениях Хумаюна возникали внутренние и внешние разногласия. В армии также появились раздоры. В таком трудном положении спасителем Хумаюна стал Байрам хан. Он превратился в близкого, доверенного человека Хумаюна. Основные вопросы в военных походах решал Байрам хан. В дворце Хумаюна были несогласия между близкими ему людьми. Наместники областей противоборствовали друг другу. Такое положение ослабило империю. В 1539 году афганец по происхождению Ширхан поднимает против Хумаюна бунт. Он занимает трон великих Моголов. Чтобы спасти Хумаюна, Байрам хан попадает в плен к воинам Ширхана. Затем он бежит из плена. Только через два года ему удается с небольшим войском, бесстрашно сражаясь, подобраться к Хумаюну. Байрам хан вел большие политико-дипломатические дела. Он примиряет Хумаюна с братьями. Байрам хан вселяет веру в Хумаюна, который потерял надежду быть правителем империи Великих Моголов в Индии. Он приводит его к Тахмаспу I, чтобы спросить военную помощь для борьбы с Ширханом. Ссылаясь на слова дочери Бабура Гульбеден ханум, Хикмет Байур пишет, что в конце 1543 года Хумаюн в безвыходном положении направляется вместе с Байрам ханом через реку Хильмент к Тахмасп шаху в Хорасан. Он вынужден так поступить, ибо спустя три с половиной года после потери трона нависла опасность умереть на руках старых врагов и братьев. По сведениям Абул Фадлана, у Хумаюна появилась меланхолия и он собирался совершить Хадж. Гульбеден ханум о Байрам хане: «Самый близкий бек Хумаюна, глубокомысленный наставник и по-настоящему организатор второго возрождения империи Великих Моголов в Индии. Тахмасп шах весьма любезно встречает Хумаюна. Он приглашает его из города в город, из пира в пир, и выражает ему глубокоепочтение. Хумаюн, в свою очередь, дарит шаху драгоценный алмаз под названием «Кухи нур» и 250 Бадахшантских яхонтов». Вселение веры Хумаюну о втором восхождении на трон и приведение его к Тахмасп шаху в Иран говорят о дальновидности, больших способностях в основании и управлении государством этой великой туркменской личности. На основании повеления двух правителей Байрам хану присваивается звание «Хана всех ханов». Он назначается полководцем двух армий, направленных против Ширхана. Со стороны правителей поднимается вопрос о присвоении Байрам хану почетного имени «старейшины» всех туркмен. С помощью Байрам хана в 1554 году Хумаюн во второй раз восходит на трон империи Великих Моголов. Считая Байрам хана самым близким человеком, Хумаюн назначает его наставником своего сына Экбера. Байрам хан даёт Экберу гуманное воспитание, обучает науке и военному мастерству. Почитая его, Экбер обращался к нему Хан Баба. В 1555 году Байрам хан вновь назначается Хумаюном на должность руководителя армии. В тот год он разбивает 80 тысячное войско правителя Пенджаба в местечке Махчивар. В конце 1555 года во время военного похода Байрам хана на Искандера – Экбер был рядом. Новость о внезапной смерти Хумаюна приходит Байрам хану 28 января 1556 года в местечке Каланур в Пенджабе. Достигнувшего только возраста 13 лет Экбера там же провозглашают императором. В конце 1557 года Байрам хан женится на внучке Бабура по дочери – Селиме Солтан Бегим. Она, в свою очередь, была правнучкой знаменитого эмира гарагоюнли Алишукур бека Бахарли. После смерти Хумаюна в 1556-1560 годах Байрам хан сам управляет государством. После переселения Байрам хана из Кандагара в Индию, там в 1557 году поднимается восстание. Так как Кандагар был владением Байрам хана, Тахмасп шах с целью помочь своему другу отправляет войско для подавления бунта. Воспользовавшиеся удобным случаем, хитрые недруги Байрам хана оклеветали его со словами: «он пытается захватить государство Великих Моголов». По этой причине в 1560 году Байрам хан отдаляется от дворца. Но понимая то, что Байрам хан невиновен и что он отличный полководец, Экбер предлагает ему новую должность. Отрекшись от предложенной должности, он просит позволения совершить Хадж в Мекке. Он направляется в Мекку. Несколько дней он остается в местечке Патан. Застигнув его там же 31 января 1561 года, заклятый враг Байрам хана подлый Мубарек Лоха убивает его. Первоначально Байрам хан был захоронен на кладбище Ших Хисамуддина. Впоследствии привозится в Дели. Спустя 17 лет племянник Байрам хана Хусеингулы хан привозит останки своего дела в Мешхед, где предает земле его прах возле мечети Ших Гедай. Байрам хан совершает великие дела в укреплении государства Великих Моголов, возвращении и восстановлении империи после захвата Ширхана. Он был для Хумаюна верным другом и братом. Если бы не Байрам хан, то и не было бы Великих Моголов в эпоху Хумаюна и Экбера. Байрам хан создает дисциплинированные подразделения армии во всех уголках империи. Уделяет особое внимание боевым способностям этих войск. Обращает внимание на уровень знаний, сноровку, методы работы с воинами всех командиров этих подразделений. Байрам хан был выдающимся поэтом и великим полководцем туркмен Бахарли. Он вбирал в себя такие качества, как рассудительность, благоразумность, мужественность, преданность, образованность, человечность. Байрам хан сердечно скорбел по поводу того, что племя бахарли потеряло свою родину после свержения государства Туркмен Гарагоюнли – они были вынуждены вести кочевой образ жизни и переживали тяжелые дни своей истории. Получив согласие Хумаюна и Тахмаспа I, он переселяет в Кандагар живших в Хорасане и Хемедане туркмен бахарли, что является ярким тому примером. Весь мир признает Байрам хана великим государственным деятелем, мудрым поэтом. Его соотечественники живут в Ахалском, Балканском, Дашогузском велаятах нашей Родины, в Турции, Иране, Ираке, Сирии, Азербайджане, Афганистане, Пакистане, Индии. После обретения Независимости, в особенности в эпоху могущества и счастья в Туркменистане уделяется особое внимание личности и творчеству Байрам хана. Торжественно отметилась дата 500-летия этого великого человека в 2000 году. Байрам хан написал прекрасные стихотворения на урду, хинди, фарси и туркменском языках. Впервые подготовивший его произведения к печати английский ученый-востоковед Дэнисон Росс пишет: «Среди светивших в дворцах Хумаюна и Экбера звезд он был одной из самых ярких. Его имя изобличает жизнь XVI века, он занимает достойное место в истории». Когда Байрам хан был визирем империи Великих Моголов, когда был наставником Экбера и правил государством от его имени в 1556-1560 годах, он довел экономику до уровня развитых стран, вводит крепкую дисциплину в армию путем реформ. Он находил и назначал на должности в управлении государством, в органах законодательства, суде и других службах достойных, талантливых, способных людей из народа. Требовал от них справедливости и создавал для них благоприятные условия для работы. Он приглашал во дворец признанных в народе ученых, известных религиозных просветителей, именитых поэтов, проводил с ними беседы и советы. Он покровительствовал ученым, архитекторам, историкам и поэтам. Дочь Захиреддин Мухаммет Бабура Гульбеден ханум первая, кто оставил письменные источники о творчестве Байрам хана. Она оставила хорошие воспоминания о Байрам хане и его семье в своей книге «Хумаюннама», посвященной ее брату Хумаюну. Написанная в XVI веке на фарси книга была переведена и напечатана английским ученым Бебериджом в 1900 году в Лондоне. Также на английский язык была переведена написанная в 1606 году на фарси работа Мухаммета Касыма Фереште «Тарихи Фереште». Из написанных на английском языке работ, посвященных жизни и творчеству Байрам хана, следует отметить изданную в 1990 году «Жизнь и доблесть Мухаммет Байрам хан Туркмена» профессора Рам Кишоре Панди. Английский ученый Денисон Росс опубликовал стихотворения Байрам хана в 1910 году в Калькутте. Имя Байрам хана упоминается в событиях, связанных с историей Индии, Средней Азии, Ирана, Хорасана, Туркменистана тех времен. Из таких работ можно выделить «Хумаюннама» Гульбеден Бегим, «Мунтахабут-таварих» Абдулбакир Бедеуни, «Тарихи Фереште», «Текмили Экбернама», «Тарихи Хумаюншахи», «Тарихи Хакки», «Экбернама» и множество других. Стоит отметить, что отдельная заслуга в донесении стихотворений Байрам хана до туркменского народа принадлежит Г. Алиеву. Он утверждает, что Байрам хан написал свой диван(сборник стихотворений) на фарси и туркменском языке. Его сборник на фарси состоит из 1216 строк, на туркменском – из 750. В этих строках Байрам хан создает газели, рубаи, касыда, кытга и фердлери со богатой смысловой и тематической разнообразностью. Избранные произведения Байрам хана были изданы на русском языке в 1969 году, а в 1970 году М. Косаеви Р. Алиев опубликовали ее отдельной книгой. После становления Независимого и Нейтрального Туркменистана уделялось особое вниманиеего личности и творчеству. Национальный институт рукописей Академии Наук Туркменистана в 2000 году напечатал сборник стихов Байрам хана туркмена. Безмерными заботами нашего уважаемого Президента Национальный институт рукописей Академии Наук Туркменистана совместно с министерством Образования Туркменистана с 17 по 19 июня 2009 года провели международную конференцию «Байрам хан и империя Моголов». В ней участвовали около 60 иностранных гостей из приблизительно 40 стран, которые совместно с отечественными учеными выступили с интереснейшими и ценными докладами. Было напечатано краткое содержание их докладов. В парке «Ылхам» нашей прекрасной столицы установлена статуя Байрам хана. Жизнь и творчество Байрам хана были введены в уроки и учебные материалы средних школ. Великолепно возведенная его статуя в парке имени Байрам хана на проспекте Махтумкули всегда радостно встречает наших соотечественников. С целью увековечивания имени занимающего значительную роль в истории нашего мужественного народа Байрам хан Туркмена было присвоено его имя одной из воинских частей. Все его с почитанием вспоминают как великого государственного деятеля и прекрасного поэта-мыслителя. Говоря о ценностях человека, Байрам хан отмечает три вещи, которые должен знать каждый джигит: 1. Нужно уметь себя вести при правителях; 2. Нужно проявлять заботу по отношению к малоимущим, сочувствовать им; 3. Подле ученых нужно знать, что говоришь. Творчество в различных направлениях литературы, философия, личность и свершения в качестве великого государственного деятеля великого сына туркменского народа Байрама хана достойно изучения. Оразполат ЭКЯЕВ, Директор отдела истории Средних веков института Истории Академии Наук Туркменистана, кандидат исторических наук. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |