19:17 Танкер "Дербент": Стахановский рейс -5 | |
5.
Powestler
Весть о стахановском рейсе облетела все закоулки порта. Танкер "Дербент" ушел в море, и о нем ничего не было слышно до утра. В шесть часов он откликнулся на вызов по радио, когда начальник эксплуатации пароходства запрашивал о скорости. Но радист Тарумов записал в журнал невиданную цифру — четырнадцать узлов. Это было что-то уж слишком много и походило на ошибку. Из пароходства звонили, торопили с ответом. Тарумов решил проверить и вызвал "Дербент" вторично. Он пропустил время для передачи метеосводки, и на столе его накопился ворох неотправленных телеграмм. Он работал ключом до тех пор, пока не просвистало в ответ хриплое тональное радио: "Все в порядке. Скорость четырнадцать с половиной". И после короткой паузы отрывистая, как ругательство, звонкая дробь — "девяносто девять". Радист захохотал и бросил наушники. На международном языке радиолюбителей эта цифра означала "пошел к черту". Володька Макаров хулиганил от радости или взаправду сердился на частые вызовы. — Ты понимаешь, Муся, — говорил Тарумов, — они перекрыли все прежние скорости! "Агамали" делает с грузом двенадцать, и это считается хорошим ходом. Да что они, чудесники, что ли? И Белецкая ответила сдержанно: — Подождем радоваться. Они еще не пришли на рейд. Скорость большая, конечно, но... надо еще суметь закрепить достижение. До сих пор они вечно отставали, — прибавила она. Но вскоре позвонили из редакции "Большевика Каспия", справлялись о скорости "Дербента". Муся говорила в трубку небрежным тоном: — Последние сведения — скорость четырнадцать с половиною. Не верите? Тогда вам придется зайти на радиоцентр, чтобы убедиться... да, да, поздравляем... Только бы их не задержали на рейде. Мы будем извещать вас каждый раз, как будет что-нибудь новое... В восемь часов Тарумова и Белецкую сменили. Они шли вместе до перекрестка, как всегда, он держал Мусю под руку, и оба они молчали, не стесняясь этого молчания, как люди, давно привыкшие друг к другу. Внезапно Муся спросила: — Вероятно, о "Дербенте" напишут в газетах? Как ты думаешь? — Обязательно. — А портреты? — Чьи портреты? — Ну, их... стахановцев. — Да ведь их сорок пять человек... Лучших людей, вероятно, заснимут, не всех!.. — Посмотреть, какие они... Слушай, Арсен!.. — Ну? — Я читала, что Алексея Стаханова в прошлом году травили какие-то администраторы. Неужели это правда? — Конечно, правда. Но почему ты спрашиваешь? — Да как-то странно. Ну, прощай, Арсен. — Прощай. Что ты какая-то чудная? У тебя глаза сделались большими... Смотри не попади под трамвай... Под утро Тарумов вновь связался с "Дербентом". За ночь танкер не сбавил скорости. Он прошел расстояние до Астраханского рейда за тридцать один час. У Тюленьей банки его поджидал караван барж. К утру ветер посвежел и началась зыбь. Последнюю баржу подвели с трудом. Несмотря на это, разгрузка была окончена за три часа. Танкер уже шел в обратный рейс, и вдогонку ему с севера спешила крупная зыбь, грозившая замедлить ход. Днем на радиостанции дежурила другая смена, и, явившись вечером на вахту, Тарумов посмотрел журнал. Никаких записей о ходе стахановского рейса не было. Прибытия "Дербента" ожидали после двенадцати часов дня, но уже в восемь часов радист услышал его позывные. "Находимся на траверзе острова Жилого. Будем через два часа. Сообщите пристань погрузки". — Как это может быть? — удивился дежурный. — Ведь если они сейчас на траверзе Жилого, то им остается хода часа три, не меньше. Может быть, радист напутал? — Звоните в диспетчерскую, — усмехнулся Тарумов, — никто не напутал, все верно! — Да не может этого быть. Я сам плавал, я знаю! — Ты не знаком с их новой трассой. Они идут другой стороной острова, проливом. Этот путь много короче. — Да ведь там мелко... — Глубина восемь футов. Они идут порожнем, без балласта. Кроме того, они освободились от ненужных грузов и уменьшили осадку. Они все рассчитали, не беспокойся. — Ах, молодцы! Недаром о них столько говорят в порту. Теперь о них узнают в Махачкале, и в Астрахани, и в Красноводске... — Одного из них я знаю. Это радист Макаров. Обыкновенный парень, совсем мальчишка... Очень веселый... — А я знаю их капитана. Так себе, ничего особенного. Старичок. "Пожалуйста, голубчик... Спасибо, голубчик..." Тихоня. И Муся, молча кусая губы, слушала этот разговор. Она притихла с утра, и на нее не обращали внимания. Неожиданно она сказала Тарумову деланно небрежно! — На пристани, вероятно, будет много посторонних. Что, если пойти посмотреть? — Пожалуй, — согласился Тарумов, — я тебя провожу. — Мне хочется прогуляться. — И она торопливо добавила: — Такой славный вечер! Они шли по шоссе к нефтегавани. Муся машинально перебирала его пальцы, прижималась к нему плечом и молчала. Тарумов рассуждал вслух: — Что такое стахановский метод? Рационализация, разумная организация труда, использование до дна технических средств производства. Мне кажется, что этот метод применим везде, где труд оснащен техникой. Почему не применить его в системе радиосвязи? Я даю сто с лишком знаков в минуту и быстро нахожу абонента. Но это еще не все. Если настроить передатчик и устранить шумовой фон... Как ты думаешь, Муся? Они миновали корпуса завода, и в глаза им ударил нестерпимый блеск моря. Посреди бухты медленно разворачивался стальной гигант, возвышаясь над водой желтоватыми ржавыми бортами. За его кормой вскипали клубы пены. — Это... он? — спросила Муся, останавливаясь. — Он самый, стахановец! Пойдем скорее. — Нет, погоди... Мимо них прошли на пристань какие-то люди, оживленно разговаривая и помахивая портфелями. Тарумов услышал обрывок фразы: "...сто двадцать процентов рейсового задания..." Муся освободила руку и смотрела на пристань широко раскрытыми глазами. — Отсюда хорошо видно, — сказала она тихо, — дальше я не пойду. Он взглянул на нее тогда с удивлением и некоторой надеждой, так как вспомнил, что на "Дербенте" плавает этот Басов... Так, значит, Муся не хочет видеть его? Тарумов вынул часы. — Теперь ровно десять. Они проделали этот рейс за шестьдесят три часа. Все-таки я сбегаю взглянуть, как они подойдут. Постой здесь, Муся. Он махнул рукой и побежал под гору к пристани. Белецкая осталась одна. | |
|
√ Sary bagşy / powestiň soñy: Bamyny agladan aýdym - 06.03.2024 |
√ Aýuwlaryň aýdymy -8: powestiñ soñy - 10.09.2024 |
√ Palindromaniýa: Çopan. Çopanystan ýaýlasynda agşam - 03.07.2024 |
√ Gün bize geňeşmän dogýar / powest - 29.08.2024 |
√ Ene / powestiñ dowamy - 14.01.2024 |
√ Baga bagşy -7: Ýatlamalaryň ýumagy - 07.03.2024 |
√ Baga bagşy -10: Çarhy-pelegiň oýny - 08.03.2024 |
√ Aýuwlaryň aýdymy / powest - 31.07.2024 |
√ Oñat oglan / powest - 06.08.2024 |
√ Sary bagşy / powestiň dowamy: Çözgüt - 06.03.2024 |
Teswirleriň ählisi: 0 | |