23:14 На пути новых открытий | |
НА ПУТИ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ
Aýdym-saz sungaty
«…Источником этой музыки является народ». Так отозвался о творчестве туркменского композитора Нуры Халмамедова Герой Социалистического труда, писатель Чингиз Айтматов. Впрочем, если быть скрупулезно точным, то следует оговориться: оценка была дана прежде всего музыке к кинофильму «Шукур бахши», за которую автор получил специальный приз на кино фестивале республик Средней Азии и Казахстана в 1964 году. Но оговорка эта нужна для того, чтобы уточнить и пояснить цитату. По существу же высказывание известного советского прозаика с полным на то основанием можно отнести в целом к творчеству Н.Халмамедова. … Он часто бывает на людях. Часто встречается со своими слушателями. Много ездит по республике. Любит эти поездки. Видит в них не только источник творческого вдохновения, но и один из самых верных, надежных способов объективной, взыскательной оценки сделанного. Именно во время таких встреч с рабочими, студентами, хлопкоробами, строителями были впервые исполнены и получили путевку в жизнь многие его произведения. - Как пришло к Вам решение стать композитором? Немудренный, казалось бы, этот вопрос ему задавали много раз. А ответить на него не просто. Непросто потому, что вспоминается трудное детство военных лет, до времени повзрослевшие лица мальчишек – сверстников, детский дом… Первое, главное чувство, созревшее в нем, осознанное сполна, - ненависть ко всему, что называется злом. Тогда, в детстве, оно ассациировалось со словом война. Ненависть эта рождала в душе огромное стремление делать добро. Всегда, во всем, всю жизнь делать людям добро. Мальчишкой Нуры Халмамедов жадно вслушивался в песни военного времени. Именно в них он находил отклик на все свои переживания. В мелодиях этих песен звучали и горечь потерь, и ненависть к врагу, и любовь к Родине, и твердая вера в победу добра… Музыка, песня согревали людей, помогали им жить, когда трудно. Потом пришла долгожданная победа. Зародившаяся в детстве любовь к музыке привела к решению посвятить всю жизнь. Нуры Халмамедов поступает в Ашхабадское музыкальное училище, затем в Московскую Государственную консерваторию им. Чайковского. Оканчивает её. Становится композитором. Свои первые произведения Н. Халмамедов создал еще в студенческие годы. Именно произведения, а не опыты начинающего автора. Уже в них вырабатывается яркий индивидуальный почерк. В консерватории композитор написал двадцать семь песен, романсов, хоровых произведений, нередко звучащих и теперь. Среди них романсы на стихи классиков туркменской литературы Махтумкули и Молланепеса. Плодотворно работал в жанре камерно-инструментальной музыки. О мастерстве композитора серьезно говорилось еще, когда он был на последнем консерватории. Первым крупным произведением Халмамедова стала его дипломная работа – симфоническая сюита «Картины Туркмении», которую он посвятил 40-летию образования ТССР. Впервые сюита прозвучала в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения в консерватории на выпускном экзамене. Позднее музыковеды отметили эту работу молодого композитора как «одно из наиболее ярких и самобытных явлений туркменской симфонической музыки первой половины 60-х годов», подчеркивали «тесную связь с туркменским фольклором», «… свободное слияние национальной почвенности с современным симфоническим письмом», «активность творческого мышления автора». После окончания консерватории Н.Халмамедов возвращается в Ашхабад. Сразу активно включается в музыкальную жизнь республики. Много работает. Создает свою первую симфонию, ставшую заметным явлением среди произведений этого жанра… Памятью своей автор часто возвращался к детству. Хотелось выразить в музыкальных образах все то, что было пережито в суровые годы. В 1974 году вместе со своим большим другом, поэтом лауреатам премии Ленинского комсомола республики Курбанназаром Эзизовым создает вокально–симфоническую поэму «Памяти павших героев в Великой Отечественной войне». В сложном жанре с новой силой раскрылось многогранное дарование композитора. Он нашел яркие средства в картинах трагедии войны. Большим вкладом Н.Халмамедова в советское искусствостал вокальный цикл «Персидские мотивы» на слова Е.Есенина. Своеобразие этого произведения, как отмечала критика, заключается в «естественности музыкально – поэтического синтеза, умение музыкально прочесть слова вскрыть их вокально – песенную подоснову». Большое место в деятельности Н.Халмамедова занимает музыка для кино. Как автор музыкального оформления он выступил почти в двадцати фильмах. Нуры Халмамедов – композитор подлинно современный глубоко чувствующий нерв времени. Его творчество определяется соединением традиций национальной культуры с достижениями мирового музыкального искусства. На этом пути композитор делает все новые яркие открытия. А.Чуриев. «Комсомолец Туркменистана» 20.11.1980 год. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |