22:46 Уникальный архитектурный памятник | |
Туристическая карта Шёлкового пути
Hekaýalar
▶Уникальный архитектурный памятник Западный Туркменистан чрезвычайно богат артефактами - свидетелями расцвета и угасания Великого Шелкового пути. В ряду памятников той эпохи выделяются развалины городищ и культовых сооружений Дехистана (Машат-Миссериана) – государства существовавшего в 8-15 веках нашей эры. До наших дней сохранились минареты и мечети Султана Мухаммета ибн Текеша Хорезмшаха, Машат ата (Ширбекир ата), а также мавзолеи Овезберды шыха, Магтым Мугаззема, Шых Атара и остатки других сакральных зданий. Живописные руины пользуются вниманием не только ученых-археологов, но и краеведов, туристов из числа наших соотечественников и гостей Балканского велаята. В 38 километрах к западу от Балканабата находится разрушившийся от времени караван-сарай «Таш-Арбат». Места здесь дикие, усеяны множеством огромных шарообразных камней и мало приспособленные для жизни. Требовалось чрезмерное искусство, чтобы вырыть в каменистом грунте колодец глубиной до 40 и более метров. Если бы ни родник, по имени которого был назван постоялый двор на тракте Великого Шелкового пути, то вряд ли бы тут осели люди. Но они появились: вырыли колодец с обильной водой, обустроились, обзавелись хозяйством и торговым домом-гостиницей «Таш-Арбат» на столбовой дороге. Здание караван-сарая почти примыкала одной стороной к одинокой скале, выступающей из-под земли вблизи невысокого горного хребта. Это наталкивает на оборонительное назначение старинного сооружения, что вполне оправдано требованиями безопасности, предъявляемыми в то время к гостиным дворам. Караван-сарай построен в традициях средневекового туркменского зодчества. В нём рационально сочетаются относительно толстые стены и признаки фланговых башенок по углам здания для отражения врагов с просторными гостевыми комнатами и складскими помещениями для хранения товаров. Таш-Арбат считается археологическим памятником полукочевого образа жизни туркмен. Ему посвящено множество научных трудов и легенд. До сих пор ученые и любители старины стараются объяснить возникновение караван-сарая в уединенном и удивительном по ландшафту месте и столь же загадочное его исчезновение. По бытующему среди местных жителей древнему преданию, объясняющему природу странных камней у родника Ташарбат, здесь, в незапамятные времена, произошла битва между местным племенем и полчищами врагов. Силы были не равны, и «ташарбатцы» обратились к небу за помощью. И небеса внемли их молитвам, ответив на призыв бурным ливнем и сокрушительным молниями по врагу, превратив их в один миг в гигантские голыши. По авторитетному мнению, обширные поля и гряды сферических образований – шаровидных конкреций образованны из осадочных пород на дне доисторического океана Тетис, который 65-25 миллионов лет назад покрывал территорию нынешнего Балканского велаята. Для караван-сарая «Таш-Арбат» чудные камни служили дополнительными укреплениями, которые надёжно охраняли от набегов вражеской конницы. В то время по дорогам Великого Шёлкового пути шли богатые и многочисленные караваны из Китая в Европу и в обратном направлении через Куняургенч, Амуль, Мерв, Нису, Аннау, Алтын-депе, Парау, Мешед-Месриан и другие города древнего и средневекового Туркменистана. Заворачивали они на постой и в Таш-Арбат. Первые письменные упоминания о нём обнаружены в 1871-1872 годах. Исследователи утверждают, что ещё в 19-м столетии поселение в местечке Ташарбат было обитаемо. Караван-сарай служил безопасным кровом и местом отдыха для верблюжьих караванов, груженных экзотическими товарами Востока. Дорожная гостиница «Таш-Арбат» считалась у купцов настоящим чудом на трассах Великого Шёлкового пути, лучшим из убежищ, которому приписывали сверхъестественные свойства. Описывая караван-сарай, учёные использовали слово «ташрабат», что с арабского означает каменный «укрепленный лагерь» или каменное «предместье», а не древнетюркское выражение «ташарбат», сохранившееся в диалекте местных жителей как «каменная женщина». По народным сказаниям, на месте, где потом возвели караван-сарай «Таш-Арбат», от которого сейчас остались одни руины, стояло богатое кочевье. В нем жила обладавшая тайными знаниями прекрасная девушка, дочь старейшины племени – гордость и слава всего рода. Случилось, однако, что её увидел предводитель чужеземного войска, влюбился в неё и предложил через сватов стать его женой. Девушка, имевшая в сердце избранника из своего племени, отказали вождю грозных воинов. Завязалась сражение. Исход её долго колебался на весах победы то в одну, то в другую сторону. Видя, что враги побеждают, красавица, ставшая не по своей вине яблоком раздора и причиной гибели своих родичей, поднялась на скалу, у подножия которого бил родник. Она воздела руки к небу и обратилась со страстной мольбой к Всевышнему спасти её племя и тут же обратилась в лебедя. Царственная птица взмахнула белыми руками-крыльями и улетела в сторону моря. Увидев это, неудачливый жених, потерявший интерес к битве, дал себе на погибель сигнал к отступлению. Воодушевленные этим родичи красавицы усилили натиск и разгромили врага. В честь самоотверженной пери, даровавшей им спасение и победу, они дали садака и назвали скалу и родник у её подножия Ташарбатом, или «Каменной девой». С тех пор туркмены считают большим грехом охоту на лебедей и принимают это табу как священный завет предков. Шахимердан Сары Оглы, писатель. | |
|
√ Goýunçy / bolan waka - 25.06.2024 |
√ Gürp / hekaýa - 08.09.2024 |
√ Aýakýalaňaç oglanjygyň janyndan syzdyryp aýdan sözleri / hekaýa - 15.10.2024 |
√ Haýsy gowy? / Gündogar hekaýaty - 05.03.2024 |
√ Bugdaý sümmül bolanda / hekaýa - 14.10.2024 |
√ Gurban garawul / hekaýa - 07.09.2024 |
√ Leýlanyň taryhy / hekaýa - 11.01.2024 |
√ Meniň ýyldyzym / hekaýa - 07.09.2024 |
√ Nälerkerde / ajy hekaýat - 14.09.2024 |
√ Halasgär barsyň hamy / hekaýa - 24.06.2024 |
Teswirleriň ählisi: 0 | |