Сын туркмен КЕЙМИР
У нашего народа богатая история. На славных страницах этой богатой истории немало и бедственных моментов. Неудачи напряженных времен требуют появления в народе героев. Большое количество таких героев, сумевших встать на защиту своего народа, является основой его долгой жизни. Один из таких личностей – превратившийся в героя многих легенд Кеймир кёр. Народ никогда не забудет таких героев. В годы Независимости в прекрасном уголке нашей беломраморной столицы был создан “парк Независимости Туркменистана”. Установление статуи мужественного сына туркмен – полководца Кеймир сердара среди статуй достойных почтения личностей в этом парке является напутствием к началу нашей беседы.
Начнем нашу беседу о Кеймир сердаре, ссылаясь на историческую рукопись Суханберды Аннагурбанова “беседа Суханберды ага, повествование о текинских туркменах и других племенах”. В рукописи говорится о создании в XIV веке оседлого места обитания текинских туркмен в Каракумах. По описанию,в эту эпоху текинские туркмены начали присматриваться и бдительно защищать свои земли в пустыне Каракумы. В соседстве с Хорезмским ханством жили сплоченно и ладно. Справедливо возглавляя народ 35 лет, Довлетйяр хан отошел в мир иной. На его место предводителем кочевых текинцев избирается Аман хан. Во время правления Аман хана народ богатеет и живет в мире. Расширив свои земли, Аман хан долгое время стоит во главе народа. Когда Теймуриды шли завоевывать Хорезм (приблизительно 1372 г.), их путь лежал через земли Аман хана. Погрозив Аман хану, Теймуриды получили ответ такого содержания:
– Мы – туркмены, более века живущие в землях плодородного Каракума. Волки Каракумов. Мы согласовались и условились с правителем Хорезма, поклялись быть верными своему слову. Нарушивший слово останется без потомства. Мы боимся не столько политических угроз, сколько Аллаха, верных слов. У туркмен есть пословица “Плоть человека грешна (харам), клятва – чиста (халал)”. Мы не сможем переступить клятву.
Было понятно, что эти слова непременно приведут к войне. В Каракумах было кровопролитное сражение. Нанеся большие потери огромной по численности армии Теймуридов, верный своей клятве Аман хан погиб в одном из суровых боев. После завоевания Теймуридов Хорезма, поговаривают, что живших в пустыне Каракумы кочевых текинских туркмен сослали в местечко Такламекан в Китае.
В Нургарабаире, Кермене, на побережье Келиф-Узбоя, Антгуи (Афганистан), в общем, они на протяжении почти четырех веков живут вдали от родной земли своих предков. Когда они жили в Антгуи, приблизительно в конце XVII или начале XVIII века, в богатой семье Ходжанепес батыра рождается сын. За то, что он был третьим сыном в семье, его называют Тагандурды. По причине того, что они жили в надежде вернуться в родные земли предков,они считали этуссылку временной дорогой. Говорят, поэтому у него и было еще одно имя – Сапармаммет. Имена двух старших его братьев – Гызыл и Эмир. Имя младшего брата – Векиль. Также у него были две сестры. Их было пятеро детей. Род Тагандурды: туркмен – теке – утамыш – бахши – акдашаяк – гызыл. Тагандурды с 5-6 лет научился чтению и письму. У него была возможность читать исторические книги. Когда Тагандурды было 8-9 лет, Ходжанепес сердар задумывается о возвращении в родные края. Играя в детстве среди ребят с луками и стрелами, он получил травму, когда стрела попала ему в глаз. Эта травма левого глаза и стала причиной возникновения его прозвища Кеймир кёр. (кёр – слепой)
Туркменский род текинцев переселился из Антгуи в родные земли предков – в местечко Вас на территории Хивинского ханства.Из-за бедного состояния в период, когда еще не успели обжиться на новом месте поселения, поначалу они не смогли платить дань Хивинскому хану. Старейшинам пришлось идти к хивинскому хану для переговоров. По слухам, Кеймир собрался тогда идти с ними. Но они не желали брать с собой юношу. Несмотря на это Кеймир пошел за ними в след.
В тот раз ему посчастливилось попасть в поле зрения Хивинского хана. Не удовлетворившись ответами старейшин, желавших мягко уладить вопрос, он поинтересовался у них, нет ли другого «вразумительного человека». Затем они поневоле привели Кеймира. Ответы юнца на вопросы хан принял ближе, нежели ответы старейшин. Проще говоря, так как хан с пренебрежением обратился с укоризненными вопросами к пришедшим, он ждал от Кеймира ответа в таком же духе. Хану понравились способность юнца уверенноответить на столь прямые вопросы. Таким образом, сон Кеймира претворился в жизнь, и его зрелость утвердилась в глазах хана.
По слухам, заранее предвидевший свое ханство в Иране Недиргулы из гаджарских туркмен был в то время в плену в Хиве. Говорят, он был с Кеймиром, когда возвращался обратно из плена. Эта легенда совпадает с исторической действительностью. Родившийся в 1688 году и умерший в 1747 году Недиргулы, как и мечтал, стал в 1736 году и до конца своих дней шахом Ирана.
По народным сказаниям, когда Кеймир был ребенком, он получил благословение от святых и до конца жизни был окружен соратниками. Да, основное оружие Кеймир сердара в борьбе за свободу туркменского народа – это юмор, острота, иногда едкий и мудрый язык. Он мог разрешить безнадежно накаленные до пролития крови конфликты не оружием в руках, а силой умной речи. Он уже показал себя, когда был мальчиком. На замечание старших: «Сынок, а ты вырастишь очень пылким», он отвечал: «В этом мире надо быть пылким, или вообще не быть».
Всем известна неимоверная сила слова, языка. Словом можно рассмешить, можно и убить. Словом можно вылечить тяжелобольного. Слово, язык – данное всем богатство, но как его использовать? Есть техника использования слова. Грамотно, мастерски используя слово, можно открыть прочно закрытые двери человека. Кеймир сердар был уместно использующим речь, невероятно красноречивым и универсальным человеком.
Кеймир сердар служил народу в таких ответственных должностях:предводителем племени акдашаяк, следом – рода утамыш, затем главным полководцем Довлетмаммет Дуегоз ага, его помощником.
После двух-трех лет с переселения в свои земли из Хивинской территории дед Довлетмаммет Дуегоз обратился к нему: «С этого дня ты будешь руководить обществом». Когда Кеймир сказал ему о своей молодости, старейшина Довлетмаммет ага ответил: «Милостивый Аллах щедро наделил тебя всем необходимым для того, чтобы стоять во главе народа», –такими словами с молодости благословил его. Эти события произошли приблизительно в конце первой четвертиXVIII века. Серебряные украшения на пройме, базбенты Кеймир сердара были вшиты в его дон, куда насыпали родную землю. Когда погибают в сражении, эта земля внутри украшений посыпается на могилу погибшего. А внутренности украшений затем заполняются землей близ захоронения.
Корреспондент газеты “Нейтральный Туркменистан” И. Пасевьев беседовал с писателем Ата Дурдыевым о Кеймир сердаре. Оно было напечатано в выпуске 19 июня 1995 года под названием “Не обнажая сабли”. Также была напечатана еще одна его статья под названием “Народный герой” в выпуске 17 февраля 1996 года газеты “Вечерний Ашхабад”. В статьеподробно рассказывается о четырех нападениях иноземных захватчиков на туркменов голени, в которых на помощь пришли джигиты из других племен под предводительством Кеймира сердара, что и помогло отразить эти атаки. Тогда Кеймир сердарсобрал своих джигитов и сразу перед тем, как начать атаку, сказал: “Возвращайтесь сегодня по домам”. Когда такое обстоятельство повторилось несколько раз, один из джигитов поинтересовался о причине таких действий. Кеймир сердар ответил: “Среди нас может находиться вражеский шпион. Враг не должен знать, когда мы начнем атаку”. Ослабив таким способом бдительность врага и атакуя неожиданно, он добился победы в этих походах.
Академия Наук Туркменистана в 1992 году под редакцией академика Н.В. Атамаммедова напечатала книжку “Ханы и сердары туркмен”. На 51 странице этой книги говорится о том, что мужественный храбрец туркменского народа Кеймир сердар множество раз встречался с такими мыслителями, как Довлетмаммет Азади, Зенуби, Махтумкули Фраги; также отмечается, что этот сердар свершил многое для объединения и сплочения всех туркменских племен.
В один день Кеймиру приходит приглашение от Недира. Кеймир следует к Недиру. Недир радушно принял своего друга, который забрал его после освобождения от Хивинского плена. Недир спрашивает совет у Кеймира. Он говорит, чтосколько бы не ходил с походом в эти земли, никак не мог завоевать их из-за хорошозащищенного труднодоступногопрохода в горах. Кеймир посоветовал: «Это легко, нужно сорок хорошо вооруженных джигитов поместить в сорок сундуков, а их в двадцать инеров,и ступай в качестве торговца. Под вечер пройди через этот проход, сверни с дороги, расположись там спать. И до восхода солнца тихо секи саблей всех спящих сладким сном стражей». Прислушавшийся к совету Кеймир сердара, Недир завоевал эту неприступную область. Он снова отправляет приглашение своему другу. Кеймир сердар направляется в Иран. Хорошо встретив Кеймира, Недир с почестями принимает гостя. Сказав о том, что наконец завоевал непокоренный велаят, он вручил своему другу награду.
Численность скота во время правления Кеймир сердара невероятно возросла. Они расположились на лугах Чарва и Кямиль Балканских гор. Все племена туркменского народа считали Кеймир сердара своим аксакалом и покровителем.Он был защитником кочевников от Балкана до Сарыкамышской впадины, районов Васа, а также оседлых племен.Племена туркменсосредоточились вокруг Кеймира сердара. В вышеупомянутых статьях говорится о том, что об этом широко повествуется в научных работах Ата Джыкыева.А также в эпоху могущества и счастья ученики академика А. Джыкыева археолог Бяшим Аннагурбанов и другие, продолжив его научно-поисковые работы, часто выступают в прессе со статьями на эту тему.
Приблизительно в конце XVIII века в возрасте 76-77 лет Кеймир сердарпо воле милосердного Аллаха сделал той, гдесобрал старейшин и решил доверить свои полномочия помощнику Аннасеит векилю. В этом собрании Кеймир строго поручает своему продолжателю Аннасеит векилю равно и справедливо поместить все родовые ветви туркменского племени текинцев по селам Тогтамыш, далее Утамыш и в таком порядке вдоль 32 ручейков, стекающих с горАхала. Аннасеит векиль справедливо выполняет поручение Кеймир сердара. Таким образом, туркменское племя текинцев прочно обосновывается в землях своих предков. Приблизительно в конце XVIII века он переезжает со своими родственниками и другими кочевниками в Мангышлак и завещает, чтобы после смерти его предали земле на кладбище, где похоронен сын Салыр Газана Текемухаммет. Там он и отправился на тот свет.
Кеймир сердар был белокурым, светлолицым, с красными венами в глазах, кареглазый, с острым взглядом, с широкой шеей, большой вытянутой головой, губастый, широкоплечий, широкой кости, крепкий, с львиным сердцем, мудрым, мягким, длинноногим, чистосердечным, верующим, молящимся, статным, благородным, поэтичным, красноречивым, совершившим на ахалтекинском коне паломничество старейшиной. Кеймир сердар был исполином, способным помочь даже скачущему коню. Кеймир сердар выражал свои мысли поэтично, глубокомысленно в форме стиха.
Жену Кеймир сердара звали Мяхриджемал, у них был один сын и одна дочь. Сына звали Айназар, дочь –Айгуль. Айгуль часто звали Акыллыджа (умница).
Поэт-классик туркменского народа XVIII века Гурбанали Магрупы в знаменитом дестане «Довлетйар», где он описывает исторические события туркменского народа, широко воспевает героизм поколения Кеймир сердара.
Оставшееся поколение, родственники от пяти правнуков и детей братьев Кеймир сердара живут в жилищном комплексе Акдашаяк Рухабатского этрапа города Ашхабада, в этрапе Беркарарлык, в генешлике Арчман этрапа Бахарлы Ахалского велаята, в Тедженском этрапе, Марыйском велаяте и других уголках нашей страны.
Кеймир сердар – это посвятивший свою жизнь становлению Независимого, единого могущественного государства, объединению всех разрозненных туркменскихплемен и родов, мужественный, храбрый и мудрый сын туркменского народа. Основным оружием Кеймир сердара было его красноречие: он мог своим ораторским талантом, одаренностью без людских жертв и проливания крови разрешить многиебезысходные конфликты.
Известный историк по прозвищу «Вели архив» из села Яраджи этрапа Бахарлы Ахалского велаята Вели Комек оглы в своей исторической поэме «Гокдепе мукамы», посвященной 100-летию Гокдепинского сражения, приводит такие слова Кеймир сердара перед сражением: «Не забрав тысячу жизней, не отдам и одной».
Наш известный поэт, ветеран Отечественной войны 1941-1945 гг. Дурды Халдурды также упоминает в своем написанном в первый год войны стихотворении «Мы поколение храбрецов» героизм Кеймир сердара.
Как мы упоминали в начале, в годы Независимостибыло проделано много работ для увековечивания имени Кеймир сердара. Было присвоено имя Кеймира сердара улице в жилищном комплексе Акдашаяк Рухабатского этрапа и этрапа Беркарарлык, нефтяной скважине и вулкану в этрапе Эсенгули Балканского велаята. Посеянный Кеймир сердаром осокорник в этрапе Сакарчага Марыйского велаята называетсяосокорником Кеймир кёра. Спектакль «Кеймир кёр» народного писателя Туркменистана Гараджа Бурунова на протяжении многих лет не сходит со сцены театров. Радиоигра «Кеймир Кёр» на туркменском радио удостоилась любви многих слушателей. В настоящее время ведутся соответствующие работы по присваиванию имени Кеймир сердара одной из воинских частей нашей страны.
Установленная среди статуй бравых героев статуямужественного сына туркменского народа Кеймира сердара в “парке Независимости Туркменистана”, который расположен в прекрасном уголке нашей столицы Ашхабадав городке Берзенги, является примером гордости для поколений.
Чарымырат ГАРАХАНОВ,
подполковник запаса.