ДОБЛЕСТНЫЙ ВОИН ~ ШИРАК
Туркменские легенды, свидетельствующие о многих исторических процессах прошлого, стали неотъемлемой частью духовного наследия народа. Великая степь сохранила для нас память о своих героях. Они, всегда были зеркальным отражением жизни далеких предков. Чаще всего в основе легенд лежит какое-то действительное, бывшее в истории событие, и чаще всего это событие привязано к конкретной местности, которые существуют и до сегодняшнего дня, и, глядя на которые люди, например, могут сказать: «Вот эта местность называется« Чопан-депе» что в восточной оконечности гряды Акгыр, Балканском велаяте. Именно сюда,—свидетельствуют исторические материалы--безводные и безжизненные места завел ахеменидскую армию во главе внуком Кируша Дарием массагетский табунщик ШиракII спасая свой народ.
В глубокой древности на бескрайних просторах евразийских степей царили легендарные воины-кочевники--саки, массагеты, сарматы и скифы. На протяжении тысячелетия, начиная с VIII в. до н.э. до IV в. н.э., они наводили страх на цивилизации Востока и Европы: Грецию, Рим, Египет и Персию. К восточным племенам принадлежали саки и массагеты—это предки туркмен, которые проживали на территории Центральной Азии.
В VI веке до н.э. была образована первая мировая империя Ахеменидов в Персии. Персидский царь Кир II, объединив страны Месопотамии, начинает завоевательную политику. Он задумал большой завоевательный поход в Египет. Однако Кир прозорливо предвидел, что война с таким большим государством, которое стало сильнее благодаря политике фараона Амасиса, будет тяжелой. Кир решил отложить поход на Египет и обезопасить восточные границы империи, где в бескрайних степях находились кочевья саков и массагетов.
Степные племена обладали внушительной военной силой, были непредсказуемы в своих перемещениях и потому могли в любое время года обрушиться на завоеванные персами среднеазиатские области.Видные военачальники называли их рожденными в седле кентаврами, описывали нападение массагетов как хитроумное и неожиданное. Войско видит приближающийся табун лошадей, очень похожих на диких или одичалых, и вдруг перед самыми рядами копейщиков на лошадях появляются всадники и атакуют неготовых к отражению атаки воинов.
В 530 г. до н.э. персидский ца¬рь Кир Великий двинулся во главе своей огромной армии на Восток.
Однако поход на массагетов персидского царя закончился его гибелью и разгромом войска; во главе массагетов в это время была вдова царя Томирис, крупным отрядом руководил её сын Спаргапис.
Персы не простили кочевников за эти оскорбительные поражения и в 520 году до н.э. Дарий I собрал 700 тысяч воинов и решает совершить поход на саков, чтобы окончательно сломить сопротивление кочевников. ("массагеты" от слова "мас-сака-та", дословный перевод "большая орда саков").
В намерения царя входило не только покорение саков, но он преследовал и другие цели. Покорив саков, он ослабил бы позиции причерноморских скифов, которые без помощи своих восточных родственников могли покориться персам. Захватив Причерноморье, Дарий мог начать успешный поход против греческих городов-государств.О походе Дария и про подвиг табунщика Ширака поведали нам Геродот, Страбон и Полиэн.
В стране саков не было единой власти. Многочисленные племена боролись за территории и пастбища, постоянно нападая друг на друга. Племенной вождь Скунха, чей сын Ширак был одним из лучших воинов среди саков. Но он предпочитал вести мирный образ жизни и пасти табун лощадей живя в любви и счастье со своей семьёй. Но однажды на племя Ширака напали соседние саки, которых подкупил Дарий. Во время боя погибла жена Ширака, а сам он был ранен. Он ускакал далеко в степь и там, похоронив свою любимую, оплакивал её в течении семи дней. На седьмой день он поклялся над могилой жены, что отомстит предателям сакам и персам.
Вернувшись в племя, Ширак пришел на совет, где собрались сакские вожди Омар, Тумар и Сакесфар. Они обсуждали план защиты. Ширак предложил свой план. Он сказал: «Сейчас мы находимся на краю безлюдной и безводной пустыни. Вслед за нами идет Дарий со своей армией. Если завлечь персов, завести их в самое сердце пустыни, то персы погибнут. Жизнь дается человеку один раз, когда-нибудь все равно наступит смерть. Так не лучше ли умереть так, чтобы о тебе помнили далекие поколения, как о человеке, отдавшем жизнь ради родной земли, ради своего народа! Я выполню свой долг. Но и у меня есть просьба к вам: позаботьтесь о моих детях после моей смерти, пусть они ни в чем не нуждаются, пусть не почувствуют, что стали сиротами».
- Ширак! - ответили на это сакские вожди - Ты всю жизнь пас коней в этих степях, знаешь здесь каждую ложбинку. Мы обещаем позаботиться о твоих детях. Они не почувствуют, что стали сиротами. Всю жизнь они будут ездить верхом на лучших конях, даже птица не уронит тень крыла на их головы!
После Ширак изрезал всё своё лицо, отрезал себе уши и нос и отправился в лагерь к персам. Когда его привели к Дарию, тот спросил, почему он предает свой народ, на что Ширак ответил: «Вот, смотрите, покалечили,что они со мной сделали! Я должен им отомстить! Я поведу вас окольными путями и выведу в тыл скифского войска. Так я им отомщу за издевательства надо мной! Вокруг, - говорил персам Ширак, - колодцы отравлены, трава сожжена, в тех местах воды нет. Путь, которым мы идем, - единственный. О нем знаю только я один».
Персы поверили Шираку. Он сказал взять продовольствия лишь на семь дней. Ширак завёл их в безводную пустыню. Многие персы погибали в течении пути от жажды и жары. Ширак обещал им, что выведет войска к оазисам, но отряды всё шли и шли вглубь пустыни, а долгожданной воды не было. Тогда военачальник персов Ранасбат приставил меч к горлу Ширака, намереваясь его убить.
- Вот она победа! - воскликнул Ширак. - Я один победил войско персидского царя Дария, который хотел завоевать землю моих дедов и отцов. Со всех четырех сторон вас окружает пустыня, можете идти куда вам вздумается, нигде вы не найдете ни людей, ни воды. Семь дней пути надо пройти, чтобы выйти из пустыни. А сам я счастлив, моя кровь прольется там, где мне обрезали пуповину, на родной земле, и тело мое будет похороненоздесь!
Наконец, терпение царя иссякло, и один из его военачальников взмахнул мечом, и Ширак упал замертво, обнимая песок родной земли.
Персов, потрясенных неслыханным поступком табунщика, охватил страх. Они не знали, куда идти, что делать, как спасаться. Гибель казалась им неминуемой. Ведь уже многие из них погибли в пустыне от жажды, сколько их осталось лежать среди песков! В этой западне, которую устроил персам табунщик Ширак, погибла половина персидского войска. А вторая поспешно возвратилась назад в скифские степи, а потом и вовсе бежала в свою страну.
Персидские отряды с большими потерями вышли из пустыни. Сам царь Дарий I остался в живых, но приказал покинуть земли саков.
В дальнейшем саки так и остались недосягаемыми для персидских стрел.
А имя Ширака, считают местные жители, происходила от слов «шир» и«ак» ч то в переводе на туркменский язык означает « лев», « белый» , то есть «Белый лев».
Существует великое множество легенд о Шираке. Его подвиг и героизм и достижения останутся в истории туркменского народа навечно. Через тысячелетия, и даже сегодня его воспевают в сказаниях и народных песнях.Подобные мифы и легенды давно уже обрели статус культурного наследия, они никак не искажаясь переходят из поколения в поколение.
Шахимердан Сары оглы,
писатель.
Taryhy makalalar