23:05 Рудник Арпаклен | |
РУДНИК АРПАКЛЕН
Edebi makalalar
… Ты проедешь Сумбар И в полуночный пар Ты минуешь рудник Арпаклен И пройдешь по хребту Через всю высоту, Сквозь луга и сквозь каменный плен. Это строки из стихотворения «В ущелье Айдере» замечательного советского поэта Николая Тихонова. Любители поэзии знают и о том, что посвящены эти стихи поэту Владимиру Луговскому, также побывавшему в наших краях. Айдере – название хорошо известное многим моим землякам-каракалинцам. Но где же он, Арпаклен? Об этом не раз спрашивали меня юные читатели. В самом деле, название это почти стерлось из памяти. Сегодня о руднике Арпаклен знают немногие – в основном представители старшего поколения. Между тем, в тридцатых годах о руднике Арпаклен в Туркменистане знал каждый. И неспроста Николай Тихонов воспел его в своих стихах. Весной тридцатого года, будучи в Кара-Кала, он специально заезжал в Арпаклен. Тогда на руднике только еще начались работы, и имел он не только огромное значение для народного хозяйства нашей страны, но и стал символом содружества горняков братских республик и Туркменистана, живым воплощением помощи русских ученых молодой республике. … В 1928 году Среднеазиатской геологоразведкой были в первые проведены поисковые работы в районе Кара-Кала. А спустя три года после этого сюда – тоже впервые – была направлена геологическая экспедиция. Стоял морозный февральский день. В то утро на автомашине отправился из Кызыл-Арвата в Кара-Кала подтянутый, аккуратно одетый человек с острой бородкой клинышком. Это был академик Александр Евгеньевич Ферсман. С не раскрываемым любопытством разглядывал он очертания дороги. Наконец, прибыли в Кара-Кала. Здесь гость пересел на коня и отправился с проводником в сторону Арпаклена. Глубокое ущелье разрезало отроги Копет-Дага. Здесь можно было встретить, пожалуй, все дикорастущие субтропические растения юга. А высоко вверху чернели голые вершины гор. Длинные не ровные полосы рудных пластов вились по отрогам гор. Белая чистая руда составляло основу этих жил. Это был сернокислый барий, витерит – очень редкий минерал. А между тем этот минерал необходим для многих отраслей народного хозяйства. Через два дня ученый возвращался назад. По пути он обогнал длинный караван верблюдов. Плотно сотканные чувалы на их спинах были наполнены витеритовой рудой. Мягкие подошвы животных тяжело ступали по влажной, прохладной земле. Колокольчик на шее последнего верблюда радостно звенел: везем, везем важный груз… Оставив в Москве другие важные дела, академик приехал в Туркмению специально для того, чтобы взглянуть на рудник своими глазами. Советской стране, устремленной к высотам первых пятилеток, не хватало сырья для химической промышленности – барита и витерита. Графство Норфольк в Англии считалось в то время единственным местом на планете, где добывалось это сырье. И вот перед геологами нашей страны была поставлена государственной важности задача – отыскать руды, содержащие бариевые соли! Поиск увенчался успехом. В районе Кара-Кала и Нохура, между Арпакленом и Кизил-Арватом геологи обнаружили 60 месторождений барита и витерита, сконцентрированных главным образом в третье гряде Копет-Дагского хребта. Месторождения были отделены друг от друга двумя ущельями. Северный участок, как определили геологи, характеризуется преимущественно витеритами, южный –баритами. Комиссия запасов Средазразведки утвердила запасы руд по четырем наиболее разведанным месторождениям: Аккая, Кургун-Даш, Арпаклен, Куру-Чай. К промышленной добыче витерита приступили с 1930 года, барита – годом позднее. Много интересного удается узнать, перелистывая пожелтевшие от времени архивные документы, хранящиеся сегодня в Государственном архиве республики. Вполне можно, к примеру, мысленно воссоздать картину работ, пробудивших к жизни этот некогда безвестный горный уголок. Из Туркмении в то время была даже отправлена пробная партия витерита – 150 тонн – на экспорт в Америку. Сохранились в архиве и телеграммы, касающиеся состояние работ на руднике. Две из них приведем до словно. «Уполнаркомтяжпром. Для доклада председателю СНК ТССР тов. Атабаеву. Просим срочно сообщить, какие меры вами приняты к удовлетворению просьбы Арпакленскихбарито-витеритовых рудников по их телеграмме 9 сентября об отпуске авторезины и смазочного материала». «Москва: Наркомтяжпром. По состоянию на первое ноября на Арпакленскихбарито-витеритовых рудниках скопилось не вывезенный руды 6418 тонн. Остаток значительно превышает прошлогодний. Наличный транспорт не обеспечит успешный вывоз. В целях усиления работы Совнарком просит выделить рудникам дополнительно в первом квартале 1935 года минимум пять новых автомашин, также отпустить ассигнования, оборотные средства для организации ремонтных мастерских Председатель СНК ТССР Атабаев, 10 декабря, 1934 года». Коротки, лаконичны тексты телеграмм. Но из них ясно - за состоянием дел на руднике следил лично КайгысызАтабаев, огромную помощь в развитии молодой горнодобывающей промышленности республики оказывала вся страна. Ранее по непроходимым горным дорогам Арпаклена витерит и барит можно было перевозить только на верблюдах. Встал вопрос об автотранспорте – и, как ни было это трудно, молодая Советская страна выделила туркменским горнякам пять автомашин марки «АМО-З» и один трактор. Рудники, совсем как люди: у каждого свой срок жизни отмерен, порой и вовсе недолгий. Геологоразведочная партия Средазразведки пробурила на Арпакленском месторождении две скважины на глубину 80 и 200 метров. Однако каких-либо определенных данных о глубинном залегании витерита получено не было. Вывод был ясен: дальнейшие разработки вести здесь вряд ли целесообразно. И добыча витерита, за не имением разведочных полей, была прекращена. Частично эксплуатировалось еще несколько лет лишь месторождение Уч-Ятаг, где добыча руды шла открытом способом. Открытым способом поначалу добывался и барит. С 1933 года работы стали вести комбинированно – частично открытым способом, частично штольнями, из которых одна была пройдена 65, вторая – на 70 метров. Барит Арпакленского рудника отличался высоким качеством и исключительной белизной. … Прошли годы. От Кара-Кала до Арпаклена проложена теперь хорошая дорога. По ней может проехать автомашина любой грузоподъемности. Весной ущелье Арпаклена становится нарядным, изумрудно – зеленым. У горного родника таятся куропатки – кеклики. Чабаны и чолуки-подпаски гонят свои стада по отрогам гор Арпаклена. Любопытные подростки – всегда и все примечают. И удивляются: почему это так выщерблены кое-где участки земли? И тогда аксакалы рассказывают юным о том, что полвека назад в этих местах добывали руду. Нет, не зря нанесен был на карту рудник Арпаклен. Он хорошо послужил стране в годы первых пятилеток. Поэтому и помнят о нем люди. Поэтому каждый раз, оказавшись в этих местах, повторяю про себя любимые строки: Ты проедешь Сумбар И в полуночный пар Ты минуешь рудник Арпаклен… А.Чуриев. «Туркменская искра» 08.12.1985 год. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |