13:42 Красота истины - 2. | |
В слово «скачки» Осман Оде вкладывает смысл – «жизнь». Каждый человек проходит свой жизненный круг. Кто-то – не оставив никаких следов, не сделав ничего заметного. Другие – служат своему народу, своему времени и достойно завершают свой жизненный путь. Жизнь очень сложна. В ней никому не удается скрыть, кто ты есть на самом деле. Но в жизни встречаются люди, которые, зарабатывают себе славу на чужом труде, но считают, что это честно заработанная ими слава. В повести это очень правильно подмечает Черкез-волопас: «Люди видят только внешнее, не утруждают себя, чтобы добраться до подлинной сути, до самой глубины. Велика ли заслуга этого мальчишки в том, что Шункар выиграл заезд? Люди слепы. Они славят наездника, а того, кто вырастил замечательного коня, подготовил его к победе, позабыли, не замечают в своем ослеплении. Как же не страдать сейису от такой неблагодарности? Да еще как отец он переживает. Мудрено ли? Мало ли наездников погубило зазнайство? Сидишь в седле, смотришь на народ свысока, голова кружится от похвал, от восторгов, токи всеобщей любви хмелят, словно весенний ветерок, – обо всем на свете позабудешь, гарцуя на отцовской славе!»
Edebi tankyt
Как видим, Мульки убежден в том, что слава, завоеванная тяжким трудом его отца, принадлежит ему. Таков первый смысл. Сам же ипподром, о котором говорится в повести, и предстает в ней в полном смысле слова жизненным ристалищем. Огромное поле, на котором проводятся скачки. Здесь наши предки тренировали знаменитых ахалтекинских коней, получая от этого духовное удовлетворение. Народ, как зеницу ока хранивший своих ахалтекинцев, свое достояние, мог голодать, но никогда не держал голодными коней. Люди продавали последнее, чтобы накормить коня. Зато сегодня кони, к которым всегда так бережно относились, оказались в тяжелом положении. Можно говорить о том, что уже нет прежних, знаменитых на весь мир скакунов. Здесь, наверное, уместно напомнить один эпизод из повести. Заготовители, воспользовавшись нуждой народа, скупают красивых породистых скакунов. Невозможно без волнения читать о Черкезе-волопасе, который считает коня смыслом своей жизни: « – Нарлы, Нарлы, остановись! Ради бога, не давай руки!.. – Во двор вбежал запыхавшийся Черкез-волопас, встал между Нарлы и безбородым. – Одумайся, сынок. Шункар – наша радость. Не продавай его. Ты зачем ковер вытащил? – прикрикнул он на Мульки. – Мы не бесплатно берем, яшули, – с обидой в голосе сказал безбородый. – Хотим помочь беднякам. Какие теперь скачки? Из соседнего села люди коней нам продали. Не верите – идемте, покажу. Там, за селом, и кони, и верблюды. Тридцать верблюдов с коврами, целый караван. Зачем человеку ковер, если дети голодные?.. – Эх, братишка, много ты понимаешь!.. Зачем туркмену жизнь, если лишится коня, ковров и звуков дутара. Наши отцы-деды с нуждой не расставались, а душу свою не продавали. И мы не станем. Никогда!.. Нарлы, пусть брат унесет ковер. Не для чужаков их ткут наши невестки. Верно, люди?..» Автор искренне печалится о том, что сегодня осталось очень мало ипподромов, да и на тех почти не слышен стук конских копыт. С помощью живых образов автор говорит о необходимости возвращения былой славы нашим ахалтекинцам. Это можно считать вторым смысловым кругом. Смысл третьего круга самый глубокий, он дан в подтексте. На примере событий прошлого осуждаются ошибки сегодняшнего дня. Здесь-то и распутывается клубок основной идеи повести. Основная идея повести раскрывается образом Сары-ага. Сары-ага – прекрасный сейис. Он всю свою жизнь тренировал коней бая. На склоне лет он тренирует для себя Шункара. Шункар – очень резвый скакун. На всех свадьбах он выходит победителем. Автор считает Шункара авторитетом Сары-ага среди людей, лучшим плодом его руда и любви. Но этот авторитет жокея присваивает себе его сын Мульки. Здесь автор ставит перед собой задачу дать широкий смысл, касающийся дня сегодняшнего, раскрыв одно неблагоприятное явление, довольно часто встречающееся в жизни. Легко доставшаяся Мульки слава отца, которую тот зарабатывал всю жизнь, невольно заставляет задуматься о таких же явлениях в нашей сегодняшней жизни. Разве не сталкиваемся мы то и дело с этим в нашей повседневной жизни. Давайте будем откровенны. Сегодня редко можно встретить детей высокопоставленных людей, которые бы были заняты на черной работе. Сын начальника сразу занимает немалую должность. но разве он получил ее благодаря своим способностям? Нет, и еще раз нет! О нем позаботились его ближайшие родственники. Таким образом, туповатые дети некоторых руководителей зачастую вершат судьбами других людей. За примерами далеко ходить не надо. Детям должностных лиц все легко. Они без труда оканчивают высшее учебное заведение и занимают тепленькое местечко. Как правило, у них прекрасный дом, есть легковой автомобиль. А детям простых смертных, всю жизнь занятых тяжким трудом, иметь все это нелегко, да и не всегда удается. Каждой главе соответствуют небольшие рассказики о тутовнике. Они также служат раскрытию главной идеи произведения. Раскрывая скрытую мысль автора, можно сказать, что Тутовник – это образ Сары-жокея. В ауле Ханар другого такого большого тутовника, как этот нет. И в соседних аулах об этом ауле знают по этому тутовому дереву (Сары-ага). Но вот что пишет автор: «А вот побеги, что пошли от корней, никак силы не наберут. По весне растут споро – листьями шумят, но каждый год какая-нибудь незадача: то ветер их сломает, то корова обгрызет. В позапрошлом году Сары-ага отсадил два росточка, на огороде они принялись, а вот в тени старого тутовника их братья никак расти не хотят. Никак Сары-ага не возьмет в толк, отчего так получается. Может, есть какой секрет? Или это просто ему не везет? Ведь у многих односельчан и в тени старых деревьев растут молодые тутовники...» Автор прав. Нужно особое умение для того, чтобы поставить на ноги своего ребенка, вырастить его, не дав испытать жизненных трудностей. Особое внимание автор уделил другой стороне вопроса: нередко дети известных людей вырастают с плохими привычками, топчут авторитет своих отцов, позорят их. Мудрый и умный человек никак не может понять, почему же это так случается, жалуется на свою судьбу, желает, чтобы сын исправился. Каждой раз, когда сын причиняет зло, он переживает это всем сердцем. Сары-ага тоже из числа таких людей. Он не в силах вынести проделки своего сына. Слишком поздно задумывается он над тем, почему так получилось. Так и не найдя ответа, уходит из жизни. Хотя, казалось бы, этот мудрый человек должен был воспитать хорошего сына?! Жена Сары-ага Гульрух-эдже искренне ненавидит Шункара: « – Дома джугары не осталось, а ты кормишь его ячменем. Все забыл из-за этого жеребенка. Дай тебе волю, так нас продашь, лишь бы его холить. Тоже мне – бай-ага... Разве мало тебе чужих лошадей? Дети не видели от тебя столько ласки! На них ты только кричать умеешь, все добрые слова – только для лошади!» Как нам кажется, это женское ворчание и есть ответ на все вопросы Сары-ага. Потому что в жизни именно так и бывает. Некоторые люди, с головой уйдя в свое увлечение, забывают обо всем остальном, забрасывают свою семью. И хотя он живет у себя дома, он далек и от жены, и от своих детей. Он живет в своем мире, в котором нет места для них. Проходят годы. Дети вырастают эгоистами, потому что для этого у них был пример. А со временем слава отца переходит к сыну, и уже тот перестает замечать окружающих. Мы должны воспитывать своих детей с раннего детства, учить их самостоятельно мыслить, должны прививать им определенные навыки. Об этом мы говорим постоянно, и это очень верная мысль. Но сами-то мы как поступаем? Говорим: «Мы прожили тяжелую жизнь, пусть хоть дети наши поживут нормально». Дети вырастают непод¬готовленными к самостоятельной жизни. Ребенку, выросшему без особых трудностей, впоследствии бывает нелегко жить само¬стоятельно, создавать и содержать свою семью. В своем доме, созданным его трудом и стараниями, Сары-ага никому ничего не доверяет. Всю работу по хозяйству он либо выполняет сам, либо приказывает как делать это другим. Если узнает, что жена или дети что-то сделали самостоятельно, ворчит на них. И поэтому все просто ждут когда Сары-ага отдаст распоряжение. Старший сын Нарлы достиг сорокалетия, младшему Мульки – тридцать. Но они не готовы к жизни. Вот что еще хотелось бы отметить. Разве только в семье существует недоверие к молодым? Намеком автор дает понять, что сегодня и в учреждениях молодежи не очень-то доверяют ответственную работу, мало заботятся о том, чтобы они стали квалифицированными кадрами. Но ведь именно в молодости у человека есть и пыл, и энтузиазм, и желание завоевывать вершины. Надо использовать это. Этого не делают. Со временем пыл угасает, способности оказываются невостребованными, талантливый человек остается невос¬требованным. Но вернемся к основной линии. Сары-ага умирает. Теперь семья вынуждена жить самостоятельно. Нарлы остается главой семьи. Ему это дается чрезвычайно тяжело. За четыре месяца, прошедших после смерти отца, он буквально сгибается под тяжестью забот. Дети предпочитают держаться от него подальше. Больше всего его мучает то, что прежде безмолвная жена теперь постоянно упрекает его. Нарлы пытается всюду поспеть, но у него из этого желания ничего не выходит. За что бы он ни брался, его всюду постигают неудачи. Нарлы оказывается в очень тяжелом положении. Двум братьям выпадает вкусить настоящую жизнь сполна. Получивший хороший уход Шункар все еще завоевывает призы на свадьбах. Мульки считает это своей заслугой. Он становится надменным. Говорит Черкезу-волопасу, пришедшему в гости: « – Видели, Черкез-ага?! Мухаммед-серке чуть не плакал. Значит могу я за конем смотреть!.. – Пламя в очаге не сразу гаснет, угли еще долго тлеют, – вырвалось у Черкеза-волопаса. Он и сам пожалел об этом. – Пусть твой огонь всегда горит, Мульки-джан, – прибавил он, чтоб загладить неловкость. – Так и будет, Черкез-ага! – беззаботно воскликнул Мульки. – Пусть завистники говорят, что им хочется, а будет так, как я пожелаю! – Даст Аллах, так и будет! – Черкез-волопас тронул вожжи. – Сары тогда сможет спать спокойно». Что означает – «пламя в очаге»? Это авторитет Сары-ага. наступит день, когда за него уже нельзя будет прятаться. Это и впрямь так. В ответе, который Мульки дает Черкезу-волопасу, все еще чувствуется самодовольство. Но время идет, и постепенно Шункар, которого Мульки считал самым близким существом, начинает удаляться от него, перестает быть прежним. Он пугается хозяина, так и норовит ударить его копытом. Вернувшись с ристалища, Мульки жалуется матери: « – Ты была права, мама... – сказал Мульки, не глядя на Гюльрух-эдже. – Отцовское седло совсем старое... Чуть не упал. Хорошо еще сразу почувствовал, что подпруга порвалась. Надо искать новое седло. – Мульки сел напротив матери, положил седло рядом с собой, облокотился на него, как на подушку. Он был огорчен проигрышем, но старался не выдать своей досады. – Слава богу, что порвалась, – сказала Гюльрух-эдже. – Это почему же?! – Известное дело: иначе бы и не вспомнил о моей просьбе.» Это правда, зачастую человек, а тем более такие люди, как Мульки, не берется за ум до тех пор, пока не приспичит. Подпруга коня – авторитет отца – уже обветшала, она вот-вот оборвется. Надо обновить подпругу. Гульрух-эдже говорит сыну, что он не стал бы менять подпругу на новую до тех пор, пока она держится, мол, так всегда в жизни случается. И когда Мульки просит ее починить подпругу (авторитет), мать говорит, что это каждый должен сделать сам. Ах, если бы мать могла, она бы зашила, но она искренне признается: «Ах, да разве же у меня есть силы точить кожу?» Теперь Мульки вынужден обходиться без выручавшего авторитета отца. Ему теперь надо завоевывать свой авторитет, самому тренировать коня. но ему это не под силу. Ни за что с этим ему не справиться. Жизнь начинает и на его плечи давить. Автор, не ограничиваясь рассказом об этом с помощью событий, опять обращается к подтексту: « – Мама, что-то дома холодно? – Утренняя прохлада, сынок. – Надо было очаг растопить. – Только что топили, но быстро прогорело» При жизни Сары-ага в доме всегда было тепло, в печке гудел огонь. Теперь жизнь для Мульки не такая легкая, как прежде, холодная. Что хочет сказать автор? Он говорит: люди, давайте не будем баловать своих детей, подготовим их для будущей серьезной жизни. Вот смысл , заложенный автором в произведение. Таково наше мнение о третьем круге «Скачек». Можно было бы говорить и о четвертом, пятом... и других условных кругах, на которые разделены «Скачки». Но оставив все остальное читателям, поговорим о других сторонах повести. Повесть состоит из трех разделов. Весна, лето, осень. И эти три времени года связываются с жизнью человека. Первая часть – «Весна» – молодость человека; лето – его зрелость; осень – старость. А где же зима?! В повести и на этот вопрос можно найти ответ. Если твоя весна не похожа на весну, лето на лето, а осень на осень, то для человека это самая настоящая зима. Только эти три времени года раскрывают тебя во всей полноте, дают понять, что ты из себя представляешь. Мульки «показалось, что после весны вдруг наступила осень. Он и сам не заметил, как пролетело лето...» Конечно, время тает незаметно для человека, не вкусившего горечи и сладости жизни, для человека, которому безразлично, что творится вокруг него, будь это хоть потоп, человеку, который ничем не утруждает себя и живет только в свое удовольствие. Но время потихоньку откалывает кусочки от большого куска, именуемого жизнью. Вот и Мульки так жил и не ведая жизни, дожил до тридцати лет. И теперь оказалось, что он не способен самостоятельно решать жизненные проблемы. Вот она, типичная трагедия семейной жизни. В повести много вспомогательных линий, позволяющих прояснить основную идею. О некоторых из них необходимо поговорить. Вот внук сейиса Сары. Он делает первые шаги. Падает. Ушибается, но все равно не плачет, даже если ему больно. Он хочет ходить. Других мыслей у него нет, только одно стремление. Проходит какое-то время, ребенок уже умеет ходить. Теперь, когда падает, начинает плакать. Расстраивается. Надо успокоить его, найти для этого нужные слова. Другой пример. Возле конюшни держат огромного пса с обрубленным хвостом для того, чтобы он не подпускал посторонних. Он охраняет Шункара. Но этот пес мало похож на настоящую собаку. От лени ему не хочется даже мух от себя отгонять и он весь день лежит в тени. Для него главное, чтобы его хорошо кормили. А свой долг он не исполняет. Пес не залаял даже тогда, когда дважды делались попытки угнать Шункара. Боится лаять. Зато он любит всякие игры, с помощью которых выхватывает хлеб из рук ребятишек. И тут же проглатывает его. Получив достаточно, он уже и играть не хочет, ложится и лениво отворачивается от детей. Алабай напоминает читателю о дармоедстве, трусливости, подхалимаже. Еще один пример. У Сары-ага, помимо Шункара, есть еще одна лошадь. Это серая Серая, старая кобыла. Лет десять-пятнадцать назад она была красавицей. На многих соревнованиях он завоевывала главные призы. Но однажды на скачках в ауле Дашгуйы проиграла. В ее сердце появилась трещина. После этого, поняв, что от Серой пользы уже не будет, Дурды-бай отдает кобылу Сары. И вот теперь лошадь стоит без дела. Ее мечты далеко отсюда, она мечтает о степном просторе. Однако никто ее не тренирует, но и тяжести таскать не заставляют. Гульрух-эдже сравнивает лошадь с бесполезным грузом. Не любит ее. Зато Сары-ага на склоне лет подолгу сидит возле Серой. Ему кажется, что лошадь похожа на его жизнь, его бесполезный труд. Есть в образе Сары-ага моменты, заслуживающие, чтобы их отметили особо. Он покоряет читателя своей мудростью, серьезностью, любовью к своему делу. Он отрывает от своих детей, кормит коней. Его беспокоит упадок ахалтекинских коней. Сары-ага ищет пути их размножения. Он желает, чтобы не сокращалось число знаменитых скакунов, гордости туркменского народа. Образ Сары-ага у автора получился многогранным. Если брать в целом, это положительный герой. Но есть у него и недостатки, как у всякого человека. Уйдя с головой в любимую работу, он забрасывает своих детей, не занимается их воспитанием. Он очень боится исчезновения профессии жокея, передаваемой из поколения в поколение. Тем не менее своим сыновьям это ремесло он не передает. Не доверяет им. Ему кажется, если он доверит своим детям хозяйство, свое ремесло, все пойдет прахом. Он и по хозяйству все дела делает сам. То, что делают другие, ему не нравится. Вот разговор Сары-сейиса с конюхом Черкезом. Черкез говорит: « – И Мульки... – Черкез-ага не договорил, искоса посмотрел на сейиса. – Он – хороший наездник, когда вижу его, душа радуется, но ... Вот помню, ты... Ты в седле свободно сидел, легко, словно кроме тебя и лошади вокруг никого. А Мульки смущается что ли?.. Все вертится, по сторонам смотрит. Сары-ага, соглашаясь, покачал головой: – Молод еще. – Нет красавицы без изъяна! – поспешил успокоить друга Черкез-ага. – Ты бы учил его, сейис. – Я же сказал, молод, – твердо повторил Сары-ага. – Сначала надо хорошим наездником стать. – Брось, брось, сейис... Мульки уже за тридцать. Ты был не старше, когда чужой человек доверил тебе своих коней. А ведь Дурды-бай дорожил ими, как своей жизнью!» Выявление положительных и отрицательных черт характера Сары-сейиса с помощью конкретных событий делает образ особенно убедительным, живым. Раскрытию характера героя помогают и внутренние монологи, размышления о жизни, семье, смерти, о судном дне. А каким получился образ жены Сары-ага Гульрух-эдже? В прозе последнего времени было создано немало образов женщин, смиренно принимающих свою участь. К числу таких женщин можно отнести и Гульрух-эдже. Но создавая образ простой женщины, автор стремился наделить ее самобытными чертами. В чем же выражается своеобразие Гульрух-эдже? Казалось бы, Гульрух-эдже создана для того, чтобы заботиться о муже, жить только его заботами и печься о его благополучии. Она кормит детей, заботиться о детях, внуках и невестках. Сама же постоянно ходит в одном и том же обветшавшем платье из алачи. Всю жизнь она скрывает от мужа проступки своих детей. Потому что, если она пожалуется на них, муж будет бить их. А мать не желает, чтобы ее дети страдали. Правда, иногда они так доводят ее, что она не выдерживает, жалуется мужу на них. Потом начинает проклинать себя за то, что не совладала со своим гневом. Своим детям она желает добра. Особенно она жалеет младшего сына, потому что он рос болезненным. Для него она тайком печет гутабы, тайком от других членов семьи. Когда Мульки заставляет своего сына Еламана говорить матери, его жене Бахар «мама, мама, ты дура, у тебя голова пустая», она укоряет сына: «Сынок, зачем ты ребенка заставляешь такие слова говорить? Разве ты сам не можешь сказать этого? Сам скажи!» Короче говоря, мать, сама того не ведая и не понимая сбивает сына с прямого пути. Автор очень убедительно выписал образ этой женщины. Но как считать образ Гульрух-эжде: положительным или отрицательным? Нет, читатель всем сердцем принимает ее простоту и наивность, сердечность, жалея лишь о тех ее поступках, которые она совершает, не зная, к чему они приведут. В повести есть еще несколько женских образов. Они коренным образом отличаются друг-от друга. Образ Мамагуль прочно связан с основной идеей произведения. Мамагуль – образец трудолюбия и отваги. Для павшего духом Нарлы она живой пример. Мамагуль росла избалованной. Но жизнь закалила ее, особенно после смерти мужа Абды. Когда она овдовела, родственники решили отдать ее за кого-нибудь. Чтобы не дать своих детей в обиду, ей приходится потуже затянуть пояс. У нее есть свои убеждения: женщины только называются женщинами, на деле они ни в чем не уступают мужчинам. Она не боится тяжелого труда. По ее словам, для нее главное, чтобы ее дети не ходили с протянутой рукой. Она постоянно в работе. Нарлы в завистью смотрит на то, как ловко орудует она кетменем, удивляясь, откуда в этой хрупкой женщине столько силы. Ее работа у каждого вызывает желание трудиться. Жизнь прежде избалованной женщины, несмотря на молодость справившейся со всеми трудностями, многих заставляет задуматься. А как несет свалившийся на него тяжкий груз старший сын Сары-ага Нарлы? Как он относится к работе своей соседки? Надо сказать, что судьба Мамагуль во многом схожа с судьбой Нарлы. Но вместе с тем в этих судьбах очень много различий, у каждой свои особенности. Нарлы падает духом. Хотя ему очень хочется быть хорошим человеком, нравиться всем, делать добро. Но не получается. Никто и ничто не оправдывает его надежд. Отец ушел, оставив на него большую семью. Он ощущает себя сиротой, хотя мать и объясняет ему, что сорокалетнему мужчине неприлично называть себя сиротой. Как говорил Сары-ага, он кулаками пытается восполнить то, на что не хватает ему ума. Стоит ему на что-то разозлиться, он уводит в конец участка младшего брата Мульки и там «воспитывает» его с помощью тумаков. Но никакими побоями не может воспитать младшего брата. Поскольку отец дал ему наказ, он идет на конюшню. Жалобно глядя на Шункара, умоляет его не подвести, всегда брать первые призы на скачках. Предлагает коню сахар. Оставляет сахар на краю загона и уходит. Так он поступает каждый день. Таким образом, Нарлы предстает перед нами как человек неумелый. Особенно отчетливо его суть проявляется в его размышлениях. Он опасается людей, поскольку слабее многих из них, боится опозориться. Он знает, как любят сельчане подшучивать над людьми, а если увидят, что ты сердишься, и вовсе могут засмеять. Не понимая шуток, он уже несколько раз схватывался с людьми, дело даже до драки доходило. У него манера говорить высокопарно. Говорит о том, что всем желает добра. Получает от этого удовольствие. В повести «Скачки» много о чем говорится. Как мне кажется, интересен сон Сары-ага. Что хотел сказать автор? Люди отличаются друг от друга, они чужие друг другу. Вот главная мысль, которую высказывает автор. Никому нет дела до чужих бед. Вот кого-то избивают, режут, убивают. Но никого это не трогает. И после того, как человек убит, выходит, что никто этого не видел. Никому не хочется утруждать себя свидетельскими показаниями, люди боятся, как бы их самих не обвинили в совершенном преступлении. Не хотят подходить к покойнику и сыновья Сары-ага. А внук Соег говорит: если дед даст десять тенге, он готов сбегать за соседями. И во время похорон покойного люди разговаривают друг с другом о посторонних вещих. Как эта картина связана с сегодняшним днем? Разве сегодня мы не наблюдаем отчуждение людей? И разве сегодня кого-то может удивить такая картинка: во время похорон люди отрешенно разглядывают чужие могилы, о чем-то беседуют в сторонке, совершенно забыв, где находятся, а некоторые даже могут громко рассмеяться? В жизни мы то и дело сталкиваемся с такими фактами. Это уже никого не удивляет. Кое-что следует сказать и о развязке произведения. Среди произведений последнего времени немало таких, которые заканчиваются каким-то стихийным бедствием, несчастьем. Вот и повесть «Скачки», казалось бы, должна закончиться после падения Мульки с коня. Но нет, этого не случается. Идет дальнейшее углубление мысли. Что означает падение Мульки с коня? Это, как нам кажется, олицетворение его падения в жизни. А вернее, полный крах. Теперь он не может спрятаться за авторитет отца и жить этим. Ему приходится садиться не на отцовского скакуна, а на свою ленивую лошадь. И она сбрасывает его. В конце повести Мульки куда-то уезжает из дома. Неизвестно куда. И непонятно, вернется он или нет. Как нам кажется, вовсе не обязательно сообщать об этом. Потому что автор сказал то, что хотел сказать. И на этом поставил точку. Большое впечатление производит и повесть Османа Оде «Волчий закон». В ней описываются события одного дня. Чтобы внедриться в нее поглубже, давайте прочитаем ее начало и конец: «Не только у зимнего дня «сорок лиц». Весной их у него еще больше. Вроде бы ярко светит солнце, но набежит черная туча, хлынет дождь и через полчаса все вокруг будет залито водой, как во время потопа. Вот и в тот день за ночь небо затянуло тучами. Они летели, клубясь и все плотней закрывая небосклон, так что из-за них не было видно даже утренней зари. Издалека доносились ворчливые раскаты грома, а подбрюшье низко нависших над землей облаков то и дело озаряли зарницы. ». Конец: «Усилившийся к вечеру ветер быстро гнал тучи на восток, точно не хотел, чтобы Клыч насладился «шепотом молодки». Но облака были слишком тяжелы, слишком полны влагой – так что без дождя сегодня наверняка не обойдется. Но он будет идти недолго – хлынет, прошумит, а после него небо очистится во всю свою ширь». Мы неспроста с этих картинок начали свой разговор о повести «Волчий закон». Они создают настрой повести. События в ней разворачиваются на фоне природы. Внимательно знакомясь с творчеством О.Оде, я заметил следующее. Автор в своих произведениях параллельно с главной темой развивает еще несколько сюжетных линий. Постепенно они сливаются с главной. Это очень непросто: так переплести несколько линий. Главным достоинством повести «Волчий закон» является появление в ней абсолютно нового для туркменской литературы образа – это охотник Клыч. Образ Клыча запоминается читателю не только потому, что у него необычная специальность – он охотится на волков, но и тем, что у этого человека необычный характер. Кто такой Клыч? Если характеризовать его словами старшего брата Мамеда, то он примерно таков: «У тебя на уме лишь работа и охота. А рядом есть люди, что поопасней волков, они на саму жизнь охотятся, чтоб покорить и подчинить ее себе. Кто ты против них? Беспечный простак!.. Столько на белом свете прожил, а нет у тебя ни хитрости, ни ловкости». Своеобразие личности Клыча особенно отчетливо проявляется в его отношениях с женой Шемшат, а также во время погони за волком. В повести развитие получают обе линии. И с ними обеими Клыч связан накрепко. Первая линия. Ночью в селе была совершена кража. По следам Клыч определяет, что вор – Умыт – его племянник. Умыт – избалованный парнишка. Он единственная надежда Мамеда. И поэтому тот старается защитить сына, оградить его от всех неприятностей. Клыч и прежде раскрывал кражу Умыта. Это уже его второе воровство. Умыт не признается в содеянном. Клянется молоком матери. Вот в связи с этим мысли Клыча: «Этот мерзавец и в прошлом году клялся молоком матери. И опять так же поступает. знает, что ему поверят, если он поклянется молоком матери. Смотри, в каких случаях материнское молоко становится защитой...» Воровство, совершаемое от сытой жизни, описывается и во второй линии. Линия вторая. Волчица. Удачно поохотившись, она начинает с жиру беситься и нападает на отару. Автор говорит, что в прошлый раз волчица задрала овцу из-за голода, поэтому охотник не пристрелил ее. «...пресыщенность лишает рассудка почти так же, как и голод. Однако если голод, ставя перед выбором между жизнью и смертью, вынуждает презреть опасность, то пресыщенность лишь притупляет инстинкт самосохранения. Два года волчица старательно обходила отары и стоило ей только услышать далекое блеяние овец, как она точно наяву видела перед собой огромного и черного, как гора, охотника, и тупая внутренняя боль начинала припекать обрубок хвоста. Сейчас желание насладиться риском было столь сильно, что волчица хоть и вспомнила о черном охотнике, но теперь он представлялся ей таким же неловким и не очень смелым, как и все прочие люди». Обозленный тем, что Умыт не сознался в содеянном, Клыч возвращается домой, и в это время из песков приходит гонец. Он сообщает, что на отару напал волк, и просит Клыча выследить его. Клыч соглашается. На мотоцикле отправляется в пески. Увидев след волка, удивляется тому, что это след знакомой волчицы. И по следу догадывается, что на сей раз волчица напала на отару, вовсе не будучи гонимой голодом. Он отправляется в волчье логово. А вот и главная мысль произведения: «.Носком сапога он несильно пнул в бок приблизившегося к нему волчонка. Тот завизжал, и волчица тотчас проснулась. Страшный черный человек стоял шагах в десяти от нее с ружьем наизготовку. Первым желанием волчицы было бежать прочь, но силы как-то разом оставили ее. От страха она протяжно завыла. Потом, немного успокоившись, зарычала и стала готовиться к прыжку. Но воля ее была сломлена еще с прошлого раза, и она, не решившись напасть на своего врага, заметалась, потом села и, моля о пощаде, подняла передние лапы. То, что волчица сидела так, готовая безропотно принять свою судьбу, дало Клычу мгновение передышки.» Нам кажется, что поведение зверя, признавшего свою вину, заставило Клыча задуматься о проступке племянника. Контра¬пунктное развитие сюжета сделало это произведение по-настоящему интересным и драматичным. Автор хотел сказать, что некоторые люди хуже зверей. Какая суровая и жестокая мысль! Но как бы там ни было, правда остается правдой. Читая произведение, невольно сожалеешь о трусости Умыта, вместе с тем любуясь мужеством волчицы. Волк в данном произведении олицетворяет собой зло. Он всегда ищет слабые стороны человека, чтобы воспользоваться ими. И использует слабости человека с безжалостностью. Есть такие понятия: мужественный враг, трусливый враг. В произведении дан цельный образ волка. Здесь мне хотелось бы отметить одну особенность творчества писателя. Все его произведения тем или иным образом связаны с жизнью животного мира. Повесть «Гнездо беркута» рассказывает о ловчей птице, в поэме в прозе «Скачки» воспевается скакун. С помощью такой символики он рассказывает о нравственных проблемах человека. В то же время рассказывая о беркуте, коне, волке, автор проявляет завидное знание жизни животных. Писатель очень интересно рассказывает о повадках волков, о том, как они охотятся, как кормят своих щенков. Представляешь каждое движение волчицы, которая напала на отару. Вместе с волком, забросившим на спину свою жертву, проходишь по Гарагумам много верст. И еще одна мысль нитью проходит через всю повесть «Волчий закон». Вот она: в последнее время развелось слишком много волков – зла. В чем же причина столь резкого распространения волков – зла? «Видно, воровство совершается в том случае, если человек убежден, что его не уличат. Если бы он знал, что наказание последует незамедлительно, тогда не было бы и преступлений». Вся жизнь Клыча проходит в схватке со злом. Большинство знакомых Клыча, повстречав его, торопливо поздоровавшись и сославшись на неотложные дела, предпочитают поскорее уйти. И даже те, кто обычно мелет всякую чепуху, не задумываясь, при Клыче взвешивают каждое слово, стараясь показать себя серьезными. Постоянная жесткость – справедливость, видно, тоже утомляют людей. Им хочется ласки, добра. Человек иногда просто нуждается в красивой, завораживающей лжи. И поэтому, если он на кого-то обидится или услышит от кого-то несправедливые слова, увидит чей-то необдуманный поступок, он предпочитает не вдаваться в подробности, а отстраниться. Именно поэтому Клыч одинок. Он и в пустыне одинок. В жизни он также одинокий человек. За его одиночество его становится жалко. Правда, жена Шемшат поддерживает его искренне. Ей хочется при любых обстоятельствах быть рядом с мужем, быть ему близкой. Но Клыч и жене своей не может стать близким. Шемшат не побоится никаких трудностей ради того, чтобы ее муж мог радоваться жизни. Она по-настоящему гордиться способностями своего мужа, его успехами. Ей хочется, чтобы он, вернувшись с чабанской вахты, хотя бы пять дней провел дома, рядом с ней. Всегда расстраивается, когда Клыч отправляется на охоту на волков, потому что для Шемшат единственная радость на свете – это муж. Других радостей для нее не существует. Ей так хочется быть матерью, иметь «сопливенького» младенца. Однако у них нет детей. Отношение Шемшат к своему мужу ощущается в каждом эпизоде. Послушайте: « – Да!.. Утром Аман приходил. – Какой еще Аман? – Чабан. Помнишь, который кричал, что ты его опозорил, мол, не крал он шерсти. Клыч нахмурился. – Чего ему надо? Чем недоволен? – Нет, нет, радость у него. Сын родился на рассвете. Счастливый, улыбается. Говорит: « Я из роддома прямо к вам, чтобы доброй вестью поделиться. Хочу сына Клычем назвать. Пусть вырастет таким человеком, как Клыч-ага». Вот как люди... – Хватит, Шемшат! Что у тебя за характер. Стоит кому доброе слово сказать, так ты его сразу в тысячу слов превратишь. – Он что, не прав?!. – А если так, что, всему миру объявить надо? Шемшат обиделась, ушла и уже из кухни крикнула: – А ты думал, я молчала?!.» И далее: «Да, не переживай ты так, старый, из-за того, что не дал нам Аллах детей! Видно, так нам на роду написано. Счастье наше в ином. Иной человек умрет и тотчас исчезнет из памяти людской. Даже родные дети его не часто вспоминают. Ты – другое дело. Люди тебя долго добрым словом поминать будут, а заодно и меня вспомнят. Мол, хорошая жена у Клыча была. Мне и этого хватит!» Эти слова Шемшат как нельзя лучше раскрывают читателю ее образ, ее внутренний мир, щедрый и богатый. С одной стороны, женщину искренне жаль, а с другой – она вызывает чувство гордости. Разве бесконечной грустью и переживаниями можно чего-то добиться в жизни? Мне кажется, что писатель неспроста журнальный вариант назвал «Следы». Оставить след в жизни... Человек становится известным благодаря своему труду, своим заслугам, своему нравственному облику, человеческим качествам. Есть мнение, что настоящая жизнь человека начинается после его смерти. Когда чиновник умирает, его забывают, никто о нем не вспоминает. Но если человек при жизни совершил много добрых дел, люди не забывают его, вспоминают каждый раз. Уважительно вспоминают. Это непросто – оставить после себя добрую память. И я искренне желаю Осману Оде, чтобы его творческий след в туркменской литературе был ясным и четким. Джора АЛЛАКОВ, профессор. | |
|
√ Söýginiň tarypy - 14.10.2024 |
√ Ýaş şahyrlar we şahyr ýaşlar - 10.01.2024 |
√ Palestin ýazyjysy Gassan Kanafaniniñ "Haýfa gaýdyp gelmek" hekaýasy hakda - 16.06.2024 |
√ Döredijilikde ideýa meňzeşligi bolup bilermi?! - 07.06.2024 |
√ Amin Maluf we "Empedoklyñ dostlary" - 03.03.2024 |
√ A.M.Gorkä hat - 19.10.2024 |
Teswirleriň ählisi: 0 | |