12:28 История одной строки стихотворния | |
ИСТОРИЯ ОДНОЙ СТРОКИ СТИХОТВОРНИЯ
Edebi makalalar
Некогда мангышлакский край был образно назван спящей красавицей, так как на географической карте полуостров напоминает женский профиль. А вот, так сказать, сам носик чопорной красавицы это и есть мыс Песчаный, который в старые времена называли Ишан-тубек, в народе же - Бектурды ишан (местность Тупкараган), которому поклоняются мангышлакцы до сих пор. Существует такое выражение: «Человек жив – пока жива память о нем». Вот уже на протяжении многих лет, среди разных поколений людей, не только в Туркменистане, но и за рубежом, не угасает живой интерес к творческому наследию великого поэта, основоположника туркменского литературного языка Махтумкули Фраги. Глубокие мысли, облаченные в стихотворные строки великого сына туркменского народа, призывающего к любви к Родине, единению и братству, находят отклик не только в сердце каждого туркмена, но и среди представителей других народов. За последние годы поэтические сборники великого гуманиста Махтумкули были переведены на многие языки мира. Великий поэт и мыслитель туркменского народа МахтумкулиФраги своим бессмертным творчеством и самим своим именем вот уже около двухсот пятидесяти лет прославляет туркмен. Поэт МахтумкулиФраги утвердился в душе народа наивысшим проповедником вечных духовно-нравственных ценностей, прочно вошел в его сознание как ориентир, безошибочно определяющий, что есть добро и зло в жизни, и стал неугасимым светочем очей туркмен. Классик популярен и сегодня, его философией и мудрыми мыслями интересуются не только школьники, студенты, но и доктора наук, поэты, мастера изобразительного искусства. Он занял достойное место среди своих современников и потомков. Образ Махтумкули увековечен на живописных полотнах, знаменитых туркменских коврах, а памятники и скульптуры выдающегося мыслителя установлены в Иране, Турции, России, Узбекистане и Украине. Как отметил Президент Туркменистана ГурбангулыБердымухамедов: "Опоэтизированный мир Фраги впитал в себя формировавшуюся на протяжении тысячелетий философию туркменской нации, мелодии народной души и стал подлинным оплотом несгибаемой воли туркмен". 300 лет со дня рождения выдающегося поэта-философа Востока, классика туркменской литературы Махтумкули Фраги исполнится в 2024 году, но подготовка к этому юбилею уже начинается. Это обусловлено масштабом творческой личности Махтумкули и его местом в духовной жизни туркмен, для которых он всегда был самым близким выразителем их дум и чаяний, воплощением мудрости, чести и высокой нравственности. Несколько лет назад было Президентом страны принято решение о возведении монумента Махтумкули Фраги на горном склоне Копетдага в южном уголке столицы и создании там всех условий для организации художественных чтений, литературных вечеров и массовых культурных акций. Новый монумент высотой 60 метров поручено создать народному художнику Туркменистана, скульптору Сарагту Бабаеву. Для дважды лауреата Международной премии имени Махтумкули Сарагта Бабаева — это не первая работа над памятником поэту. Созданные им скульптуры классика туркменской литературы установлены в Ставрополе, Астрахани (Россия), Анкаре (Турция). В найденном в последнее время стихотворении «Не Бог ли?», Махтумкули упоминает в качестве своего наставника, кроме отца, и человека, обучавшего его науке, имя Бекдурды ишана. Может быть, Бекдурды ишан преподавал Махтумкули во время учебы в медресе Ширгази?В 1760 году великий мыслитель Махтумкули совершил путешествие на полуостров Мангышлак, в Астрахань, иписал: Ты адские муки претерпишь, пока не перейдешь преграду. Это ж вы, мой наставник, Бекдурды ишан. (Дословный перевод III. Джумаева) Доктор исторических наук Туркменистана, историкАмантаганБегжанов, пишет что, имя Бекдурды ишана встречается в произведениях туркменского поэта Махтумкули. В чем же заслуга Бекдурды ишана? Образ этого человека вдохновлял людей на складывание легенд о нем. Его одинаково уважали и туркмены, и казахи, проживающие на территории Мангышлака. Почитали как пира, духовного наставника. Религиозный деятель Бекдурды ишан родился в 1737 году в Тупкарагане, который расположен на северо-западной части полуостроваМангышлаки умер в 1807 году. Бекдурды ишан и Бекетата были современниками, вместе учились в медресе Хорезме и получали образование от Пакыржана-хаджи, потомка арабского политического и общественного деятеля, двоюродного брата, зятья и сподвижникиМухаммеда, четвёртого праведного халифа Али. Он обучал их истинам жизни мирской и небесной. По окончании учебы они вместе возвратились к себе на родину, Бекдурды Ишан - на побережье Каспия в Тупкараган, Бекет-ата - на Устюрт, построили мечеть и обучали детей грамоте. У Бекдурды Ишана было трое сыновей: Амандаулет, который уехал в молодости в Хорезм и остался там навсегда, и Маммедесен, который утонул в молодые годы во время рыбной ловли. Нурмухаммед продолжал дело отца. Бекет-ата был младше Бекдурды ишанана тринадцать лет и получал от него уроки святости. Они будучи предводителями казахского и туркменского племен, стали близкими друзьями, прославились как целители, знающие законы физики, математики, астрономии часто состязались друг с другом в первенстве. Онибыли костоправами, лечили травами, а диагноз могли ставить по пульсу, исцеляли людей: к ним приходили немощные и страдающие, они даровали им здоровье и жизненные силы. По народным поверьям, святые не оставляют в беде тех, кто обращается к ним за помощью. При решении спорных вопросов они проявляли мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях они наставляли верующих жить честно, быть справедливыми и творить добро, поэтому можно с уверенностью сказать, что туркмены почитают Бекдурды ишана как пира, духовного наставника так же, как и казахи Бекет-ата. В свое время они были настолько популярнысреди людей, что имели высокий статус в стране, их уважали и почитали как кумиров. Люди передавали любовь и уважение к ним через легенды из поколения в поколение. Уже в юном возрасте их нарекли статусом «святой», так называли только выдающихся целителей, пророков и ясновидцев. Никогда не бывают овеяны легендой имена недостойных людей. А вот легенда, связанная с именем Бекдурды ишана, которая была взята из его жизни. Эту легенду знала «вся степь» от Мангышлака до Устюрта. Один конюх украл у стремянного лошадь. Зная, что творит неверное, решил он замолить свой грех и отправился к мудрецу. Стремянной, лишившись единственного транспортного средства, кормильца и добытчика, любимой лошади, тоже обратился к помощи мудреца. И встретились оба просящих у мечети суфия. Оставшийся без лошади пытался убедить суфия в том, что первым должен слышать молитвы конюха. На что они ответили: - Первый тот, кто первый. Поначалу мы должны разобраться с бедой конюха. Когда конюх возвратился к украденной им лошади, он увидел, что из белой она превратилась в вороную. Во сне ему привиделся мудрец, который произнес: “Верни лошадь”. Наутро в полубреду конюх отвел лошадь к дверям юрты, в которой жил стремянной. И не веря своим глазам, он увидел, как вороная лошадь вновь становится белой. Эта легенда, так похожа на быль. Но как хотелось бы с ложью, алчностью и стяжательством сталкиваться только в легендах. Исторические факты говорят, что Бекдурды Ишан, будучи человеком образованным, понимающим, участвовал в примирении народов разных национальностей. Ему не однажды приходилось участвовать в освобождении русских моряков, рыбаков, плененных хивинцев, а также примирять местных казахов, туркмен, которых подстрекал хивинский хан на междуусобицы. Русский купец Никита Калусов и астраханский предприниматель Иванов в своих воспоминаниях говорили: "Благодаря нашему знакомству с известным сыном туркменского народа Бекдурды ишаном мы добились многих успехов. Мы убедились в эффективности прохождения торгового пути в Индию через Мангышлак. Если раньше при проезде через Иран уходило 234 дня, то через Мангышлак мы знали, что доехать можно за 84 дня, сократив путь в три раза». Имеются сведения о том, что Махтумкули, когда учился в знаменитоммедресе Кокельташ в Бухаре, подружился с туркменом из Сириипо имени Нури-Казым ибн Бахар, высокообразованным человеком, носившимдуховный титулмавлана. Вместе с Нури-КазымомМахтумкули отправился путешествовать по территориям нынешних Узбекистана,Казахстана, Таджикистана, они пересекли Афганистан и добрались до севернойИндии. Великий поэт, мыслитель и просветитель МахтумкулиФраги, не раз приезжал в Астрахань и подолгу жил в селе Фунтово. Здесь Махтумкули писал свои стихи, которые народ заучивал наизусть, передавал из рода в род. Первый сборник его стихов был опубликован в Астрахани в 1912 году. Ныне памятник Махтумкули установлен в сквере напротив Астраханского государственного университета. Высота его — свыше шести метров, на его отливку пошло четыре тонны бронзы. Это — подарок Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова к 450-летию Астрахани. У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, известный каждому представителю этого народа. Врайоне Тупкараган, ( в нынешнем Форте Шевченко, одном из самых старинных населенных пунктов региона) статус города который получил еще в далеком 1899 году, был возведен памятный мемориалБекдурды ишану, сооруженный из известнякового ракушечника молодых отложений неогенового периода. Еще в 1951 году в пещеру-мечеть Бекдурды ишана приходили паломники почтить его память и помолиться. Мечеть состояла из двух небольших помещений. Сегодня же этой мечети не существует. На этом месте в 60-е годы был установлен маяк. Неподалеку размещались военные объекты. Надежней камня оказалась память человеческая. В ее уголках всегда находится место для дел великих, для людей славных. После смерти Бектурды Ишана его сын Нурмухаммед, в народе был известен под именем Сары ишан, продолжил дело отца, сделав серьезный вклад в сближение народов, проживающих на территории полуострова Мангышлак. Шахымердан САРИОГЛУ. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |