21:41 Путешествие за океан | |
ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ОКЕАН
Ýol ýazgylary
Шла очередная передача Туркменского телевидения. Молодой ученый обстоятельно рассказывал о своем туристическом путешествии. Что ж, факты интересные, но ими вряд ли кого удивишь. Советские люди сегодня могут побывать в любом уголке земного шара. Девушка-хлопкороб поднимается на Эйфелеву башню, чтобы с ее высоты окинуть взглядом Париж, туркменская женщина возглавляет большую делегацию, отправляющуюся за рубеж. А как обстояло дело пятьдесят-шестьдесят лет назад? Кто был первым гражданином Советского Туркменистана, отправившимся в путешествие за океан? История сохранило для нас его имя. Это Хаджи Атабаев – один из первых в нашем крае специалистов по механизации сельского хозяйства, человек неуемной энергии, ярый поборник новой техники. О нем, о его судьбе этот рассказ. На большой карте Союза СССР появилась юная Туркменская республика. Со всех ее концов съезжались в Полтарацк (ныне Ашхабад) трудолюбивые, с большим опытом люди – формировался аппарат управления, создавались новые газеты и журналы. Впрочем, и на местах дел хватало: в Ашхабадском и Марыйском округах проводилась тогда земельно- водная реформа. И именно в эти напряженные дни на имя Хаджи Атабаева, который вместе с председателем правительственной комиссии КайгысызомАтабаевым проводилземельно-водную реформу в Мары, пришла срочная телеграмма из ЦК Компартии республики. Это было 11 апреля 1926 года. В тот же день, вечерним поездом Хаджи Атабаев выехал в Полтарацк. А наутро его принял секретарь ЦК ХалмурадСахатмурадов. Из не долгой беседы с секретарем Центрального Комитета Хаджи узнал, что он должен ехать за океан, в Америку. ХалмурадСахатмурадов, легко поднявшись с места, проводил Хаджи до дверей. - Что ж, счастливого тебе пути! Запомни: когда окажешься на тракторном заводе, постарайся во всех подробностях изучить как ведется ремонт. Ну, а когда вернешься – дело ясное! Тогда уже мы будим у тебя учиться ремонтировать «Фордзоны», - улыбнулся Сахатмурадов, похлопав Хаджи по плечу. Выходец из аула Нохур Бахарденского района, Хаджи Атабаев с детства был знаком с трудом земледельца. В первые годы Советской власти юноша – младший брат одного из первых работников просвещения республики Мухамедкули Атабаева – был учителем в сельской школе. А потом двадцатишестилетнему Хаджи доверили должность начальника управления сельского хозяйства Народного комиссариата земледелия ТССР. Приехав в Москву 21 апреля, Хаджи отправился в «Сельхоз союз», который направлял на курсы при заводе Форда. Здесь он должен был получить необходимые документы и указания. Но неожиданное ему сообщили, что группа которая поедет в Америку, уже отправлена в Ригу. Неужели, не выполнив задания, ни с чем возвращаться? Работники из «Сельхозсоюза» поразились упорству туркменского парня. Он решительно заявил, что с пустыми руками ни за что не вернется домой. Атабаеву долго разъясняли, что он опоздал, что не включен в список отъезжающих. Тщетно. И, наконец заведующий тракторным отделом «Сельхозсоюза» «сдался». Но заявил, что Атабаева отправят в том случае, если он сумеет в течении четырех дней получить заграничный паспорт и самостоятельно добраться до Риги. Паспорт он получил 6 мая. Но визы еще долго не было. Все запросы в Берлин, Нью-Йорк, Вашингтон остались безответными. 19 июня в «Сельхозсоюзе» Атабаеву сообщили, что получены визы на 40 человек, но поскольку в первоначальный список он не попал, нужно давать дополнительные сведения в Вашингтон. Телеграфом передали в США просьбу разрешить дополнительный выезд. Лишь через два дня все разъяснилось: визы не именные – значит, могут послать и его. Первого июля Атабаев и еще 8 механизаторов с Украины отправились в путь. В Риге они обратились в контору «Френчлайн» - так называлась пароходная кампания, взявшая на себя обязанность перевезти делегацию в Америку. Управляющий конторой сейчас же вызвал через консульство американского врача освидетельствовать здоровье отъезжающих. А после всех формальностей их пригласили в консульство. Большая комната. Несколько чиновников за массивными столами. Беседа с ними уж очень смахивала на допрос. Советских механизаторов спрашивали: «От какой организации вы командированы? Что ваша организация имеет общего с правительством? Кем она аккредитуется и кто ею руководит?» после опроса собрали всех вместе, и чиновник заставил их принести своего рода присягу. Скажите, что вы едете изучаете только тракторное дело и не будете заниматься агитацией и политикой. Вся эта процедура завершением клятвенным поднятием руки. Но наконец-то визы получены! Из Риги советские механизаторы отправились дальше. Путь их лежал через Литву, Польшу, Германию, Бельгию, Францию. Там в порту Гавр, сели на пароход, направляющийся в США. Еще до прибытия в Нью-Йорк на пароходе опять всех собрали в большой зал. Пассажиров из СССР рассадили в таком же порядке, как в Риге, и вызывая каждого по одиночке, чиновники задавали одни и те же вопросы: «Большевик? Коммунист? ГПУ? Комиссар? Совет?» И снова присяга с поднятием правой руки. Так закончились американские «дорожные формальности». Из Нью-Йорка выехали в тот же вечер в Детройт поездом. На следующий день в 16 часов были уже на месте. На вокзале их встретил ответственный руководитель группы советских специалистов. - Гостиница расположена вблизи тракторного завода, всего 15 минут ходьбы. Плата – семь долларов в неделю с каждого, - предупредил он. 21 июля в 9 часов утра руководитель повел их в контору Форда по найму рабочих. Там всем дали заполнить карточки, а потом направили за получением заводских номеров. После всей группой пошли в здание специальной заводской школы. Заведующий школой и его помощники раздали гостям тексты лекций о тракторе «Фордзон»и брошюры – все на русском языке. В составе делегации были рабочие с Путиловского завода, Обуховского, Харьковского паровозостроительного. Их, конечно, больше интересовала производственная сторона. Некоторыми учреждениями были посланы сюда и агрономы – тех, разумеется, интересовало земледелие. Хаджи Атабаев относился, пожалуй, к третьей группе – представителем ведущих районов сельского хозяйства страны. Активно, осваивающих новую технику. Их волновал в первую очередь ремонт тракторов. Но, к сожалению, администрация школы не учла специфику каждой из групп. Более того, был внесен ряд изменений в предложенную ранее учебную программу. Практическая работа на тракторе длилась лишь два дня. На третий день знакомили их с новейшими сельскохозяйственными орудиями. Увы, инструктор, проводивший занятия, не совсем хорошо разбирался в порученном ему деле и попросту не знал, как обращаться с тем или иным приспособлением. Очень интересовали Атабаева и его друзей приспособления для очистки каналов – оросителей. Но с техникой такого рода пришлось знакомиться лишь по картинкам. С экскурсией в три дня они обошли три завода: тракторный – «Фордзон», автомобильный завод Форда и еще один автозавод – по производству «Айлен-Партк». 26 сентября, закончив учебу у Форда, советские специалисты по приглашению международной компании выехало в Чикаго. На следующее утро представители завода «Интернационал» повезли гостей на предприятие. Их подробно познакомили с производством тракторов, а также с новыми жатками и другими сельскохозяйственными орудиями. 2 октября – отъезд из Нью-Йорка на пароходе «Париж». В Берлине гости из Советской страны съездили посмотреть заводы «Гонопак» и «ВД», побывали на фирме Сименс-Шуккерт, видели новый немецкий трактор «Фрезер машина». Впечатлений немало. Об одном сожалели: время учебы выбрали для поездки за океан? - Хорошо помню тот период. Я тогда работал заместителем заведующего организационным отделом ЦК Компартии республики. Когда встал вопрос, кого послать в Америку, выдвинули кандидатуру Хаджи. Во-первых, его работа была непосредственно связана с сельским хозяйством. А, во-вторых, он хорошо знал русский язык. Вернувшись, мог бы легко передать полученные там знания другим. В Туркменистане первые тракторы появились в 1924 году. С каждым годом их число понемногу возрастало. В 1927 году в республике их было уже 117. Не хватало специалистов, хорошо разбиравшихся в иностранных машинах. Вот потому и не жалела страна средств, отправляя своих посланцев за рубеж на учебу. Все они оправдали оказанное им доверие. Вернувшись из Америки, Хаджи стал широко пропагандировать все то, чему научился там. Он часто ездил в командировки, принимая активное участие в создании первых колхозов. Дехкане поражались, до чего же ловко представитель, приехавший из Ашхабада, управляет «волшебной машиной». Даже позднее, на посту председателя Чарджоуского окружного исполнительного комитета, народного комиссара земледелия ТССР, народного комиссара земледелия ТССР, народного комиссара совхозов, Хаджи Атабаев не расставался со своими любимыми тракторами. Среди колхозников он пользовался непререкаемым авторитетом. Далеко в прошлое канули те годы. Мощные тракторы идут теперь по нашей земле, новейшая техника, «голубые корабли» - комбайны помогают собирать богатые урожаи. Эти машины производятся у нас на Родине. Теперь уже зарубежные страны учатся у нас, перенимают опыт. Именно об этом мечтал когда-то великий Ленин. Пятьдесят семь лет прошло с того времени, как Хаджи Атабаев съездил в Америку. Целая человеческая жизнь! Его самого уже много лет нет среди нас. Но сегодня, в канун юбилея родной республики, наш священный долг – вспоминать о тех, кто на заре ее существования не жалел сил для процветания родной земли. А.Чуриев. «Туркменская искра» 19.09.1984 год. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |