20:15 Этюды к истории оперы | |
400 ЛЕТ В ЧЕТЫРЕХ АКТАХ
Teatr we kino sungaty
√ ВЫШЛИ «ЭТЮДЫ К ИСТОРИИ ОПЕРЫ» МИХАИЛА МУГИНШТЕЙНА Михаил Мугинштейн – историк оперы, музыковед, лектор, создатель премии Casta Diva и человек еще множества оперных профессий – более всего знаменит энциклопедическим трехтомником «Хроника мировой оперы», появившимся в диапазоне с 2005 по 2015 год. Теперь мы держим в руках «Этюды к истории оперы». Новая ли это книга? И да, и нет. Многое из того, что в ней напечатано, мы уже читали в трех томах «Хроники». Там каждая из 400 опер, отобранных автором из всех созданных за 400 лет истории жанра, была представлена со многих сторон: выходные данные, история создания, сюжет, ключевые вехи в хронике постановок и записей, а также фотографии, сделанные в разные времена на всех мировых сценах. И был особый раздел – комментарии самого энциклопедиста. В них-то и формулировалось уникальное положение данного оперного произведения в истории и культуре, декларировалось отличие каждой из 400 опер от 399 остальных, устанавливались связи, переклички, предсказания и приветы. Теперь эти комментарии вынуты из «Хроники» и собраны вместе. Они стали «Этюдами». Это сделано не буквально, а с коррекцией – поправкой на новые наблюдения автора. Так, если в «Хронике» опера Россини «Дева озера» была названа предшественницей его же «Вильгельма Телля», то в «Этюдах» ее влияние распространяется также и на «Чужестранку» Беллини. Если там анализ «Воццека» Берга ограничивался анализом «Воццека», то здесь мы можем прочесть про «Дон Жуана» Моцарта и про то, как Берг сумел претворить в своей опере моцартовский прием перемены функций фона. Но все еще сложнее и красивее. Текст может быть и прежним, а вот конструкция книги, которую он наполняет, элегантна и нова. Книга сама выстроена как опера, где есть четыре акта, увертюра, пролог и парочка интермеццо. Выводок опер каждого отдельного композитора согнан в самостоятельную главу, главный герой которой теперь имеет не только имя, но и роль. Гендель – император оперы-seria. Россини – Моисей оперной истории, вслед за которым оперный народ прошагал из классицизма в романтизм. Прокофьев – театральный маг. В разных разделах книги мы можем найти и другие тексты, написанные автором в течение десятилетий – научные статьи и критические рецензии. Все они выстроились в единую оперную конструкцию, которой не хватает только дирижера и певцов. Новая книга вдвое меньше по формату, чем любой из трех томов «Хроники». Она напечатана убористым шрифтом на мелованной бумаге, очкарикам не рекомендуется и хилякам тоже, поскольку вес ее немал. Это соответствует содержанию. Читать «Этюды» нужно за партой, пощипывая бровь. Теоретические разделы написаны плотным научным языком. Музыковеда Мугинштейна к легкочитаемым беллетристам не отнесешь, как и чтимого им Бориса Асафьева, чьи «Симфонические этюды» отчасти стали образцами. Однако плотность мысли изнутри прогрета огненной эмоцией – как всегда у автора, чья пылкая страстность в отношении к своему предмету столь же велика, сколь и богатый опыт слушателя, и его энциклопедическая эрудиция. М. Л. Мугинштейн. «Этюды к истории оперы». М.: Digital Art, 2020 | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |