23:14 Хозяева земли | |
ХОЗЯЕВА ЗЕМЛИ
Edebi makalalar
Время не властно над воспоминаниями, - из дальней дали проступают лица давно ушедших из жизни людей. Они были украшением нашей земли, ее «солью». Я благодарен судьбе за то, что она свела меня с ними. Осиротело, опустело наше село после смерти уважаемого всеми аксакала Мерета Адыбай оглы. Долго люди не могли свыкнуться с мыслью, что нет теперь рядом с нами этого мудрого человека, вожака, свидетеля всех радостных или печальных событий в селе. Я помню, как даже самые почетные и почтенные, по моим представляем, люди, проезжая мимо нашего села, обязательно заглядывали к Мерету-ага. Его гостеприимный дом был открыт для всех. Удивительную историю поведал как-то мне наш старейший писатель Курбандурды Курбансахатов. В начале 60-х годов привезли в село целое стадо свиней. Необычное дело для туркмен – пасти свиней. Возник вопрос, кто займется этим. После долгих уговоров согласился Ходжа-ага. Вскоре у него в семье родился ребенок. По этому поводу он устроил той. Однако на торжество пришло всего несколько человек. Ходжа-ага очень переживал и попросил председателя колхоза Аннамухаммеда-ага Сейитмурадова освободить его от работы свинопаса. Председатель вместе с ним отправился к Мерет-ага, на совет. Мерет-ага, узнав о случившемся, рассердился. - Бесстыжие! Да кто распространяет эти глупые слухи, что у свинопаса жена – талак (в разводе), а хлеб – харам (поганый)! Никогда честный труд не может быть харам. И посоветовал: «Давай, устраивай свой той заново». И первым переступил порог праздничного дома. С собой он привел еще несколько аксакалов. Вслед за ним пришли и другие сельчане. Не зря я начал свой рассказ с человека, который своей житейской мудростью завоевал уважение народа. У него не было диплома об окончании высшего учебного заведения. И должности высокой не было. А авторитет был, нажитый неутомимым трудом, честной жизнью. Весьма нелегко быть старейшиной целого села. Но эта «шапка Мономаха» была ему по плечу. А ведь сколько раз приходилось видеть и такое: и при дипломах, и при должностях, а не справляются с обязанностями, не оправдывают доверия. Но людей достойных, думаю, больше. В середине 50-х годов в наш район был прислан на работу секретарем Новруз Дусаев, по национальности казах. Он недолго секретарствовал, не более двух-трех лет. Но до сих пор люди района добрым словом вспоминают его «Эта школа построена во времена Дусаева. Во времена Дусаева воду из родника пустили по трубам и направили в центральный поселок» и т. д. Его давно уже нет в живых, а имя его живет в благодарной памяти знавших его. Поистине, не умер человек, пока его помнят. В трех-четырех километрах от поселка Конекесир, расположенного в Сумбарской долине, у подножия горы стоит мавзолей Шихаттара довольно известного ученого своего времени, лукмана и философа. Ученые говорят, что он был построен еще в XII-XIV веках. Еще лет десять – пятнадцать назад он был цел. Но, увы, время делает свое дело. И не только время… Сельские жители, обеспокоенные судьбой памятника, соорудили над его куполом нечто вроде укрытия из железа, чтобы в мавзолей не попадала влага. Спустя некоторое время прибыла комиссия во главе с секретарем райкома и на глазах у всех сняла это сооружение. Никто не осмелился их остановить. Разве это не, есть один из примеров нашей духовной ущербности?! Сегодня, когда заглядываешь внутрь этого прекрасного здания, просто хочется плакать. Деревянная ограда и калитка вокруг могилы, с такой любовью выполненные древними мастерами, почти изъедены термитами. Высокая чинара, ровесница мавзолея, склонила над ним свою крону, словно пытаясь сберечь его в своей тени. За могилой ученого сейчас присматривает старейшина села Овезмурад Хаджи. Недавно вместе с ним я совершил паломничество к Шихаттару. Когда я вышел из мавзолея, расстроенный увиденным, мне показалось, что и чинара вторит моему настроению своим жалобным стоном. «Интересно, слышит ли этот стон бывший секретарь райкома?» - подумал я. От желаний, сил и стараний одного человека может многое зависеть. Это касается не только руководителей, но и простых смертных, скажем, обыкновенного дайханина. Несколько лет назад с писателем Тиркишем Джумагельдыевым мы побывали в творческой командировке в Нохуре и окрестностях Сумбара. В Нохуре нам рассказали об одном земледельце, Сапармураде Довлетсахатове. Я счастлив, что познакомился с ним. Заботы этого человека о земле, его размышления достойны внимания. В считанные годы десятки гектаров безводных земель в горах он превратил в цветущий сад. Сегодня выращенные им деревья уже дают плоды. Но поначалу ему пришлось вынести немало испытаний. На 1700 метров он протянул трубы и провел воду. Хоть он не нарушил закона, но «нарушил» покой, и за это хотели привлечь его к ответственности. Но он сумел доказать целесообразность и полезность своих действий. Разговаривая с нами, он показал на огромную пустошь: - Вот с этих площадей можно получить свыше тысячи тонн картофеля. Если меня обеспечат семенами и пропашным трактором, я смогу дать государству эти тысячи тонн картофеля, - сказал тогда Сапармурад-ага. С тех пор прошло несколько лет. И вот пришла горькая весть: скончался Сапармурад-ага, истинный хозяин земли. Но остался след: огромный сад в горах напоминает Эдем. А.Чуриев. «Туркменская искра» 05.06.1993 год. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |