20:59

Dostoýewskiý hakynda bilmeýänlerimiz ýa-da az bilýänlerimiz

Edebi tankyt
Категория: Edebi tankyt | Просмотров: 907 | Добавил: Нawеran | Теги: Fýodor Dostoýewskiý | Рейтинг: 3.0/2
Awtoryň başga makalalary

Edebi tankyt bölümiň başga makalalary

Söýginiň tarypy - 14.10.2024
Amin Maluf we "Empedoklyñ dostlary" - 03.03.2024
Ýaş şahyrlar we şahyr ýaşlar - 10.01.2024
Palestin ýazyjysy Gassan Kanafaniniñ "Haýfa gaýdyp gelmek" hekaýasy hakda - 16.06.2024
A.M.Gorkä hat - 19.10.2024
Döredijilikde ideýa meňzeşligi bolup bilermi?! - 07.06.2024

Teswirleriň ählisi: 6
0
1 Garaýolly  
27
Sag bol,Agarta,sag bol! Hesil edip okadym. Alla yalkasyn.

0
2 Мylayym  
83
Çyranyñ öz aşagy garañky diyleni çyn.

0
3 Rahat  
Garaýolly, agam bir yerde Dostoýewskiý türkmenlere wagşy diyipdir diyp yazdyñyz. Mümkin bolsa aýdaýsañyz, haysy eserinde?

0
4 Azat Baýramgulyýew  
Magtymguly Pyragynyñ "Bu syry akmak açar ya bir diwana.." diyşi yaly, käte azgyn adamdanam kämil eserler döräberýär.

0
5 Нawеran  
9
"Весьма интересны также суждения нашего великого «гуманиста» о войнах: обнародовав в знаменитой Пушкинской речи свою «российскую эсхатологию» — объединение под российским знаменем всех людей Земли «не мечом приобретения, а силою братства и братского стремления нашего к воссоединению людей» и изречение русскими «окончательного слова великой общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону», он в других местах своих записок «вдруг» изрекает иные «истины»: война освежает воздух, христианство благословляет войны, Константинополь должен быть наш, мы всех сильнее, и другие воинственные заявления по «восточному вопросу».
Вообще во всем, что касается «восточного вопроса», зигзаги «военной мысли» Достоевского в «Дневнике писателя» воистину удивительны: он, поговорив всласть об освободительной сущности войны на Балканах, вдруг переходит к восхвалению российской агрессии в Средней Азии. Для начала он восторгается «замученным русским героем» Фомой Даниловым — «унтер-офицером 2-го Туркестанского стрелкового баталиона», попавшим в плен к «кипчакам» (откуда вдруг появилось это давно исчезнувшее племя, именовавшееся в русских летописях «половцами»?!) в Маргелане и казненным за отказ принять ислам, за что ему сулили жизнь и богатство, но он предпочел смерть. При этом, если в газете «Русский инвалид», из которой был взят этот сюжет, сообщалось о расстреле Данилова после его отказа переменить веру, то Достоевский для красного словца «доработал» это известие, сообщив, что «кипчаки» его «варварски умертвили» после «многочисленных и утонченнейших истязаний»,— так и тянет нашего автора на нечто «ритуальное»! История эта Достоевскому так понравилась, что он помянул ее и в «Братьях Карамазовых», хотя истинный гуманист должен бы был, прежде всего, спросить: а почему и зачем русский человек Данилов и его «стрелковый баталион» оказались в чужой Ферганской долине на земле Аллаха? Может быть им впору бы было иметь в своих ранцах «Преступление и наказание»?
Ну а далее, уже под занавес жизни были восторги по поводу взятия Скобелевым туркменской крепости Геок-Тепе. Защищавшие ее мужчины погибли в бою, а женщины и дети бравым генералом-мазохистом отданы на три дня на потеху опьяневшей от крови и водки солдатне — такая была необычная форма милосердия и передачи уникальной славянской духовности «непросвещенным» азиатам, «цивилизаторская», как назвал ее Достоевский операция «белого царя» на земле Авиценны и Омара Хайяма.
Впрочем, закон Возмездия неумолим. Возмездие только ждет своего часа, и «взятие» Геок-Тепе, вероятно, переполнило чашу Его терпения, потому что вскоре за этим военным преступлением последовали убийство Александра II, а затем и преждевременная и позорная смерть самого Скобелева под розгами немецких проституток. «Се, гряду скоро, и Возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»,— сказал Всевышний.
И уже совершенно непонятно, как увязывается вся эта воинственность с пресловутой «слезинкой «невинного ребенка» и его ничем не заслуженными страданиями? Может быть, речь идет о «слезинке» не всякого ребенка! Такая непоследовательность была, по-видимому, следствием все той же болезни".

Лео Яковлев "ДОСТОЕВСКИЙ: призраки, фобии, химеры (заметки читателя)", 29-20 стр.

0
6 Bagabat  
43
"Intelligensiýanyň aňynda orun aljak bolsaň azgynlyk barada parasatly hem haýykdyryjy azgynlyk bilen ýazmaly" diýip bir ýerden okandygym ýadyma düşdi...

Teswiri diňe saýta agza bolan ulanjylar goşup bilýär.
[ Agza bol | Saýta gir ]