12:33 Вечные истины жизни | |
ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ ЖИЗНИ
Edebi makalalar
В непростое время мы живем. Происходящие в мире бурные социально-политические события, разразившийся мировой экономический кризис, масштабные, тревожные экологические проблемы затрагивают ныне интересы и судьбы всех стран мира. Перспективы будущего человечества стали всеобщей проблемой. В этих условиях Туркменистан, встав на неизведанный путь независимого развития, в соответствии с национальными традициями, достигнутым экономическим и социально- культурным уровнем, опираясь на богатейшие природные ресурсы, самоотверженный труд, сплоченность и единство народа успешно идет к вершинам цивилизации. Этому в значительной мере способствует и то, что в последнее время уделяется большое внимание духовному возрождению и воспитанию исторического самосознания народа, развитию науки, литературы и искусства. Сегодня, когда на древней туркменской земле по инициативе Президента страны Гурбангулы Бердимухамедова осуществляются невиданные доселе преобразования важно привитие каждому чувства национальной гордости, ответственности за судьбу Родины – и верности нравственным принципам предков: «Помыслы и дела мои добры и честны, ибо я туркмен». После многих лет забвения, а порой и прямого пренебрежения, наконец-то в нашу жизнь возвращаются многие национальные традиции и святыни. В возрождении, сохранении и преумножении духовных и культурных ценностей туркменского народа важная роль принадлежит мастером художественного слова. В произведениях талантливых авторов находит отражение извечное стремление туркменского народа к общечеловеческим ценностям и идеалом. В меру своего мастерства и умения они пытаются, ответит на вопросы: ради чего живет человек, что для него свято, а что неприемлемо, выражают свое личное восприятие высоких нравственных критериев бытия и непременно, при этом отстаивают всегда право каждого на счастливую жизнь и справедливое устройство жизни. Поэты нашей страны всегда стремились полнее раскрыть внутренний мир и создать целостный образ своих героев в полной гармонии с миром внешним. К их числу по -праву относится и известный поэт, публицист и переводчик Аллаяр Чуриев. Он родился в далеком горном селении Коне- Кесир, расположившегося в живописной долине Верхнего Сумбара и горного хребта Копет-дага. Всю жизнь он учился мудрости у простых людей и классиков туркменской литературы. Никому не подражал. Творил свое. Всей душой и сердцем воспринял глубокие перемены, происходящие сегодня в эпоху нового Возрождения страны. Он пытается осмыслить прошлое и настоящее туркменской нации, размышляет о мировых ценностях, смысле жизни и предназначении человека на земле. Настоящего мастера слова не могут не волновать и трагические страницы истории страны и народа. В этой связи уместно отметить, что изучение и описание прошедших эпох и событий должно быть объективным, без предвзятости и огульного охаивания. Самое главное, судить о них вряд ли оправдано с точки зрения достижений и прогресса общества наших дней. Они несравнимы. Справедливое устройство сегодняшний общественной жизни не были характерными для того времени и той системы власти. Не следует сказанное понимать и так, что можно задним числом оправдать, к примеру, рабство, притеснение других народов, захватнические войны и многие другие антигуманные и бесчеловечные явления. Не может быть никакого оправдания и сталинской репрессивной системе, загубившей судьбы миллионов людей жестокой рукой именем государства, и «самого» народа. Впервые тогда появилось жуткое обвинение «враг народа». Среди множества публикаций на эту тему, достойное место заняли и очерки Аллаяра Чуриева, в которых автор с высоких требований нравственности, морали и гуманизма выражает свое отношение к тем событиям. Они написаны под впечатлением встреч с теми, кто испытал лично весь ужас сталинских тюрем, сибирских, воркутинских, магаданских и других лагерей смерти. В дальнейшей на основе этих публикаций были созданы автором книги, которые не возможно читать без волнения и душевной боли: «Йурек ятламасы» (1986г.), «Йурегин эмри билен»(1989), «Өмур кыссасы» (1991) «Бир сорагын 20 йыллык сутеми» (1994). Он пишет о душевных ранах народа, которые никогда не заживут, пока человек обладает даром памяти. В этой связи свидетельства тех, кто на себе испытал все «прелести» сталинизма, которые приводятся в книгах автора, представляют несомненный интерес в объективном анализе прошлого страны и осознании неоспоримых достижений нашего независимого государства в области прав и свобод человека. Горькая судьба известных политических и государственных деятелей, писателей, журналистов, изложенная в произведениях Аллаяра Чуриева глубоко взволновала общественность, отклики на них были опубликованы на страницах всесоюзной и республиканской печати. Люди писали в редакции и автору с благодарностью, что вернули из «вечного», забвения имена достойных сынов народа: Недирбая Айтакова, Гайгысыза Атабаева, Халмурада Сахатмурадова, Чары Веллекова, народных писателей Хыдыра Деряева и Берди Кербабаева, поэтов Шалы Кекилова, Ораза Тачназарова, Георгия Веселкова и других. Председатель союза писателей, народный писатель Туркменистана Курбандурды Курбансахатов отмечал в то время, что «публицистика увлекается порой частными случаями, не разрабатывает глубоких проблем. Тут надо, правда, отметить добрую работу А. Чуриева, который возвращает нам забытые имена, очищает их от скверны ложных обвинений. Низкий ему за это поклон». Вместе с тем, эти публикации кое- кому оказались не по нутруи в первую очередь, родственникам и еще живым, «доносчикам» и «стукачам: Газета «Советская культура» писала тогда, что Аллаяру Чуриеву пришлось, выдержать ярую, вплоть до угроз, атаку тех, кто очень хотел бы утаить правду». В этой связи примечательно, мнение известного писателя Бориса Олейника о том, «что народ должен знать не только имена героев, но и доносчиков всех мастей и рангов. Он считает, что это остановит тех, «кто собирается взяться за это грязное предприятие». Кстати, одним из первых решений нашего независимого государства было не рассматривать на всех уровнях власти анонимные, клеветнические письма злопыхателей и так незабываемых «доброжелателей». И сегодня, не забывая, о многочисленных жертвах сталинизма вряд ли следует погружаться в бесплодную тоску и печаль. Наш народ, переживший эти и другие страшные бедствия, выпавшие на его долю в прошлом должен был сплотиться во имя новой жизни, которая начала свой отчет с приобретением независимости, в эпоху нового Возрождения и великих преобразований. Аллаяр Чуриев за серию историко- публицистических работ был награжден в 1988г. Почетным дипломам Союза журналистов СССР. Он стал лауреатом молодежной премии Туркменистана и был выдвинут на присуждение премии имени Махтумкули. Активная жизненная позиция журналиста Аллаяра Чуриева ярко проявилась во время бурных перемен в жизни общества в период так называемой «перестройки» и распадам СССР. В многочисленных статьях на злобу дня автор показывает, как черствеют души людей, неготовых принять новые веяния, выводящие страну из тупика. Подверженными нравственной коррозии оказались и значительная часть руководителей партийных и других органов. Многие из них стали «мздоимцами, окружили себя подхалимами, превратились в неисправимых бюрократов». Все это и многое другое привело в конечном итоге к исчезновению с политической арены страны КПСС. («Друзья познаются в беде» -газета Вечерний Ашхабад. В статье «Адам бол», опубликованной в газете «Сохбетдеш» он страстно пишет о необходимости сохранятьчеловеческое достоинство в любой ситуации, в радости и горе. В другой статье «Открой сердце настежь»(«Туркменская искра») он выступает против всего того, что не отвечает духовным традициям народа, приведших к тому, что люди «как-то отдалились друг от друга, растет преступность, жестокость. Ложь, двуличие, полуправда пускают корни». Он страстно призывает людей быть честными и самоотверженно трудится на благо Родины, свято соблюдать нравственные традиции народа, жить в мире и согласии со своей совестью, «открыв сердце настежь» людям доброй воли. Аллаяр Чуриев известен в мире поэзии, как талантливый и самобытный поэт. Свое кредо в этой сфере, он попытался изложить в одном из своих рубаи, написав, что «в стихах его жизнь» и «мечта его», «Уму разуму учу, кто нуждается в нем», а «глупому советы не к чему» - заключает он. Главным в поэзии является её содержательность, что в известной мере зависит от того, что имеет за душой сам поэт, от его мировоззрения, нравственных принципов и мастерства. Ведь стихотворение, после его появления на свет, живет своей самостоятельной жизнью, оказывая прямое воздействие на умы и сердца людей. Об этом никогда не забывает Аллаяр Чуриев. Его первое стихотворение было опубликовано еще в школьные годы в детской газете «Мыдам тайяр». Наиболее ярко стало провлятся страсть к поэзии у него уже в годы студенчества в Туркменском государственном университете имени Махтумкули. Именно в это время он пишет, ставшие популярными стихотворения «Гел, обамын ләлеси», «Аладачыл адам», «Нәзине ярым», «Достума», «Йурегим» и другие. Это было время бурного развития творчества известных туркменских поэтов Керима Курбаннепесова, Мамеда Сеидова, Ата Атаджанова и других, оказавших огромное влияние на Аллаяра Чуриева. Это было то время, когда в общежитии университета происходили творческие встречи молодых, ставших позже популярными, талантливыми поэтами Курбанназара Эзизова, Халила Кулиева однокурсника, ныне народного писателя Туркменистана Атамурат Атабаева, Оразкули Аннаева, Хемра Широва, Тиркиша Садыкова. Приходил к Аллаяру Чуриеву в то время и молодой композитор Байрам Худайназаров, создавших совместно с ним популярную песню «Гел, обамын ләлеси». В дальнейшем они создадут немало прекрасных песен. Со временем тематика поэзии поэта расширяется. Он умело и талантливо пишет о красоте родной земли о славных и добрых делах, традициях древнего туркменского народа, пытается ответить на вечные вопросы добра и зла, - любви и дружбы, ратует за нравственную чистоту помыслов и дел туркмен. Ярким примером тому являются его стихотворения вошедшие в сборники: «Тазе овусгин», «Гара-Гумун гуллери», «Совгат», «Алты айдым», «Аркадагым», «Достлук» и многие другие, созданные им в различные годы. В 1982 появляется его первый сборник стихов для детей среднего и старшего возраста. С интересом были встречаны любителями поэзии его поэтические сборники: «Берекет» (1986г.), «Земиниң овазы» (1989) Страсть к песенному творчеству, возникшая еще в студенческие годы получила дальнейшее развитие, когда начал он сотрудничать с известными композиторами – Вели Мухатовым, Ата Эсадовым, Ашир Кулиевым, Нуры Мухатовым, Дурды Нурыевым, Реджепом Реджеповым,. Гурбандурды Чарыевым, Гурбанмурадом Нобатовым и другими. В результате тесного творческого сотрудничества было создано более 250 песен. Их сегодня исполняют известные певцы и самодеятельные артисты на торжественных мероприятиях, семейных торжествах, свадьбах и по телевидению и на радио. Популярные эстрадные артисты Аннаберди Атданов, Гулҗан Хуммедова, Айдогды Курбанов и другие увлечению и от души исполняли его песни: «Даглы гыз», «Сен айдымың ашыгы», «Дамҗалар», «Чыралар» «Деңиз Гушум» и другие По итогам песенного конкурса «Алтын Асыр» (2001) он был премирован ценным подарком Президентом Туркменистана. В эпоху культурного и духовного Возрождения Туркменистана значительно возрос интерес людей к творческому наследию классиков литературы Востока. Бесценные творения Рудаки, Навои, Джами, Ниязи, Бабура, Хафиз, Авиценна, Махтумкули и Омара Хайяма оказались очень востребованными. Глубоко изучив их творческое наследие, Аллаяра Чуриев сам начинает писать в одном из сложнейших жанров стихосложения, каким является рубайат. В краткой и емкой форме, в рубаи вкладывается глубокий смысл и объективные обобщения, иносказательно утверждаются вечные истины, «называя одно, говорят о другом и указывая на частности высвечивают целое», что способствует полному самоутверждению автора. Чтобы передать двуплановость содержания, в символической, аллегорической форме видение мира и жизни, нравственно- этические и мировоззренческие понятия и истины нужно обладать талантом и мастерством. Искусством такой техники стихосложения Аллаяр Чуриев добился немалым трудом и старанием. Сегодня его рубаи печатаются на страницах газет и журналов. Им создано почти полутора тысячи рубаи. Тематика их разнообразна. Он пишет о том, что его беспокоит, делится своими мыслями и пониманием добра и зла, излагает свое видение окружающего мира и себя в нем. Поэт призывает бережно относится и вековым, прогрессивным традициям и добрым обычаям народа, уважать славную историю Родины и делать все для ее процветания, экономического и духовного Возрождения. В мире «Страсти кипят, нет покоя нигде, сожалея о том, что он радуется тому, что «Лишь у нас места нет раздорам, беде». Поэт пишет о высоких принципах дружбы народов и в мыслях не допускает ущемления прав и свобод других народов и национальных меньшинств, проживающих в Туркменистане. Он помнит мудрые слова отца известного в округе аксакала Чури Чарыева о том, что для дружбы национальность не имеет значения, друг должен быть человеком в высоком смысле этого слова. Он сожалеет, что порой возникает недружественные отношения даже между близкими родственниками, что не отвечают вековым традициям туркменского народа. Аллаяр Чуриев , как творческая личность, в полной мере испытал радость создания произведений тепло принятых народом. Были, конечно, огорчения и печали, испытал все трудности своего времени. В своих произведениях он выражает гуманистические идеи туркменской литературы, творческие традиции и неразрывную ее связь с народом, способствует гармоничному развитию личности, воспитанию ответственности людей за все то, что происходит в стране. Происходит же сегодня что-то очень важное. Иницированые Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердимухамедовым великие преобразования в эпоху нового Возрождения преобразили Отчизну, люди становятся все чище, нравственно богаче и уверены в завтрашнем дне. Аллаяр Чуриев, как пишет российский поэт Сергей Воронов, переводчик его стихов, «всегда в ответе перед совестью и не уходит от грозных вопросов нашего времени». К.Х.Агалиев, литературовед, кандидат исторических наук. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |