11:31 О современной туркменской литературе | |
О СОВРЕМЕННОЙ ТУРКМЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Edebiýaty öwreniş
Присутствующие в настоящем выпуске «Сибирских огней» поэты и прозаики не новички в туркменской литературе, все они имеют богатый творческий опыт. То, что представлено вниманию читателя — лишь часть того, что издано и переведено на русский язык. Но и это дает представление о возможностях туркменских писателей. Они сопричастны к великим преобразованиям, происходящим на древней туркменской земле по инициативе Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Невозможно в полной мере осветить состояние и пути развития туркменской литературы и рассказать о творчестве присутствующих поэтов и прозаиков. Каждый из них по-своему воспринимает действительность, у каждого своя тематика и стиль изложения. Но то, что они уже создали, входит в «золотой фонд» туркменской литературы, и каждый из них вслед за Гёте может повторить, что их произведения — «лишь отрывок одной большой исповеди». Роман Агагельды Алланазарова «Тюлень» читается на одном дыхании, не оставляя читателя равнодушным к драматично-развивающимся событиям, душевным переживаниям героев, традициям и морально-нравственным устоям туркменского народа. Главный герой романа Балкан семнадцатилетним пареньком пошел защищать Родину, дошел до Берлина. И вернулся с войны не озлобленным, но полным былого благородства, с боевыми наградами и с женой Бертой и маленьким сыном. Родственники хорошо приняли немку, полюбили, и она очень привязалась к ним. Но счастье молодых длилось недолго. Берта опять забеременела, но продолжала с подругой Умман выходить в море за рыбой. Не знала она, что Умман с детства безответно любила её мужа Балкана, она ненавидела немку и её сына, и искала повода их разлучить. Такой случай представился на море, когда Умман хотела сбросить Берту за борт и не утопила её лишь на условиях её немедленного отъезда. Девушка согласилась и исчезла навсегда. На берегу сообщили, что Берта утонула. О коварстве Умман, прожив с ней всю жизнь, Балкан узнает на старости лет, когда она тяжело заболела. Простит ли Балкан её подлость, встретится ли он со своей Бертой и многое другое узнают читатели из интересного, содержательного, реалистического романа Агагельды Алланазарова, созданного со знанием обычаев и традиций туркменского народа, с позиций гуманизма и милосердия. Осман Оде хорошо знает жизнь. В своих произведениях он раскрывает все многообразие жизненных явлений, богатый духовный мир своих героев, их мечты и надежды, светлые чувства любви и печали, стремление жить по человеческим правилам, соблюдая мудрые обычаи народа, преумножая его боевые, трудовые и нравственные традиции. Его прозе присущ исторический оптимизм, в ней глубокая вера в счастливое будущее туркменского народа, созданного упорным и самоотверженным трудом людей нового поколения эпохи нового Возрождения Туркменистана. Для творчества Осман Оде характерно сочетание лиризма с символизмом. Ему удается в сравнительно небольших по объёму рассказах показать широкую панораму жизни и духовный мир своих героев. Именно это характерно для представленных вниманию читателя рассказов самобытного туркменского прозаика современности: «Своё — не хорошее», «Твой мир», «Мужчины». Они легко читаются, написаны с приятным юмором и доброжелательной иронией. В произведении Худайберди Диванкулыева «Возвращение в Екагач» один из героев — учёный мирового масштаба Танны Карахан, родом из маленького туркменского села, живет заботами всего человечества, ответственно готовится к предстоящей встрече с инопланетянами на Марсе, от которой зависит судьба человеческой цивилизации. На этом фоне раскрывается образ алчного, корыстолюбивого спасателя, Шатлыка Шемситдиновича, главной заботой которого является присвоение чужого. Для этого он использует имя своего земляка, одноклассника, известного ученого-космонавта. Описывая никчемность его суетной жизни, автор как бы предупреждает об опасности разрушения такими людьми нравственных устоев народа, его духовных ценностей. В целом научная фантастика Диванкулыева раскрывает характер героев в экстремальных условиях, когда они, используя свои глубокие знания и опыт, с честью выходят из труднейших положений. Вкус определяет уровень богатства души. Научная фантастика Диванкулыева оптимистична, призывает к объединению усилий людей в решении грандиозных задач глубокого научного познания окружающего мира и определения своего места в общей борьбе за выживание человечества в это непростое время. Отличительной чертой прозы Комека Кулиева, чей рассказ «У каждой сказки — свой конец» опубликован в настоящем выпуске, является своеобразная манера изложения с мягким, добродушном юмором, тонкое знание человеческой психологии и всестороннее раскрытие характеров своих героев. В произведениях Гурбанназара Оразгулыева «Тяжелая ноша» и «Последний поединок» на фоне разных исторических эпох рассматриваются злободневные проблемы борьбы с пьянством и наркоманией. Пагубные пристрастия молодых людей ведут к деградации личности, потере человеческого облика. В «Тяжелой ноше» автор с болью в душе рассказывает, как в пьяном и наркотическом угаре молодой человек избивает жену и детей, не замечая, как замертво упала от его удара родная мать! Автор с горечью пишет о том, что никто в свое время не пришел на помощь этому человеку. Такие же события происходят в подобной семье в другое время, когда туркмены жили родами и племенами. Тогда для борьбы с оступившимся сородичем поднимается весь народ. Совет аксакалов переселяет его в пустыню, но не оставляет без внимания, приобщая к созидательному труду. И когда он излечивается, ему помогают найти свое место в жизни, а на заработанные им деньги коллективно строят новый дом. Главное резюме автора: наркоманию можно лечить. Надо только вовремя прийти на помощь. Человек не должен быть одиноким в беде. Сообща можно горы свернуть. Поэмы, стихотворения и рубаи Атамурада Атабаева пронизаны чуткой заботой о будущем страны, в них глубокие размышления о взаимоотношениях людей в новых условиях, в независимом и нейтральном государстве, в эпоху великих преобразований на родной туркменской земле. В них светлые чувства сыновней любви к родной Отчизне, уважения к ее истории и славным делам предков. Его морально-нравственные раздумья о любви и дружбе, о духовном мире человека направлены на активизацию жизненной позиции и гармоничное развитие личности в эпоху нового Возрождения Туркменистана. Поэт страстно призывает беречь мир и неповторимую экологию земли. Он очень верно подметил, что сегодня «человечество защищается... от себя самого». Представленные произведения Атамурада Атабаева дают возможность окунуться в богатый мир поэзии интересного поэта и мыслителя, современного туркмена, не думающего о славе и других «ценностях», неустанного труженика поэзии: Что значит слава, значит ли она — То вечные покажут времена. В творчестве Оразгулы Аннаева немало любовной лирики. Он на стороне тех, кто предан любви, отстаивает чистоту её помыслов, не приемлет лжи и предательства светлых чувств. Поэт горячо любит Родину, верит в ее духовное Возрождение и процветание. Своим писательским трудом он стремится внести свой посильный вклад в счастливое будущее туркменского народа. Оразгулы Аннаев неугомонен. Всегда в творческом поиске ответов на непростые вопросы человеческого бытия: Я сам хочу на все найти ответы, Хотя и жить дано мне только раз. Из предлагаемых стихотворений Гурбаняза Дашгынова читатель узнает о том, что глубоко волнует: о нереализованной любви и нежности к матери, она ушла в небытие, и «дороги нет назад оттуда». Главная тема его произведений — человек, и он пишет о том, что надо жить достойно: И потом уйти достойно В землю добрую спокойно Лечь, и в памяти потомков Жить незримо и негромко. О долге перед Родиной пишет он в стихотворении «Разговор по душам», где грустит об «ушедших вдаль, отдавших жизнь Отчизне». Он призывает к добрым отношениям между людьми: «Пусть нас ведёт вперед весна по земному кругу». Нравственное начало в поэзии Дашгынова занимает заметное место: человек должен быть достойным своего высокого предназначения на земле и соответствовать высокому званию — Человек. Творчество Биби Ораздурдыевой весомо и многообразно. Она ярко и убедительно пишет о жизни и духовном мире героев, правдиво передает мысли и чувства своих сверстниц. Основное место в ее лирике занимают темы любви, верности, жизнелюбия и человечности. Ряд ее стихов посвящен сельским труженикам, раскрытию их высоких идейно-нравственных начал и нравственной чистоты их дум и помыслов. В творчестве много стихотворений о красоте родного края, она верит в счастливое будущее Родины, в потенциальные возможности сельского труженика и в высокое предназначение человека на земле. © Агалыев К. Литературный журнал «Сибирские огни» Çeşmesi: http%3A//www.sibogni.ru/content/o-sovremennoy-turkmenskoy-literature. 23.06.2021ý. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |