Академия Хорезмшах аль Мамуна II
Библиотеки «Дар альм», «Дом науки», «Академия» появились в Багдаде во время правления первых корифеев аббасов, корифей седьмого поколения аббасов аль-Мамун ибн ар-Решит (813-833 гг.) первым в Мусульманском мире создаёт (Академию) немного позже перенесения своей столицы из Мерва в Багдад в 817 году.
Поэт арабист И.Ю. Крачковский отмечает, что в этом городе еще отец корифея аль-Мамуна – Харун ар-Решид (786-809 гг.) создал такой научный центр.
Работа «Академии» аль-Мамуна была напрямую связана с творчеством жившего на туркменской земле Мухаммеда Муса аль-Хорезми. По данным известного ученого ибн ан-Недими (умер в 997 году) корифей аль-Мамун, отправившись в Багдад с аль-Хорезми в 817 году, назначил его главой основанной в 20-х годах IX века в этом городе «Академии». Переводчик произведений «Фихристи» (Библиографии) Ибн ан-Недими на английский язык Б. Додж замечает, что основную частьсохранившихся произведений в «Академии» составили собранные еще в Мерве книги. В этом очаге науки аль-Хорезми проработал до своей смерти в 850 году. Кроме того, в VIII веке в Багдаде появляются частные библиотеки. Во время правления Харуна ар-Решида в такого рода библиотеке арабского историка Омара аль-Вакиди (736-811 гг.) насчитывалось книг на 120 верблюдов.
Выполнение задач и работ такого рода, создание библиотеки под названием «Академия» или других культурных учреждений с разными названиями аббаские корифеи подавали пример другим мусульманским правителям и знатным людям. Следуя им, высокопоставленные чиновники, ученые, священнослужители, богатые знатные люди создали свои библиотеки. Приведшая к огромному росту науки и культуры в IX—X веках такая традиция считалась характерным началом и благодеянием во всех уголках мусульманского мира. В этих очагах науки на арабский язык переводились книги на греческом, латинском, еврейском, арамейском (сирийском), коптском, пехлевийском и индийском языках. Затем в «отделе Каллиграфии» («Дар аль-Хатт») библиотек их тщательно переписывали. Было немало работавших библиотекарями в «Академии» знаменитых ученых. Библиотекарями в таких созданных библиотеках работали Муса аль-Хорезми у корифея аль-Мамуна, ибн Мискавейх (умер в 1030 году) у визиря государства Бухейвидов Абу-И-Фазл ибн Аль-Амида, Абу Али ибн Сина у правителя государства Саманидов Нух ибн Мансура, ибн ас-Са’и (умер в 1275 году)у корифея аль-Мустансири. Самое важное, что в этих центрах собирались, проводили семинары и обсуждали насущные вопросы своего времени ученые различных областей науки.
Визирь правителя государства Бувейхидов Беха уд-Довлани (998-1012 гг.) Сабур ибн Ардашир (умер в 1025 году) основал свою «Академию» в 991 году. С. Инаятулла так пишет об этой библиотеке: «Многие из авторов средних веков с восхищением описывали красоту и размеры. Там хранились переписанные известными на то время каллиграфами свыше 100000 книг». По другим источникам, в этой библиотеке было около 140000 ценных книг. Было мало в то время известных ученых, кто не пользовался этой сокровищницей. Как и корифей аль-Мамун в начале IX века, в конце X века визирьБувейхидов Сабур ибн Ардашир назначил Абу Бакр Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми главой своей «Академии». Как и его более известный земляк Абу Джепбар Мухаммет Муса аль-Хорезми, этот ученый был выдающимся литературоведом. Несмотря на то что он умер около трёх веков назад, в ближневосточных странах о глубоких познаниях арабской поэзии Абу Бакра аль-Хорезми слагали легенды. Арабский историк Средних веков ибн Халликан (1211-1282 гг.) дают об этом такую информацию: «В один день Абу Бакр аль-Хорезми подошел к дверям визиря правителей государства Бувейхидов Муаид ад-Довлани (977-983 гг.) и Фахр ад-Довлани (983-1007 гг.) Сахыпа Абул Касым ибн Аддада и обратился к сторожевому: «Иди, скажи визирю, что к нему пришел литератор и хочет с ним поговорить». Когда сторожевой сообщил хозяину о пришедшем, усталый Сахып: «Скажи ему, что я поклялся не принимать не знающих более 200 куплетов стихотворений арабских поэтов» и отправил его обратно. После этого послания от визиря сторожевого Абу Бакр: «Возвращайся назад и спроси у визиря, столько куплетов стихотворений должны относиться к поэтам мужчинам или женщинам?» После такого послания он словно окрыленный с восторгом и радостью встал с места и сказал: «Тот у дверей должен быть Абу Бакр аль-Хорезми, пропусти его, пусть он пройдет ко мне»»
Как отмечает С.П.Толстов, во время короткого правления рода мамунидов (995-1017 гг.) первую и последнюю в Средней Азии библиотеку под названием «Дар аль-Ильм» («Академия») в 1000 году в Гургенче основал хорезмшах Абул Аббас аль-Мамун II (1004-1017 гг.). Абу-и-Фазл Бейхакы Бируни в определенных главах не сохранившейся до наших дней книги под названием «Истории Хорезма»рассказывает нам об этом знаменитом правителе. Великий ученый так описывает своего современника: «Он был исключительно просвещенный, мужественный, исполнительный, непреклонным в любой работе человеком.…Это исходило из его высокого уровня нравственности и благодетельности. Я Абу Рейхан аль-Бируни служил ему семь лет и ни разу не слышал из его уст бранных слов». По толкованиям информации из первых источников оХорезмшахе аль-Мамуне II современные ученые единогласно приходят к выводу, что он был образованным, грамотным и мудрым правителем. Хорезмшах аль-Мамун II основал свою «Академию» в Гургенче за 5 лет до основания одноименной библиотеки в Каире правителя Египта рода фатими корифея аль-Хекими (996-1021 гг.). Первая статья об этом научном центре была напечатана в 1971 году в Узбекистане. Ее автор кандидат медицинских наук А.А.Абдуллаев. Есть весьма глубокие причины появления такого значимогонаучного и общественного очага как «Академии» в такой ранний период в Средней Азии не в других культурных центрах, а именно в Гургенче.Во-первых, жители Хорезма были хорошо знакомы с деятельностью и занимали ответственные должности в таких «Академиях» в Багдаде и других городах Ирака. Исходя из этого, вполне вероятно, что они переняли создание такого рода учреждения в столице своей родины в Гургенче. Во-вторых, в этом вопросе нельзя не учесть и территориальные условия и предпосылки. С.П.Толстов предполагает, что у истоков «Академии» Гургенча были придворные математики и астрономы правителя Хорезма X века Абу Абдулла Мухаммед ибн Ахмет ибн Ирака. Гургенч после 995 года был не только столицей объединенного Хорезмского государства, но и превратился в крупный и значимый международный центр торговли. При таком развитии событий у него появились все условия для становления в X веке одним из крупнейших центров науки и культуры ислама. Появление единственного очага науки в отдаленной северо-восточной стороне мусульманского мира «Академии» стало результатом естественного сплетения древней Хорезмской цивилизации посредством арабского языка со всей мусульманской наукой и культурой.Руководитель крупномасштабных и долговременных раскопок в 30-40-х годах на территории древнего Хорезмского государства и автор многочисленных фундаментальных работ по истории С.П.Толстов отмечает: «Возникновение «Академии» аль-Мамуна не случайно. Наука Хорезма занимала видное место в истории науки Востока еще до возникновения библиотеки. Мы еще мало знаем об эпохе доисламских времен античности и афригидов.Но тщательное исследование вещественных памятников культуры этой эпохи Хорезма дают повод утверждать, что точные и естественные науки уже были развиты и достигли высокого уровня. Точные расчеты в архитектуре, верные подсчеты строительных работ, точное определение высшей точки земной поверхности, без чего было бы невозможно проведение оросительных систем внутри страны, истолкование Хорезмского календаря и детально составленные астрономические термины аль-Бируни, богатство цветов и многообразие минералов в узорчатых украшениях Топракгалы, найденная в этой крепости вылитая бутылка из стекла времен античности – всё это результат развития таких наук, как геометрия, тригонометрия, астрономия, топография, химия, минералогия». Беседуя на тему сплетения древнего Хорезма с арабскими науками, С.П.Толстов отмечает: «Когда поздние афригиды Хорезма вошли в состав Арабского халифата,сразу же словно превратившись в своеобразную латынь востока, их ученые занялизначимое, а то и значительноеместо в числе образовавших «арабскую науку» ученых (примечания – А.Я.)». Из этого следует, что знаменитый ученый в первую очередь подразумевал проживших в IX–XI векахМуса аль-Хорезми, Абу Абдулла Мухаммед ибн Ахмет ибн Юсуп аль-Хорезми, Абу Рейхан аль-Бируни и творчество многих других хорезмских ученых. Рожденные в Хорезме и пользовавшиеся сокровищницей «Академии» Гургенча и своих собственных библиотек эти ученые создали совершенные по содержанию произведения, внесли огромный вклад в различные отрасли мировой науки и по факту были их основателями. В «Академии» Гургенча, как и в «Академиях» Багдада и Каира бурно развивалось научное творчество. Знающий и разбирающийся во многих областях науки своего времени хорезмшах аль-Мамун II непосредственно относился к организации работы своей «Академии». В этом вопросе он был схож со своим современником и великим покровителем науки аббаским корифеем аль-Мамуном (813-830 гг.) не только одним именем, но и исполнением аналогичных задач. Как и аббаский корифей аль-Мамун, Хорезмшах аль-Мамун II созвал в свою «Академию» знаменитых ученых из различных стран мира. Первым их них был Абу Рейхан аль-Бируни. В войне за объединение Хорезма в единое государство эмир Гургенча Абул-Аббас Мамун ибн Мухаммедв 995 году попадает в опасную ситуацию из-за принятия стороны рода старых афригидов, вследствие чего«в экстренном порядке для спасения своей жизни» он вынужден был бежать в расположенные в южной стороне Каспия города Джурджания (ныне Гурген) и Рей (ныне Тегеран).
Великий ученый не умерил свою творческую работу даже во время скитания в этих городах и тягостных условиях. Пользуясь книгами библиотек Гургена и Рея, двадцатисемилетний молодой джигит в 1000 году заканчивает одно из первых своих избранных произведений «Память прошлых поколений». Здесь он прожил до 1004 года, пока хорезмшах аль-Мамун II не пригласил его на работу в свою «Академию». В это же время этот правитель приглашает из Бухары в свой научный центр на работу происходившего из племени согд Абу Али ибн Сину, который проработал там в период с 1005 по 1011 года. Эти два великих ученых своего времени приумножили авторитет «Академии» аль-Мамуна II.
В этом очаге науки вместе с ними работали еще такие знаменитые философ Абу Сахл Месихи и знаменитый ученый-лекарь Абул Хасан Хаммар. Один из биографов Абу Али ибн Сины Б.Д. Петров отмечает о его периоде жизни в Гургенче, что в его творчестве был интересный момент. «Если в Бухаре он только получил свое образование, только начинал самостоятельную научную деятельность, то в Гургенче его философские, естественнонаучные и медицинские воззрения окончательно окрепли. Приходя в Хорезм (Гургенч – А.Я) молодым перспективным ученым и лекарем вскоре он стал широко известным в странах Востока превосходным мыслителем и ученым». Творчество ибн Сины в «Академии» хорезмшаха аль-Мамуна было весьма плодотворным. Он преподавал своим ученикам и последователям философию и медицину. «В этом городе было заложено начало смысла всей его жизни – двух его избранных произведений: философская энциклопедия «Лечебная книга» и фундаментальная работа «Трактат о медицине»». Аль Бируни также с 1004 по 1017 гг. жил в родном городе Гургенче, пока страну не захватил Махмут Газневи. В этот период своей жизни он был не только вдохновителем работ в «Академии», но и советником Хорезмшаха и исполнял роль министра.
В этой «Академии» аль-Бируни, как и ибн Сина, занимался широкой и основательной научной деятельностью. Вдобавок, он составлял план предстоящих научных трудов, проводил относящиеся к различным областям естественных наук опыты и исследования. Немного позже своего вынужденного переезда из Гургенча в Газну великому ученому удалось начать работу над своим самым большим и значимым произведением «Геодезия».
Нам не удалось найти информацию в источниках о количестве хранимых книг в «Академии» хорезмшаха аль-МамунаII. Несмотря на это, создание знаменитых трудов целого поколения ученых того времени при использовании хранившихся в этом научном центре произведений свидетельствуют о безмерном богатстве этой сокровищницы. Глубокий научный смысл произведений ученых того времени поражают не только их современников, но и ученых нынешнего времени. Можно без сомнений утверждать, что в«Академии» аль-Мамуна хранились на арабском языке все значимые произведения ученых из мусульманских стран и за их пределами.
Мы можем понять это из страниц произведений хорезмских ученых IX–XII. Мы до сих пор встречаем ссылки на произведения не только мусульманских, но и древнегреческих, латинских, арамейских (сирийских), пехлевийских и индийских авторов. «Отрицание того факта, что аль-Бируни широко пользовался научными достояниями всех времен и народов, сравнимо слепоте» подчеркивает С.П.Толстов. В этом вопросе играли важную роль ипользовались большим уважением переписывающие рукописи каллиграфы. Преимущественно во всех крупных библиотеках в Средние века работали такие каллиграфы. В результате ежедневной усиленной работы таких специалистов, написанные в западной части мусульманского мира произведения за короткий срок были доступны на востоке и наоборот, написанные на востоке были доступны ученым на западе. В этом вопросе достаточно сослаться на научное творчество и переводческие труды удостоившегося звания «Отец арабистов Европы»Г.Кремонского (1114-1187гг.). Он перевел с арабского языка на латинский 70 произведений, 21 из которых из области медицины. Среди переведенных книг немало авторов из Средней Азии. Считавшиеся инкунабулой (изданные во второй половине XVвека в Европе книги) региона произведение ибн Сины «Трактат о медицине» было напечатано на латинском языке на основании перевода Г.Кремонского.
По известной информации, во второй половине XV века в этом регионе эта книга была напечатана 15 раз, другая – 25 раз. Есть точные данные об издании «Трактата о медицине» в этом регионе в XVI векееще 20 раз. Когда этому знаменитому ученому требовались для перевода подлинные образцы рукописей этой книги и других авторов из Средней Азии, он искал их не в странах Азии, а в мусульманской Испании. Их было достаточное количество в мусульманских библиотеках Кордобы и других городах Испании. В свою очередь, ни разу не посещавший настоящие арабские страны западнее города Рея аль-Бируни «был хорошо знаком с произведениями ученых из научных центров Багдада и Басры, но считал отсталыми их суждения.
Он назвал «двусмысленным» одного из знаменитых ученых IX века аль-Джахизи (770-869 гг.)». Иначе говоря, Бируни мог беспрепятственно знакомиться с произведениями в библиотеках Мерва, Кета, Гургенча, Рея, Гургена, Газны мусульманских и в той же мере переведенными на арабский язык произведениями древнегреческих и римских авторов. Учитывая средства связи Средних веков, здесь нельзя не удивиться стольбыстрой передаче информации культурных ценностей из одной части огромного мусульманского мира в другую. В.В.Бартольд так отмечает об этом: «Наш главный источник информации по первым векам Ислама написанное в начале X века в Багдаде объемное историческое произведение Табары в этот век дошло до самой западной и до самой восточной точки мусульманского мира, приблизительно одновременно вносились исторические дополнения из Африки и Испании, и подготавливалось (на персидском языке) для корифея Испании ХакамаII (961–976 гг.) и эмира рода Саманидов в Бухаре Мансура I (правивший в это время) сокращенный вариант этого произведения». Напряженные и опасные события в 1017 году в Гургенче оборвали жизнь знаменитой «Академии» и ее основателя Хорезмшах аль-Мамуна II. Этому причиной были намерения Махмута Газневи (997-1030 гг.) захватить Хорезм. Эти намерения начали проявляться в 1010 году. Обвенчавшийся с сестрой Махмута Газневи в 1015 году Хорезмшах аль-Мамун вовремя почувствовал нависшую угрозу на султанат и себя самого и в попытках пресечь это начал предпринимать различные дипломатические действия.
В конце концов, когда ничего из этого не вышло, он был вынужден подчиниться государству Газневидов и принять условия платы дани. Эти действия Хорезмшаха, в свою очередь, привели к панике внутри страны. Его гордые и военные ханы-беи, полководцы армии обвинили правителя в измене и подняли бунт. Посчитав эту ситуацию весьма опасной, дабы успокоить мятежников, ослабить и искоренить напряженную ситуацию, аль-Мамун говорит, что со стороны Махмуда нет никаких требований, что эти слухи появились, чтобы проверить доверие народа в случае возникновения опасности.
После этих разговоров «аль-Бируни «золотым и серебряным языком» пытается убедить знатных людей страны покаяться и попросить извинения у правителя». Но эти действия не привели к результату и обернулись трагично. Мятежники убили визиря страны и других советников Хорезмшаха, остальным удалось спастись бегством. Хорезм аль-Мамун II скрылся в своем дворце. Восставшие подожгли дворец и убили правителя. Это трагическое событие произошло 20 марта 1017 года. Рискованные действия аль-Бируни между Хорезмшахом и мятежниками не дали результатов. Живой свидетель этих трагических событий, великий ученый искренне сожалел о незаслуженной смерти заступников науки. Извлекая из этих событий собственную выгоду, Султан Махмут не стал медлить. Принимая тот факт, что Хорезмшах аль-МамунII женился на его сестре, он под предлогом «отомстить за своего зятя» организовал военный поход на Хорезм. Захватив эту страну, он убил много народу, а оставшиеся части войск направил в свою страну служить на границу с Индией. Перед этими событиями Хорезмшах аль-Мамун IIраспустил работавших в «Академии» и многих отказавшихся уходить в Газну ученых.
Находившийся все время среди своего народа и страны в счастливые и тяжелые дни аль-Бируни вместе с оставшейся группой ученых переезжает в Газну (точнее, его увозят, султан Махмут был осведомлен о его выступлении на стороне аль-Мамуна II и дипломатических действиях за независимость своей страны) и продолжает в этом городе научную деятельность до окончания своих дней. Книги «Академии» аль-Мамуна II в это время также были перенесены из Гургенча в Газну. Обычно так и поступал Махмут Газневи с захваченными странами. Есть только легенда в народе о сохранении этой «Академии» до монгольского нашествия. Они относятся к нынешней возвышенности «Кырк молла» Куня-Ургенча. Некоторые ученые считают, что это остатки «Академии» Хорезмшаха аль-Мамуна II. Он и в текущем состоянии производит на людей большое впечатление.
Алмаз Язбердыев,
Директор научной библиотеки АН Туркменистана, доктор исторических наук.
Taryhy makalalar