23:15 Нормандец / новелла | |
НОРМАНДЕЦ
Hekaýalar
Полю Алексис. Мы выехали из Руана и покатили рысью по Жюмьежской дороге. Легкая коляска неслась по лугам; затем лошадь пошла шагом, взбираясь на холм Кантелё. Отсюда открывается один из великолепнейших видов в мире. Позади нас — Руан, город церквей с готическими колоколенками, похожими на точеные безделушки из слоновой кости; впереди — Сен-Севэр, фабричное предместье, которое возносит к небу сотни дымящих труб, как раз напротив сотен колоколенок старого города. Здесь — шпиль собора, одного из высочайших памятников человечества; там — его соперница, паровая водокачка "Молния", столь же высокая и на один метр выше самой огромной из египетских пирамид. Перед нами развертывалась покрытая рябью Сена, усеянная островками, окаймленная справа белыми скалами, заросшими на вершине лесом, а слева — необозримыми полями, замыкавшимися вдали, на горизонте, другим лесом. Кое-где вдоль высокого берега широкой реки стояли на якоре большие суда. Три огромных парохода шли гуськом по направлению к Гавру; целая группа судов, состоящая из трехмачтовика, двух шхун и брига, поднималась к Руану, следуя на буксире за маленьким пароходом, изрыгавшим облака черного дыма. Мой спутник, местный уроженец, почти не смотрел на этот захватывающий пейзаж, а только все улыбался, словно смеясь своим мыслям. Вдруг он промолвил: — Ах, вы сейчас увидите кое-что забавное — часовню дядюшки Матье. Вот, друг мой, диковинка!.. Я взглянул на него с удивлением. Он продолжал: — На вас пахнет таким нормандским букетом, что вы долго его не забудете. Дядюшка Матье — самый типичный нормандцу во всем этом крае, а его часовня — одно из чудес света, ни более, ни менее; но сначала я должен дать вам некоторые пояснения. Дядюшка Матье, которого прозвали также "Дядей Выпивалой", — это унтер-офицер в отставке, вернувшийся на родину. Он изумительно соединяет в себе балагурство старого солдата с мелочной хитростью нормандца. Приехав в родные места, он благодаря многочисленным связям и невероятной ловкости сумел получить место сторожа при чудотворной часовне, при часовне, покровительствуемой святой девой и посещаемой преимущественно беременными девушками. Он окрестил чудотворную статую в часовне "богоматерью брюхатых" и говорит о ней с несколько насмешливой фамильярностью, отнюдь не исключающей уважения. Он сам сочинил и напечатал особую молитву к пресвятой деве. Эта молитва — шедевр бессознательной иронии и нормандского остроумия, в которой насмешка соединяется со страхом перед святостью, с суеверной боязнью тайных сил. Он не слишком верит в свою покровительницу, однако же из осторожности немного верит и из расчета бережет. Вот начало этой поразительной молитвы: "Добрая владычица наша, дева Мария, покровительница девушек-матерей нашей страны и всей земли, спаси свою рабу, согрешившую по оплошности". Молитва кончается так: "Не оставь меня своим заступничеством перед святым своим супругом и моли господа отца нашего, чтобы он даровал мне доброго мужа, подобного твоему''. Эта молитва, запрещенная местным духовенством, продается дядюшкой Матье из-под полы, и считается, что она помогает тем, кто благоговейно читает ее. Вообще он говорит о пресвятой деве, как камердинер грозного государя о своем господине, который доверяет ему все свои маленькие интимные тайны. Он знает о нем множество занимательных историй и шепотом рассказывает их приятелям после выпивки. Впрочем, вы увидите сами. Доходы со святой девы казались ему далеко не достаточными, — он прибавил к главной своей заступнице еще и святых. Они у него имеются все или почти все. Ввиду того, что в часовне тесно, он поместил их в сарайчике, откуда выносит их, как только потребует верующий. Он сам вырезал эти невероятно смешные деревянные фигурки и выкрасил их ярко-зеленой краской в тот год, когда красили его дом. Вы знаете, что святые вообще исцеляют от болезней, но у каждого из них есть своя особая специальность; здесь никак нельзя ошибиться или смешать их друг с другом. Они завистливы и ревнивы, как плохие актеры. Чтобы не оплошать, старушки советуются с дядюшкой Матье: — От ушных болезней какой святой получше? — Тут хорош святой Озим; недурен также и святой Памфил. Но это еще не все. У дядюшки Матье много свободного времени, поэтому он пьет, но пьет художественно, убежденно и так обстоятельно, что пьян каждый вечер. Он пьян, но сознает это, и сознает настолько ясно, что ежедневно точно отмечает степень опьянения. В этом и состоит его главное занятие; часовня занимает второстепенное место. Он изобрел — слушайте хорошенько и обратите на это внимание, — он изобрел пьяномер. Самого измерительного прибора не существует, но наблюдения дядюшки Матье так же точны, как наблюдения математика. От него то и дело слышишь: — С понедельника я ни разу не перешел за сорок пять градусов. Или: — Я был между пятьюдесятью двумя и пятьюдесятью восемью. Или: — Я, несомненно, дошел до шестьдесят шестого или даже до семидесятого. Или: — По глупости я считал себя в пятидесяти, как вдруг замечаю, что я в семидесяти пяти! И он никогда не ошибается. Он утверждает что никогда не достигал полных ста градусов, но так как он сам признает, что наблюдения утрачивают точность при переходе за девяносто, его утверждениям и нельзя верить безусловно. Когда дядюшка Матье говорит, что перешел за девяносто, будьте уверены, что он был вдребезги пьян. В этих случаях жена его, Мели, — тоже своего рода редкость — приходит в безумную ярость. Она ожидает его возвращения у двери и встречает ревом: — Наконец-то явился, негодяй, свинья, пьяница! Тогда дядюшка Матье, уже не смеясь, вооружается против нее и говорит строго: — Помолчи, Мели, теперь не время разговаривать. Подожди до завтра. Если же она продолжает кричать, он подходит к ней, и голос его дрожит: — Не ори, я в девяностом и уж больше не меряю; берегись, вздую! Тогда Мели бьет отбой. Если на следующий день ей вздумается вернуться к этому вопросу, он смеется ей в лицо и отвечает: — Ну, ну, будет! Довольно поговорила, дело прошлое. Пока я не дохожу до ста градусов, не беда. Вот если перевалю за сто, бей меня, позволяю, честное слово! Мы достигли вершины холма. Дорога углублялась в дивный Румарский лес. Очень, чудная осень смешала свой пурпур и золото с последней зеленью, хранившей еще свою свежесть; словно капли расплавленного солнца излились с неба на лесную чащу. Мы проехали Дюклер, и тут, вместо того чтобы продолжать путь на Жюмьеж, мой приятель свернул влево, на поперечную дорогу; мы въехали в лесок. Вскоре с вершины высокого холма перед нами снова открылась великолепная долина Сены и извилистая река, вытянувшаяся внизу у наших ног. Направо, прислонясь, к хорошенькому домику с зелеными ставнями, увитому розами и жимолостью, стояло крохотное здание под шиферной крышей, увенчанное колоколенкой вышиной с зонтик. Чей-то низкий голос воскликнул: "Вот и дорогие гости!" — и дядюшка Матье появился на пороге. То был человек лет шестидесяти, худой, с седой бородкой и длинными седыми усами. Мой товарищ пожал ему руку, представил меня, и Матье ввел нас в прохладную кухню, служившую ему также столовой. — У меня, сударь, нет богатых хором, — говорил он. — Я не люблю сидеть далеко от кушанья. Кастрюли, знаете ли, отличная компания. И он обратился к моему другу: — Почему вы приехали в четверг? Вы ведь знаете, что в этот день приходят за советом к моей заступнице. В этот день я не могу выходить после обеда. И, подбежав к двери, он испустил такой ужасающий рев: "Мели-и, Ме-ли-и-и!" — что, вероятно, обернулись даже матросы на судах, плывших вверх и вниз по далекой реке, там внизу, в глубине долины. Мели не отвечала. Тогда Матье лукаво подмигнул: — Она недовольна мною, видите ли, потому что вчера я был в девяноста градусах. Мой спутник расхохотался: — В девяноста, Матье? Как это вы ухитрились? Матье отвечал: — Сейчас расскажу. В прошлом году я собрал всего двадцать мер абрикосов. Это немного, но для сидра вполне достаточно. Так вот я и сделал из них сидр и вчера слил его в бочку. Это нектар, прямо-таки нектар: сами убедитесь. У меня был в гостях Полит. Мы прошлись с ним по стаканчику, затем по другому, но жажда не унималась (ведь его и пить-то можно до следующего дня), да так, что чем дальше, тем я все больше чувствую холод в желудке. Говорю Политу: "А не выпить ли нам по стаканчику водки, чтобы согреться?" Он соглашается. Но от водки вас бросает в жар, так что пришлось вернуться к сидру. И вот, переходя от холода к жару, от жара к холоду, я вдруг замечаю, что достиг девяноста. Полит добрался уже почти до сотни. Дверь отворилась. Показалась Мели и тотчас же, еще не поздоровавшись с нами, закричала: — Ах, вы, свиньи, в оба были в ста градусах! Тут Матье рассердился: — Не говори вздора, Мели, не говори вздора, я никогда не бывал в ста градусах! Нам подали вкусный завтрак у крыльца, в тени двух лип, близ самой часовни "богоматери брюхатых". Перед нами расстилался необъятный простор. Дядюшка Матье с неожиданной верой, сквозившей в его шутках, рассказывал нам про невероятные чудеса. Мы выпили огромное количество восхитительного сидра, острого и сладкого, свежего и пьянящего, который дядюшка Матье предпочитал всем напиткам; сидя верхом на стульях, мы закурили трубки, как вдруг к нам подойти две женщины. Они были старые, высохшие, сгорбленные. Поклонившись, они попросили дать им святого Бланка. Матье подмигнул нам и ответил: — Сейчас вам его принесу. И исчез в сарайчике. Он пробыл там добрых пять минут, затем вернулся с перекосившимся лицом. Разводя руками, он проговорил: — Не знаю, куда он девался, не могу его найти, а между тем уверен, что он у меня есть. И, сложив руки в виде рупора, он заревел снова: — Мели-и-и! Из глубины двора жена отвечала: — Чего тебе? — Где святой Бланк? Я не нахожу его в сарае! Тогда Мели дала следующее объяснение: — Не им ли ты на прошлой неделе заткнул дыру в крольчатнике? Матье вздрогнул: — Провалиться мне! Так оно, вероятно, и есть! И обратился к старушкам: — Идите за мной. Они двинулись в путь. Мы последовали за ними, давясь от еле сдерживаемого смеха. В самом деле, святой Бланк, воткнутый в землю в виде колышка, замаранный грязью и нечистотами, подпирал собою кроличий домик. Едва завидя его, старушки упали на колени, перекрестились и начали бормотать Oremus [1]. Но Матье бросился к ним: — Погодите, вы стоите в навозе, я принесу вам охапку соломы. Он принес солому и расстелил ее так, чтобы они могли стоять на коленях. Затем, взглянув на своего грязного святого и обеспокоившись, как бы это не подорвало его коммерцию, прибавил: — Я вам его немножко помою. Он принес ведро воды, щетку и с ожесточением начал мыть и теперь деревянного человечка, а тем временем старушки продолжали молиться. Закончив мытье, он прибавил: — Теперь чисто. И увел нас выпить еще по стаканчику. Поднося ко рту стакан, он остановился и в некотором смущении проговорил: — Что поделаешь! Я снес святого Бланка к кроликам, думая, что от него уж не будет дохода. Два года не было на него спроса. Но на святых, как видите, мода никогда не проходит! Он выпил и сказал: — Ну, пройдемтесь еще по одному. С приятелями надо подходить, по крайней мере, до пятидесяти градусов, а мы еще только в тридцати восьми. [1] Помолимся — католическая молитва (лат.) * * * Напечатано в "Жиль Блас" 10 октября 1882 года под псевдонимом Мофриньёз. Поль Алексис (1847 — 1901) — французский писатель, романист и драматург натуралистической школы, один из преданнейших друзей Золя. Оставил рассказ (как впоследствии и Энник) об истории создания сборника "Вечера в Медане". Ги де Мопассан. Собрание сочинений в 10 тт. Том 2. МП "Аурика", 1994 Перевод А.Н. Чеботаревской. | |
|
√ Durmuşyň kanuny / hekaýa - 09.10.2024 |
√ Umyt – bu dem / hekaýa-esse - 26.01.2024 |
√ Gürp / hekaýa - 08.09.2024 |
√ Ýene haýwanam diýjeksiň... - 05.10.2024 |
√ Enesi ukuda däldi / hekaýa - 11.10.2024 |
√ Toý sowgady / hekaýa - 12.01.2024 |
√ Oglanlyk döwrümiň peji / hekaýa - 21.01.2024 |
√ Şahyr / hekaýa - 05.10.2024 |
√ Mert işi / hekaýa - 17.08.2024 |
√ Nälerkerde / ajy hekaýat - 14.09.2024 |
Teswirleriň ählisi: 0 | |