15:20 История одной битвы | |
ИСТОРИЯ ОДНОЙ БИТВЫ
Taryhy makalalar
Религиозный туризм в Туркменистана становится все более популярным за последние годы. Священные места, куда стекаются каждый год миллионы верующих, очаровательны сами по себе, даже независимо от верований и религий. В Балканском велаяте находятся уникальные и величественные здания и монументы с духовным значением. В эти места приезжают люди, чтобы обрести веру или вылечиться от недугов. Совершение религиозного туризма даёт возможность изменить свой внутренний мир, сделать мысли чистыми, научиться смирению, понять своё предназначение в этом мире. Мы с уважением, смирением и верой, выражаем своё почтение месту, людям и событиям, связанным с местом нашим славным историям. Поэтому нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего. Одним из самых почитаемых священных мест в Туркменистане является кладбища, Эрсары баба, она находится юго-востоке залива Карабогазкол, в близи Устюрта, что на Балканском велаята,Ксвященному кладбищу, приезжают паломники со всех регионов нашей страны, Узбекистана и Казахстана. Как указывает Бартольд, эта пустынная на несколько километров местность некогда служила местом серьезных собраний племени в трудные дни и праздничные, местом переговоров. Именно в этом месте, по традиции, отмечали, генгеш — ежегодную встречу родственников одного племени. Что Эрсары баба действительно реально существовавшая личность, свидетельствуют академик В.В.Бартольд, С.П.Толстов, Кононов. Имя этого богатыря упоминается и в книге хивинского хана Абулгазы «Родословная туркмен». Там говорится о том, что Эрсары баба был предводителем туркменского племени. У его отца Салыр-Газан было трое сыновей. За богатырские данные одного из них назвали Эрсары. Говорят, что он, в отличие от своих родных, был очень светлым, храбрым, смелым, доблестным воином.Для него не было таких понятий как трусость и предательство. В работах Бартольда указывается дата смерти богатыря — 1313-1314 годы. Это говорит о том, что он жил в ХIY веке. В книге Абулгазы Эрсары он описан как крупный деятель, который заботится не только о защите своего народа, но и о его образовании. Абулгазы рассказывает, что он заказал хорезмскому ученому Шереф-ходжа книгу «Муин-ал-мурид» (руководство для учащихся), заплатив 40 верблюдов. Этот труд стал большим достоянием истории мангышлакских туркмен. Там были описаны эстетические, этические, религиозные и прочие нормы поведения. Источники говорят что экземпляры этой книги, настоящее время сохраняется в Турции, стамбульских библиотеках. Со времени хана Ильбарса балканские и мангышлакские туркмены являлись подданными Хивы и при Суфиянхане, перестали вносить дан.Суфиянхан был сыном Аминек-хана и потомком узбекского хана Ядгархана. Он с помощью своего брата шахзадеАктай, занял, царский престол в Ургенче, пришел власти после смерти Хасанкулихана.Суфиян хан после чего с многочисленными войсками выступил против туркмен. Произведя на них набег, хан убил и взял в плен много мужчин, женщин и детей. Части туркмен, однако, удалось спастись; они бежали и засели, приготовившись к осаде, на безводной возвышенности «Чотак»,что вблизи горных грядАкгыр. Поражают своей пестрой раскраской горы этих мест. Это удивительный ландшафт из меловых пород, напоминающий больше лунный, чем земной пейзаж, что может удивить не только приезжих туристов. Особенно красивыми оказались каньоны восточного прикарабогазья. «Лунный пейзаж» напоминает картины Николая Рериха. Жёлтая горка, за ней серые холмы, над ними более дальняя полоса синих гор, потом над горами полоса белого тумана, а над ней – голубое небо.Редко, на склонах «лунных гор» можно увидеть будто бы случайно очутившийся здесь кустик, который придает «инопланетному ландшафту» более привычный для нас, земной облик. Здесь же можно увидеть небольшой природный водосборник, который даже в середине лето содержал дождевую воду для животных. Геологи утверждают, столь необычный, «инопланетный ландшафт» встречается только в Туркменистане,что эти окаменелости, возникли в период усыхания мирового океана и тектонического подъема бывшего морского дна 60-65 миллионов лет назад. Легенды рассказывают, что, Эрсары баба был огромным, но и невероятно сильным, слыл он еще и простодушным, добрым, умеющим всегда откликаться на зов людей. В памяти народа он остался и как храбрый воин, сражавшийся с врагами.Однажды вблизи сплетения отрогов Устюрта и Кизылкая скопилось много воды. Не проехать, не пройти. Это осложнило жизнь кочевий. И тогда народ попросил помощи у Эрсарыбаба.Стоило ему легонько тронуть своим копьем горные отроги, как они разошлись, и вода, схлынув, ушла в Каспий. Еще в одно народная легенда гласить так; однажды Эрсары,баба отдыхая на своем ложе в песках Кизылкумах, почувствовал, что кто-то щекочет ему ногу. “Что за беспокойная ночь, опять эти надоедливые мураши не дают покоя”, — недовольно пробормотал он, повернулся на другой бок и уснул. А наутро обнаружил, что один из его пальцев на ноге погрызли волки. Волки спросонья показались ему всего лишь какими-то насекомыми. Плод ли это сочинителей легенд или исторические свидетельства, знает только Бог, но ни ктоего не отрицает, но такие вот истории до сих пор рассказывают в народе о великолепном туркменском батыре. Много ходит в народе легенд о смерти Эрсары баба. По данным Абулгазы, он был убит посланником персидского царя, который хотел захватить территорию Мангышлака и Хорезма. В XIV веке тут произошла битва между персидским и туркменским войсками. Причиной была кровная вражда. Не обошлось и без любовной истории. Эрсарыбатыр отказал иранским сватам в просьбе выдать его дочь замуж за иранского наместника. Он заявил, что не позволит наместника иранского шаха «жениться не на моей дочери, и не на моей народе!» Соседи не остались в долгу. Кровавая бойня началась вблизиу колодца Дукер и продлилась недолго.Туркмены продолжали сражаться до конца, ведь трусливый побег это для них хуже смерти. Все туркмены полегли в этой битве.Эрсары баба со своей семьей отступил к горам, но был схвачен командовавшим персами Кома беком и казнён захватчиками. Красавица Мамабике, дочь Эрсары баба пленена и отвезена в Персию. Однако она не родила ребенка. Из-за это персидский царь отравляет Мамабикеобратно в родину, с сопровождением двумя помощницами во всех делах. Согласно легенде после приезда родину Мамабикеих освобождает, однако они отказались, остались с госпожой. Отряд храброго и верного своему народу Эрсары баба захоронен на высокой белой холме что недалеко от пос. Кызылкая в Туаркырском геологическом районе.Горы Эрсары баба, растянувшиеся грядой на юго-востоке от Карабогазгола помнят события ХIV века. Археологи Московского государственного университета в 70-х годах прошлого века во время раскопок подтвердили насильственную смерть Эрсары-Баба.Его могила длиной около 4-х метров свидетельствует о том, что он действительно былгигантском росте. Могилаславного сына туркмен находится на дороге Великого Шелкового Пути. Поэтому всякий проходящий, проезжающий путник может поклониться батыру, олицетворяющему великий народ, или просто передохнуть на трудном пути. Настоящая время железная дорога Иран-Туркменистан- Казахстан стала важным звеном нового международного коридора «Север-Юг», в пути Великой Шелковой дороге, которая открывало выход к Персидскому заливу, Европейским и Азиатским странам. Помогает открыть красоту этого малоизвестного края и необычный ландшафт, богатый животный мир, неиссякаемый археологический и исторический потенциал края, который продолжает удивлять новыми открытиями. Один из железнодорожных станции назван его именем. КладбищуЭрсары баба приезжают не только местные, но играждане из других городов и других стран, люди разных национальностей и верований. Каждый, кто приехал сюда, верит, что его молитвы будут услышаны, о спасении душ умерших родных и во здравие – здравствующих. Участвуют в старинных обрядах, называемых «садака». Это молитвенный обед, организуемый в память об усопших. Путники устремляют свои молитвы к святому месту, дабы верят, что здесь все целебное, даже воздух здесь другой, их молитвы будут непременно услышаны Всевышним. Также по сложившейся традиции все, кто проезжает по этой дороге, стараются побывать накладбище Эрсары баба. Туркменский народ помнят и почитают свои корни. Преданные сыны народа не забудутся никогда. Шахимердан Сары, писатель. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |