00:34 Сосуды с туранскими надписями | |
СОСУДЫ С ТУРАНСКИМИ НАДПИСЯМИ
Taryhy makalalar
● Статья посвящена анализу художественно выполненных сосудов и нумизматических материалов в Поволжье и Приуралье в период раннего средневековья. Наиболее ранние сосуды с туранскими надписями появляются в IV—VI вв., в основном относятся к гуннскому периоду и связаны с проникновением ранних тюрков в Поволжье и Приуралье. Носителями подобной письменной цивилизации являлись, видимо, именьковские племена, принесшие, судя по археологическим данным, в Поволжье и Приуралье своеобразную и более высокую культуру. Крупные именьковские поселения V-VII вв. с мощным культурным слоем и бронзоли-тейными мастерскими, где изготовлялись слитки - наиболее ранние металлические деньги Восточной Европы, напоминают уже настоящие раннефеодальные города [8, с.64]. В верованиях именьковцев, видимо, большое место занимали буддизм и индуизм еще до их слияния, смешанные с язычеством ранних тюрков. Судя по надписям сосудов, большое значение придавалось не учению Будды, а самому процессу проведения культовых церемоний. Это видно из того, что ни на одной чаше нет ни одной цитаты из буддийского учения, а есть только «живое слово», которое может иметь смысл лишь в процессе общения с Тенгри, т.е. с Богом. Один из буддистов раннего периода писал, что «... наше учение о законе - дарме полагает в основу сосредоточение и мудрость... Ученики, овладевающие этой идеей, не должны говорить, что первоначально существующее сосредоточение стало мудростью или что сосредоточение и мудрость отличаются друг от друга» [1, с.75]. Современный исследователь буддизма Л.Абегг характеризует его таким образом: «Мы или чувствуем, или философствуем, или молимся, в то время как в Восточной Азии человек это делает одновременно» [1, с.77]. Подобные культовые обряды производились, видимо, у священного огня, с бесчисленно раз произнесением религиозных фраз или слов заклинания. В быту использовались также различные символы, в частности, знак свастики - символ солнца и жизни. Подобный знак встречается еще на донышках гуннской керамики античного времени и натуранских монетах. В одном средневековом уйгурском религиозном сочинении говорится: сувастикакатоттег, т.е. свастика (по значимости) как священный огонь [3, с.31]. Следует добавить, что в одном из именьковских погребений археологом Е.П.Казаковым обнаружен размером приблизительно 5х5 см бронзовый талисман-свастика (материалы этого богатого погребения еще не опубликованы). Время проникновения художественно выполненных сосудов в Поволжье и Приуралье зафиксировано и нумизматическими данными. Ранние монеты, сопровождающие сосуды, относятся, в основном, к V-VI вв., и появление как монет, так и сосудов, несоменно, связано с образованием сильного союза именьковцев. Например, совершенно редкими являются монеты III-IV вв. [8, с.34]. Хорезмийские монеты V-VI вв. чеканились в основном из меди и поэтому редко выходили за пределы тех городов, где они выпускались. Тем не менее, сравнительно часто они встречаются в Поволжье и Приуралье. Более распространенными здесь для V-VI вв. являются сасанидские монеты. В каталоге А.К.Маркова, например, наиболее ранние из них относятся к чеканке Варахрана V (420-438 гг.). Обнаруженные в последние годы, во время археологических раскопок, сасанидские монеты также укладываются в эти хронологические рамки, т.е. относятся к V-VI вв. Редкими являются сасанидские монеты VII в. Новые находки позволяют уточнить, когда именно ввоз сасанидских монет становится более интенсивным, и на основе этого сделать определенные выводы о том, когда контакты именьковских племен с Ираном, начавшиеся во время правления Варахрана V, становятся более iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. интенсивными. Например, в Большевисимском могильнике Черномозского района Пермской области среди обнаруженных в погребениях 17 сасанндских драхм наиболее ранними являются 5 монет Пероза (457, 459-484 гг.). Следующие 10 монет относятся целиком к VI в. и чеканены от имени пяти правителей и лишь 2 драхмы относятся к VII в. В Певолинском могильнике Кунгурского района Пермской области из 14 обнаруженных монет одна драхма относится к чеканке Пероза, 6 - к чеканке Хосрова I (531-579 гг.), а 5 драхм - к чеканке Хосрова II (591-628 гг.). Одна монета хорезмийской чеканки относится к VI в., одна -неопределимая. Монеты из Бартымского могильника Березовского района Пермской области показывают ту же хронологическую картину. Из 8 монет 2 монеты относятся к чеканке Пероза, а 4 драхмы -Каваду (488-531 гг.). Одна византийская монета относится к чеканке Юстина II (565-578 гг.), а одна хорезмийская монета Сакассака, чеканена не позднее VI в. [8, с.35]. Таким образом, начало проникновения в Поволжье и Приуральесасанидских драхм относится к 20-м годам V в., а более обильное поступление - к VI в. и завершается в VII в. Византийские, арабские монеты и сосуды из Поволжья и Приуралья относятся к сравнительно поздним временам и связаны уже с другими историческими и политическими событиями, происходившими в регионе. Прослеживаемое в исторической литературе стремление объяснить ввоз драгоценного металла в Поволжье и Приуралье деятельностью согдийских купцов не обосновано. Во-первых, как было отмечено, многие сосуды сошли со столов коронованных особ Турана или Ирана, т.е. это роскошь, и она была доступна не каждому согдийскому торговцу. Во-вторых, в раннем средневековье такие дальние торговые операции были недоступны для отдельных торговых людей из-за отсутствия дорог и регулярных поселений для пополнения запасов продовольствия. Даже позднее в Х в., согласно Марвази, например, путь только из Хорезма к земле булгар занимал три месяца. Это было известно и Ибн-Фадлану, который сообщает, что они «запаслись хлебом, просом, сушеным мясом на три месяца» [4:П, 36]. Подобные концепции, на наш взгляд, является следствием недооценки роли государственных образований Поволжья и Приуралья. Этот богатый природными ресурсами край являлся мощным в экономическом отношении центром не только Казанского ханства или Булгарского государства, но и таких мировых держав раннего и позднего средневековья, как Хазарский каганат или Золотая Орда. Древние интенсивные торговые связи возникали не только потому, что имелся какой-то важный продукт для вывоза или для торговли, но и потому, что появлялись более развитые племена - торговцы или созданные ими сильные племенные союзы или государства. В Поволжье и Приуралье, действительно, имелся пользовавшийся большим спросом товар - пушнина. Однако в Средней полосе от Балтики до Тихого океана везде имелся пушной зверь, а свидетели интенсивного обмена - монеты и металлические слитки раннего средневековья -обнаруживаются только в Поволжье и Приуралье. Судя по многочисленным археологическим данным, таким торговым народом являлись именьковцы. Веса «товара-товаров» - ранних металлических денег именьковцев (бронзовых слитков) - были связаны с драхмой. Слитки отливались весом в 25 весовых драхм. Они получили распространение и в более северных районах и продолжали обращаться там позднее, даже в хазаро-булгарский период [8, с.71]. Судя по надписям на чашах, это был не только торговый народ, но и народ с более высокой письменной цивилизацией, связанной с Тураном. Вероятно, не только ранняя, но и последующая история именьковцев тесно связаны с историей Средней Азии. Не могло бесследно исчезнуть со страниц письменных источников и самоназвание этих достаточно известных и сильных племен. Булгары на Волге появляются в начале VIII в. Это были правящие или «царские» племена, которым подчинялись многие другие тюркские роды. В скифский период «царскими» являлись, согласно Геродоту, эсколоты, в сарматский период -сарматы, а позднее, согласно византийским источникам, «царскими скифами» являлись уже гунны. Следовательно, среди племен, которые подчинялись булгарам, должны были находиться и те племена, которые являлись коренными или более древними жителями Поволжья и Приуралья. Арабские авторы упоминают племена барсил и аскел, подчинявшихся булгарам (4, с.102].Барсилы в роли именьковцев отпадают по той причине, что их история тесно связана с историей хазар на Северном Кавказе. Барсилы и хазары упоминаются также в руническом памятнике VIII в. из Монголии [6, с.91], но особого следа в Среднем Поволжье они не оставили. Однако барсилы и аскелы были родственными племенами. Обращает на себя внимание наличие в названиях обоих племен древнетюркского слова ал - «союз», хотя оформлены они по-разному. Название первого арабские авторы передают часто как берсула, т.е. видимо, барсале -«союз барсов», а второго один из ранних арабских авторов Ибн-Руста приводит двояко: асгел или аскел [11, с.95]. Следовательно, во-втором случае слово ал соединено с названием племени устаревшим, более древним гуннским способом склонения: асыг ал, т.е. «союз асов». Асы или азы известны из более древних источников. Двоякое написание может быть объяснено своеобразным произношением буквы св языке асов. Выражение «степные азы» встречается в памятнике Тоньякука начала VIII в. [7, с.23]. В.В.Бартольд считал возможным сопоставлять азов с азийцами -поколением тюргешей VIII в. [2, с.21]. Следует сказать также, что в самом названии тюргешей, которое в рунических текстах передается как тргс и тргис, можно увидеть «государственных» или «имеющих государство асов», в отличие, скажем, от «степных азов», словосочетание, кстати, в руническом тексте аналогично слову тргис передается как чулгиз [7, с.23]. Именьковская культура занимает обширную территорию между реками Белой, Камой и Волгой. К сожалению, до нас не дошли имена достаточно крупных именьковских поселений раннего средневековья. Лишь можно предположить, что само слово Сибирь, восходящее к названию города Искер, сохранило отдаленные отзвуки времен. Как и названия городов Булгар, Биляр или Сувар, связанные с названиями племен, Искер также могло означать «город асов». На карте братьев Пицигани 1367 г. город «Сибир» в форме небольшой крепости помещен на левом берегу Камы выше городов Булгара и Сакатина (Жукотина), т.е. на основных землях именьковцев. Вероятно, продвижение на север племен с туранской письменной культурой началось еще в IV в. и было связано с распадом Кушана и усилением влияния Ирана. От Кушанского царства Ираном была отторгнута значительная часть его земель: Сакастан, Турестан и т.д. Похоже, основными причинами переселения являлись религиозные притеснения со стороны персов-огнепоклонников после захвата ими туранских земель. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. Освободительную борьбу против сасанидского Ирана начали южные кочевники кидариты и жители севера белые гунны - эфталиты. Эфталиты исповедовали буддизм, заимствованный от кушанов. Сами племена кушу входили также в группу тюргешских племен [5, с.162]. Границы Ирана в первой половине V в. проходили на севере Туркестана. Дальше на севере были расположены земли эфталитов. Согласно Менандру, эфталиты жили в городах, а Прокопий Кессарийский писал: «Хотя эфталиты народ уннского племени, но они не смешаны и не сносятся с известными нам уннами, ибо ни смежной с ними области у них нет, ни вблизи от них не живут: но они соседят с персами на севере, там, где город, называемый Горго (Ургенч - А.М.), у самой персидской окраины; тут между ними и персами часто происходит война за границы, ибо они не кочевники и подобно другим уннским племенам, но издревле населяют плодоносную страну, посему-то они никогда не нападали на римские земли иначе, как вместе с войском мидийским. Изо всех уннов они одни белы телом...» [9, с.20-25]. Эфталиты в данный период являлись «царскими», т.е. правящими племенами, которым подчинялись многие другие племена. Византийские авторы, говоря о белых гуннах, называют их эфталитами, хотя в языке гуннов вообще отсутствует буква ф. Поэтому, надо полагать, в гуннском языке слово эфталит произносилось совершенно по-другому, с межзубным с. Судя по надписям монет, например, Африха, межзубный туранский с в его имени (Athrix) иноязычными авторами передается через ф как Африг. Следовательно, можно сделать вывод о том, что эфталиты ранних византийских авторов (разновидности нафтал, ефталь, епталь, абдел) - это те самые оставшиеся в Поволжье и Приуралье и сохранившие свое именное название аскелы. Буква т, имеющаяся в конце слова эфталит, является показателем множественного числа в древне-тюркском языке, т.е. слово можно перевести как «аскелы». Аналогичное употребление названия племени во множественном числе было характерно и для других племен. Например, Ф.Симокатта, византийский автор VII в., имя племени барсил приводит в форме барселт [10: 160]. Таким образом, эфталиты иранских и византийских авторов вполне могли быть теми самыми аскелами, которые располагали богатой письменной цивилизацией и оставили более высокую археологическую культуру в Поволжье и Приуралье, растворившись впоследствии среди родственных булгарских племен. Литература 1. Андрушкевич О.В. Сотериология буддизма 1. Andrushkevich O.V. махаявы и психологические традиции в культуре Китая // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. - Новосибирск. - 1990. 2. Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья. -Фрунзе. - 1943. 3. Древнетюркский словарь. - Л. - 1969. 4. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. - М. - 1967. - Т. II. 5. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники. - М. - 1964. 6. Кляшторный С.Г. Терхинская надпись // Советская тюркология. - Баку. - 1980. - № 3. 7. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. - М.-Л. - 1951. 8. Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. - Казань. - 1990. 9. Прокопий Кессарийский. История войн римлян с персами, вандалами и готфами / / Записки историко-филологического факультета СПб.университета. - Ч. 1. - 1876. 10. ФеофилактСимокатта. История. - М. - iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. 1957. 11. Хвольсон Д.А. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадъярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда бен Омар ибн-Даста. - СПб. - 1869. Soteriologijabuddizmamahajavy i psihologicheskietradicii v kul'tureKitaja // Buddizm i kul'turno-psihologicheskietradiciinarodovVostoka. -Novosibirsk. - 1990. 2. Bartol'd V.V. Ocherk istorii Semirech'ja. -Frunze. - 1943. 3. Drevnetjurkskij slovar'. - L. - 1969. 4. Zahoder B.N. Kaspijskij svod svedenij o Vostochnoj Evrope. - M. - 1967. - T. II. 5. Kljashtornyj S.G. Drevnetjurkskie runicheskie pamjatniki. - M. - 1964. 6. Kljashtornyj S.G. Terhinskaja nadpis' // Sovetskaja tjurkologija. - Baku. - 1980. - № 3. 7. Malov S.E. Pamjatniki drevnetjurkskoj pis'mennosti. - M.-L. - 1951. 8. Muhamadiev A.G. Drevnie monety Povolzh'ja. - Kazan'. - 1990. 9. Prokopij Kessarijskij. Istorija vojn rimljan s persami, vandalami i gotfami // Zapiski istoriko-filologicheskogo fakul'teta SPb. universiteta. - Ch. 1. -1876. 10. FeofilaktSimokatta. Istorija. - M. - 1957. 11. Hvol'son D.A. Izvestija o hozarah, burtasah, bolgarah, madjarah, slavjanah i russahAbu-AliAhmedabenOmaribn-Dasta. - SPb. - 1869. Азгар Мухамадиев. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |