00:18 Велоспорту Туркменистана скоро 126 лет | |
ВЕЛОСПОРТУ ТУРКМЕНИСТАНА СКОРО 126 ЛЕТ
Sport we turizm
В первый день осени многие туркменистанцы сядут за руль велосипеда - экологически чистого вида транспорта, поддержав тем самым инициативу главы государства. Как известно, на заседании Кабинета Министров, прошедшем 7 июня 2013 года, Президент Туркменистана подписал постановление о вопросах развития велоспорта в стране. Кстати, велосипедные гонки были популярны и во времена становления города Ашхабада как центра торговли, культуры и отдыха. Появившийся в ХIХ веке как одно из новшеств тогдашней техники велосипед вскоре стал самым популярным видом транспорта, так как не был сложным в управлении и не требовал лишних затрат для технического обслуживания. Люди поняли, что велосипед не только средство для передвижения, но и лучший вид для занятий физической культурой и спортом, а также отдыха. По- этому, по всему миру, где появился этот вид транспорта, создавались общества любителей велосипедной езды. Такое общество было создано и в Ашхабаде (Асхабаде) в начале 90-х годов (5 апреля 1894 года) ХIХ века. Общество начало свою деятельность при весьма ограниченной численности членов-учредителей - семи человек, из которых четверо имели свои велосипеды. Первое сообщение о работе такого общества в Ашхабаде опубликовала одна из газет, созданных на территории Закаспийской области в ее административном центре городе Асхабаде. Газета "Закаспийское обозрение", вышедшая 14-го февраля 1895-го года, писала: "8-го февраля в помещении Закаспийского общества велосипедистов собрались многие его члены, вспоминая историю возникновения маленького кружка велосипедистов в Асхабаде, выросшего потом в Закаспийское общество велосипедистов". За один год существования в обществе были зарегистрированы порядка 370 человек членов, был построен трек. За год было обучено езде на велосипеде около 200 мужчин и почти 40 женщин. Велосипедное общество занималось и благотворительностью, оно имело свой клуб, общественную библиотеку. Помимо этого, общество в своем помещении открыло фехтовальный, гимнастический зал, тир для стрельбы, кегельбан и др. В клубе устраивали вечеринки, концерты и спектакли с участием известных артистов того времени, показывали сеансы синематографа, читали лекции на актуальные темы известные писатели, путешественники. Но основной задачей своей деятельности общество считало обучение жителей вождению на велосипеде и проведение различных мероприятий и гонок с участием членов клуба, тем самым делая интересной жизнь горожан. Первая гонка велосипедистов общества состоялась 25-го июня 1895-го года в воскресный день. "Ашхабадский циклодром был по-праздничному убран флагами и освещен многочисленными фонарями. Особенные старания были приложены к возможно яркому освещению новой гоночной дорожки, устроенной по образцу гоночного трека Михайловского манежа в Петербурге, с поднятыми закруглениями (виражами), позволяющими развивать очень значительные скорости. Сама дорожка смазана глинистым цементом, а внутреннее пространство гоночной площадки тщательно выровнено и утрамбовано", - так писала газета о подготовке к этому мероприятию. Конечно, велосипедные гонки и велосипед как самый удобный вид транспорта не могли не заинтересовать и местных жителей - туркмен. Газета "Закаспийское обозрение" в своем номере от 20-го сентября 1896-го года под рубрикой "Местная хроника" опубликовала небольшую заметку под названием "Туркмен-велосипедист". В ней сообщалось, что страсть к велосипедному спорту распространяется и среди местного населения. Вторая гонка велосипедистов Закаспийского велосипедного общества состоялась 29-го сентября 1896-го года с участием местного жителя аула Асхабад Халдурды Чекир оглы. Кроме него среди гонщиков были также Ямбаев - разносчик газеты "Закаспийское обозрение", Рябаев - служащий при велосипедном обществе и Хан-Баба - персидский подданный. Пашагулы КAPAEB, Институт истории АНТ. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |