21:33 Народный комиссар | |
НАРОДНЫЙ КОМИССАР
Taryhy makalalar
Сегодня, в день рождения ТССР, мы предлагаем читателям рассказ о том, какие задачи стояли перед народными комиссарами молодого Советского Туркменистана в первые годы становления республики, в частности в деле организации культуры, народного образования. Б.Перенглиев разделил и радостную, и горькую судьбу своих соратников – Айтакова, Паскуцкого, Атабаева, Халмурадова. Восстанавливая славные имена сынов ленинской партии, мы видим преемственность их дел с нашими. Это проявляется даже в том, что вновь, на 64-м году жизни республики, мы вернулись к образованию Министерства народного образования – по своим целям и задачам в основе адекватному первому формированию в ТССР – Комиссариату по народному образованию. 31 декабря 1924 года в Полторацке начал свою работу I Всетуркменский съезд учителей. С докладами о внутренней и внешней политике страны и насущных задачах выступили Н.Айтаков и Н.Паскуцкий. Доклад о развитии народного образования сделал комиссар по народному образованию Б.Перенглиев. Нелегкая трудная задача стояло перед молодой Туркменской республикой: в кратчайший срок ликвидировать неграмотность и вывести народ из темноты к вершинам социально-культурного прогресса. Этой проблема придавалась очень важное значение. Не случайно вопроса образования были вынесены на повестку дня первых съездов Советов и Компартии Туркменистана. В докладе на I Всетуркменском съезде Советов Б. Перенглиев, в частности отметил: - В 1911 году во всей Закаспийской области было всего 42 учебных заведения. Среди них… У русско-туземных школах, в которых могли бы учиться туркмены. Если в то время на нужды образования ассигновалось 400 тысяч рублей, то на развитие русско-туземных школ всего – 17 тысяч. Как же дела обстояли после установления Советской власти? Отвечая на этот вопрос, докладчик привел следующие цифры: «К 1 декабря начали функционировать более 30 школ для местного населения. Но, хотя все они и обеспечены педагогическими кадрами, учебниками, школами в полном смысле этого слова называть их ещё рано. Много нерешённых проблем. Например, при открытии школы в местечке Геокча - Гипчак Полторацкого округа обучалось всего лишь 15 детей, затем их число достигло 100. Сколько же человек стоит в очереди – они не в состоянии были приступить к занятиям из-за нехватки помещений. В своем докладе Б.Перенглиев особо подчеркнул сельских учителей как носителей и пропагандистов новой социалистической культуры…. Народный комиссар почти каждый месяц выезжал в разные уголки республики, чтобы оказывать помощь в организации Народного образования на местах. И с каждым разом все убеждался в необходимости подготовки педагогических кадров. Этой важной проблеме был посвящен и его доклад на втором объединенном пленуме ЦК КП(б)Т и ЦКК, состоявшемся 15 апреля 1925 года, где шёл обстоятельный разговор о проблемах образования населения молодой республики. Он отметил, что плану, утверждённому комиссариатом по народному образованию, открываются летние трёхмесячные курсы для сельских читателей. В них обучаются 160 человек, в том числе в Полторацке – 60, Ленинске (Чарджоу – А.Ч) – 45. Также состоятся выпуски учителей в инпросах Ташкента и Ленинска, Полторацком педагогическом техникуме. При обсуждении доклада первым выступил председатель союза «Кошчи» Сапар Аманеков. Пока еще рано говорить о качестве обучения в школах, - отметил он. – Более того, из-за отдаленности школ многие родители отказываются посылать детей на учебу. Надо больше вникать в состояние дел на местах, учитывать конкретные ситуации». - А может, все дело повышения квалификации учительские кадров сосредоточить в Полторацком? – предложил секретарь ЦК партии Халмурад Сахатмурадов. – Так бы мы имели большие возможности оказывать политические влияние на формирование учительства, определять задачи, стоящие перед ними. Да не помешало бы и личное знакомство с учителями… - Почему-то мы обходим стороной вопросы обучения детей чабанов, - подчеркнул председатель ЦИК ТССР Недирбай Айтаков – О них пока не проявляется должной заботы. А ведь много людей проживают в отдаленных местах. Судя даже по приведенной стенограмме, много проблем стояло перед Б. Перенглиевым. Помимо открытия новых школ, подготовки педагогических кадров надо было еще заниматься поисками юношей и девушек местной национальности для обучения в учебных заведениях центральных городов страны, подготовкой национальных кадров для открываемых туркменских товаров, организацией работы новой киностудии «Туркменфильм», выпуском новых школьных учебников, переходом на новый алфавит. Об этом свидетельствует переписка Б.Перенглиева с руководителями республики. … Недавно я встретился с дочерью Бяшима Перенглиева. Дилара Непесова – медицинский работник, заслуженный врач республики. - Как жаль, что отец не дожил до наших дней, - с грустью говорит она. – Как счастлив был бы, увидев, что дело, за которое он боролся, восторжествовало. Что и говорить, не зря прожила жизнь и Зухра-эдже, исполнила наказ мужа: двух дочерей и сына вырастила и воспитала, вывела в люди. Ими гордится. Сын Азат стал кандидатом технических наук, многие годы работал заместителем председателя Госплана республики. Всем взял, а вот суждено было ей, матери, пережить сына – схоронила несколько лет тому назад. Весь в отца – неугомонным был… … Оживают в памяти события шестидесятилетней давности. В то время она учительствовала в Мары. Тогда то и познакомилась с Бяшимом. Полюбили друг друга, отпраздновали свадьбу. Потом переехали в Ашхабад, где Бяшим стал работать в Центрано, возглавлял его. Помнит, с какой радостью рассказывал муж о том, что скоро настанут важные события и Туркмения станет республикой. Было это уже в 1924 году. Бяшим был занят делом, редко бывал дома, все время – на работе. Жили они тогда на перекрестке улиц имени Карла Маркса и Докторской, в большом доме. Три семьи обитали в нем Бяшима Перенглиева, Берды Кербабаева и Сахатмурада Овезбабаева. Жили дружно, в согласии, как одна единая семья. Члены этих трех семей и были первыми читателями и ценителями стихов будущего аксакала туркменской литературы. В литературных спорах деятельно участвовал и ставший вскоре первым народным комиссаром по народному образованию молодой туркменской республики Бяшим Перенглиев. В ту пору ему было всего 26 лет… Да, свершилось то, о чем мечтал народный комиссар Бяшим Перенглиев, чему он отдавал все свои силы и энергию. Ныне Советский Туркменистан – республика сплошной грамотности. Дети и внуки забитых дайхан достигли вершин социального прогресса. И весомый вклад в дело народного просвещения внес Бяшим Перенглиев. Коротким оказался его жизненный путь. В годы репрессий по гнусному доносу он стал жертвой произвола. Память о нем не померкнет никогда. А.Чуриев. «Туркменская искра» 27.10.1988 год. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |