20:15 История одной битвы | |
ИСТОРИЯ ОДНОЙ БИТВЫ
Taryhy ýerler
(Святые места) Паломничество к святым местам становится все более популярным. Cледование древним традициям это высший вид поклонения своей земле, куда стекаются каждый год миллионы верующих, очаровательны сами по себе независимо от верований посетителей. В Балканском велаяте находятся уникальные и величественные захоронения, монументы издания духовного назначения. К ним приезжают люди, чтобы укрепить свою веру или вылечиться от недугов. Паломничество к святым местам обогащает внутренний мир человека, способствует чистоте помыслов, учит смирению мятежных чувств и пониманию своего истинного предназначения в этом мире. Наш народ с большим уважением относится к святым местам и связанным с ними легендарным и историческим личностям и событиям. Культовые памятники помогают нам вглядеться в прошлое, понять настоящее и увидеть контуры будущего. Одним из самых почитаемых мест в Туркменистане является кладбище Эрсары-баба в Балканском велаяте. Оно находится юго-восточнее залива Гарабогазкёл вблизи высокого белого холма, расположенного в Туаркырском геологическом районе, недалеко от посёлка Гызылгая. К священному кладбищу приезжают паломники со всех регионов нашей страны, Узбекистана и Казахстана. Как указывает российский востоковед В.В. Бартольд, эта пустынная, протяженностью в несколько километров местность, когда-то служила местом сбора племен для заключения различных межплеменных договоров и проведения совместных праздников. По традиции в этом месте отмечают генгеш - ежегодную встречу родственников. На то, что Эрсары-баба реальная личность, указывают академики В.В.Бартольд, С.П.Толстов, А.Н.Кононов и другие именитые тюркологи. Имя этого богатыря упоминается и в книге хивинского хана Абулгазы «Родословная туркмен». Там говорится, что Эрсары-баба был предводителем туркменского племени. У его отца Салыр-Газана было трое сыновей. Одного из них за богатырское сложение назвали Эрсары. Он был храбрым, смелым и доблестным воином. В работах Бартольда указывается дата смерти богатыря: 1313-1314 годы. Это говорит о том, что жил он в XIII-XIV веках. В книге Абулгазы-хана Эрсары представлен крупным общественным деятелем, который заботится не только о защите своего народа, но и о его образовании. Абулгазы рассказывает, что Эрсары заказал хорезмскому ученому Шереф-ходжа книгу «Муин-ал-мурид» (руководство для учащихся), заплатив за неё 40 верблюдов. Этот труд стал большим событием в истории мангышлакских туркмен. В учебнике были описаны эстетические, этические и религиозные нормы поведения в быту, общинном труде и воинском деле. Источники указывают на вероятность, что экземпляры этой книги до сих пор сохранились в Турции - в книжных фондах стамбульских библиотек. Окрестности святилища Эрсары-баба наполнены историей. Так, например, в XVI веке, во времена основателя узбекской династии в Хорезме хана Ильбарса, балканские и мангышлакские туркмены считались его подданными.При Суфиян-хане они перестали выплачивать дань Хиве. Суфиян-хан был сыном Аминек-хана - потомка узбекского Суфиян-хан с помощью своего брата Актая-шахзаде занял царский престол в Ургенче. Став повелителем Хорезма, Суфиян-хан с многочисленным войском выступил против туркмен. Совершая на них непрерывные набеги, хан убил и взял в плен много мужчин, женщин и детей. Однако части туркмен удалось спастись. Они бежали под защиту горной гряды Акгыр. Там, засев в ущельях безводной возвышенности «Чотак», туркмены приготовились к решающей битве и победили. Туристов поражает необыкновенная красота этих мест. Удивительный ландшафт меловых пород напоминает лунный пейзаж. Особенно красивы каньоны. Они напоминают картины Николая Рериха. Жёлтые горы, за ними серые холмы и синие горы под пологом белесого тумана. И над всем этим ярко-голубое небо. Изредка на склонах «лунных гор» можно заметить зеленый кустик, который придает «инопланетному ландшафту» более привычный для нас земной облик. Здесь же можно увидеть небольшой природный водосборник, который даже в середине лета содержит дождевую воду для животных. Геологи утверждают: столь необычный ландшафт встречается только в Туркменистане. Он возник в период усыхания мирового океана и тектонического подъема бывшего морского дна 60-65 миллионов лет назад. Легенды рассказывают, что родившийся в этих местах Эрсары-баба был человеком чрезмерного роста, невероятной силы и беспредельной доброты. В памяти народа он остался рыцарем без страха и упрёка, заступником народа, храбрым воином, умеющим самоотверженно откликаться на зов людей. Однажды вблизи сплетения отрогов Устюрта и Гызылгая скопилось много воды - ни пройти, ни проехать. Это осложнило жизнь кочевий. И тогда народ попросил помощи у Эрсары-баба. Стоило ему легонько тронуть своим копьем горные отроги, как они разошлись, и вода, схлынув, ушла в Каспий. Еще одна легенда гласить, как однажды Эрсары-баба, отдыхая в Кизылкумах, почувствовал, что кто-то щекочет ему ногу. “Что за беспокойная ночь, опять эти надоедливые мураши не дают покоя”, - недовольно пробормотал он, повернулся на другой бок и уснул. А наутро обнаружил, что один из его пальцев на ноге погрызли волки. Волки спросонья показались ему всего лишь какими-то насекомыми. В гиперболической передаче из поколения в поколение образа Эрсары-баба выражены любовь и уважение туркменского народа к своему реальному герою. Об этих историях до сих пор поют бахши на народных торжествах. Сохранилось много легенд о смерти Эрсары-баба. По данным Абулгазы-хана, он был убит посланником персидского царя, который хотел захватить территорию Мангышлака и Хорезма. В XIV веке тут произошла битва между персидским и туркменским войсками. Причиной была кровная вражда. Не обошлось и без романтической истории. Эрсары-баба отказал иранским сватам в просьбе выдать его дочь замуж за иранского наместника Хорасана. Батыр заявил им, что не позволит ни своей дочери выйти замуж за наместника Хорасана, ни иранскому шаху «жениться» на землях туркмен, к чему склоняют его через свадебные посулы лукавые царедворцы. Соседи не остались в долгу. Они внезапно напали на стоянку Эрсары. Кровавая бойня произошла у колодца Авламыш. Туркмены сильно уступали в числе и не смогли сдержать натиск врага. Эрсары-баба отступал к горам. По пути к ним он был схвачен предводителем персов Кома-беком и казнён. Красавицу Мамабике, дочь Эрсары-баба, пленили и отвезли в Персию. Однако, несмотря на угрозы, непокорная дочь вольных степей отказалась от сомнительной чести переступить порог шахского гарема и подарить царю наследника туркменской крови. Шах, поразившись непреклонной волей девушки, с почестью отправил Мамабике домой под охраной вооруженного отряда. По легенде, после приезда на родину Мамабике, сопровождавшие её воины, очарованные мужеством и душевной чистотой девушки, отказались вернуться в Иран и остались с госпожой на Мангышлаке. Эрсары-баба вместе со своими нукерами, погибшими в последней битве за свободу родной земли, похоронен на высоком белом холме, увековеченном именем народного героя. Отроги горы Эрсары-баба, растянулись длиной грядой на юго-восток от залива Гарабогазкёл. В каньонах, расцвеченных всеми красками радуги, до сих пор слышится эхо грозных и славных событий конца XIII - начала XIV веков. В 70-х годах прошлого века археологи Московского государственного университета во время раскопок подтвердили насильственную смерть Эрсары-Бабы. Примечательно, что могила батыра в урочище его имени имеет длину около 4-х метров. Это свидетельствует о том, что Эрсары-баба был действительно не ординарного роста. Погребенье славного сына туркмен находится на древней дороге Великого Шелкового Пути. Всякий, проходя или проезжая мимо святого места, может поклониться батыру, олицетворяющему великий народ. Сегодня недалеко от могилы Эрсары-баба проложена по инициативе Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова железная магистраль Казахстан-Туркменистан-Иран. Она стала важным звеном международного транспортного коридора «Север-Юг», который открыл выход к Персидскому заливу, европейским и азиатским странам. В то же время новый транспортный коридор послужит дальнейшему развитию отечественного и мирового туризма. Он облегчит знакомство соотечественников и гостей нашей страны со знаменитым памятником истории, каковым является место культового поклонения Эрсары-баба. Люди прочувствуют сердцем природную красоту этого пока малоизвестного края, насладятся «внеземными» ландшафтами, богатым животным миром. Неиссякаемый археологический и исторический потенциал этих мест продолжает удивлять новыми открытиями и увеличивает число туристов. В честь Эрсары-бабы одна из железнодорожных станций новой железной дороги, проложенной по трассе древнего Великого Шелкового пути, названа именем святого. На поклонение Эрсары-баба приезжают люди из окрестных сёл, городов и этрапов нашей страны. Среди посетителей немало иностранцев, приехавших почтить память святого из соседних государств. Здесь на просторе необъятных степей под сводами синего неба люди разных национальностей, верований и убеждений становятся ближе друг другу. Каждый, кто приехал сюда, верит, что его надежды исполняться, а молитвы во здравие живых и спасение душ умерших будут услышаны. Часто в широком кругу паломников исполняется старинный обряд садака. Это поминальный обед в память об усопших. В такие минуты молитвы легко летят к небесному престолу, а чистый воздух нежным дуновением, словно прикосновением горних ангелов, сообщает, что просьбы молящихся приняты Всевышним. Шахымердан САРЫОГЛУ. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |