23:53 Жюль Верн: Прогулка по Ашхабаду | |
ЖЮЛЬ ВЕРН: ПРОГУЛКА ПО АШХАБАДУ
Taryhy makalalar
Ко Дню туркменской столицы, отмечаемому 25 мая, в историю мировой литературы заглянул старший научный сотрудник института истории и археологии Академии Наук Туркменистана Джума Оразклычев. Приютившееся в Париже на бульваре Капуцинов фотоателье видело много именитых гостей, среди которых были Наполеон III, Сара Бернар, Бальзак и Вагнер. Но хозяина фотостудии Гаспара Надара связывали особые, дружеские отношения с королем фантастов Жюлем Верном, которому он показал фотографии, сделанные его сыном Полем Надаром, только что вернувшимся из Каракумской одиссеи. Герои романов Жюля Верна уже бороздили просторы океанов, путешествовали к центру Земли и даже слетали на Луну, но теперь, увидев фотографии и узнав о впечатлениях молодого Надара, писатель решает посвятить далекому краю специальный роман. Материал Надар предоставил ему отличный, и сюжет уже начинает рождаться. Это будет молодой репортер Клодиус Бомбарнак, который по заданию редакции «XX века» должен будет совершить путешествие по Трансазиатской железной дороге и телеграфировать в парижскую редакцию о своих впечатлениях, , а также сообщать обо всем интересном и достойным внимания. В 1892 г. роман «Клодиус Бомбарнак» уже выходит в свет. Поезд, на котором путешествует французский репортер, покинув Кизыл-Арват, направляется на юго-восток, к Ашхабаду и вот, в 3 часа ночи остановка: «С платформы кричат: „Ашхабад! Ашхабад!“. Не в силах усидеть на месте, — рассказывает герой Жюля Верна, — я выхожу на вокзальную площадь и отправляюсь бродить по городу». Репортер вспоминает, как писал об Ашхабаде французский инженер Эдгар Буланжье, который посетил город в 1886 году: это был маленький городок, почти полустанок с 8 тысячами обитателей, половина из которых военные. Много деревьев, за которыми можно было разглядеть жилища, построенные на европейский манер, из камня, хотя еще 5 лет назад, в Ашхабаде все дома строились из глины. Герой Жюля Верна, совершающий прогулку по ночному Ашхабаду, из особых достопримечательностей различил лишь очертания крепости, возвышающуюся слева от вокзала. Вот и вся короткая прогулка по городу, которая заняла полчаса. Будь это днем, герой Жюля Верна смог бы пройтись по бульварам с растущими на них акациями, заглянуть в кондитерскую и отведать пирожных, приготовленных француженкой, которая предпочла оставить Париж и переехать жить в Ашхабад. В городе можно было встретить немало французов. Например, графа де Шоле, принимавшего участие в качестве наблюдателя при демаркации туркмено-афганской границы, или Лебрена, инженера, участвовавшего в строительстве железной дороги. Кстати, первые 2 локомотива и 500 вагонов, с которых началась туркменская железная дорога, были французскими — фирмы «Дековиль». Возможно, поэтому Жюль Верн сфокусировал свой дар предвидения на будущем именно железной дороги, заметив в своем романе, что между Ашхабадом и столицей Поднебесной протянулась непрерывная стальная лента. Современные события подтверждают верность предположения писателя: 11 мая 2013 года на Каспийском побережье, близ города Актау, Президенты Туркменистана и Казахстана торжественно открыли 700 километровый туркмено-казахский участок железной дороги «Север-Юг», что знаменовало начало воплощения в жизнь идеи Жюль Верна о том, что из Ашхабада поездом можно доехать до Пекина. Но при всем щедром воображении знаменитого фантаста, он даже в самых смелых фантазиях не смог бы представить, каким станет Ашхабад спустя 127 лет после выхода в свет его книги, и, окажись он сейчас в туркменской столице, он бы с полным правом мог бы повторить слова Поля Надара: «Мне кажется, что я перенесен в феерическую страну». | |
|
Teswirleriň ählisi: 3 | ||||
| ||||