14:18 Счастливый и яркий мир детства | |
СЧАСТЛИВЫЙ И ЯРКИЙ МИР ДЕТСТВА
Edebi makalalar
■ О стихах Агагельды Алланазарова Случилось так, что книжки Агагельды Алланазарова я увидел в детских руках еще задолго до того, как познакомился с их автором. Я раскрыл одну из этих книжек, названную «Выше, чем гора», и прочитал стихотворение «О стрекозе»: Как аэродром, лист зелёный ей нужен - На нём отдыхает, листочек колышет. Летает она самолёта не хуже, Но только в полёте поёт чуть потише. (Перевод Я.Акимa) Прочитал и подивился органичности соединений двух образных систем - естественной, традиционной, и новой, привнесённой современностью. Стихи заинтересовали меня, хотя наша литература для детей богата многими именами, и имя туркменского детского поэта встало в моей памяти в ряд с многими - русских, украинских, узбекских, таджикских поэтов... И все-таки я почувствовал своеобразие почерка автора небольшой книжки. Уже позднее мне стало ясно, что даже первое соприкосновение с туркменской литературой для детей отчётливо говорит об её безусловных успехах - и у мастеров старшего поколения, и у тех, кто вошёл в литературу сравнительно недавно. К числу сравнительно молодых детских поэтов относится Агагельды Алланазаров, уже известный в республике своими книгами «Дом солнца», «Добрый конь», «Девушка в пилотке» и др., а также вышедшими в русском переводе сборниками «Играй, моя дудочка» и упомянутым «Выше, чем гора». Агагельды Алланазаров - уроженец юга Туркменистана, он из Тахтабазарского этрапа, Марыйского велаята, пограничного района, где, как он сам пишет, «начинается наша Родина». Детство в колхозе, воинская служба в десантных войсках, затем учёба в Московском литературном институте им. А.М. Горького. Вот и вся биография! Вся - да не вся... Не вошли в нее путешествия по пустыне, полковые да армейские учения и сотни, десятки прочитанных книг! Для стихов А.Алланазарова характерна свежесть восприятия, умение как бы воплотиться в ребенка, оставаясь взрослым. Покоряют его стихи о Туркмении, где родная страна сравнивается с солнечным пароходом, которому облака машут сверху белыми платочками, игде заводы раскуривают мундштуки своих трубок! Эта свежесть восприятия характерна и для других его стихов - космогонической легендой отдаёт его сказка «Мяч Эзиза» - о мальчике, который оставлял то там, то тут свои игрушки : «Жил-был один мальчик по имени Эзиз. Играя, он оставлял то тут, то там свои игрушки. Однажды его мячик, по имени Солнце, остался во дворе. Прилетел ветер и унёс его с собой в небо. Солнце обиделось на своего равнодушного друга. И до сих пор оно живёт среди облаков, не зная, как спуститься на землю». Агагельды Алланазаров идёт по линии создания сюжетных стихотворений. Его стихотворения, чаще всего зарисовки, где вся нагрузка зиждется не на том, что происходит с его героями, а на том, как видят они мир. И тогда вместо замысловатого сюжета приходит необычный, поражающий читателя образ. Иногда образность поэта связывает нас с традицией классического фольклора. Это характерно для стихов «Луна пришла погулять»: «Светит чистая луна, склонившись над холмами. Ее лучи, как птицы, слетают на ветки». И дальше: «А луна удивляется, проливая свет над пустыней, и, словно лебеди, несут её на себе облака». Как и положено настоящему детскому поэту, он жизнерадостен, он полон энергии и веселья. Мир, раскрывающийся перед ним, прекрасен. Он населён друзьями, он украшен прекрасными горами, и даже пустыня дарит ему необычные краски. Мир этот - Туркменистан. Мир этот - вся наша огромная страна. И это непреложно понимает даже самый маленький читатель. Озаренность, обилие красок, стремление избежать скучных, смазанных строк, монотонности рассказа - прекрасные черты поэта, которые так легко прочитываются в его стихах. На меня большое впечатление произвела поэма «Если ты на коне», динамичная, очень яркая, где солнце вцепляется в рубашку всадника, чтобы не отстать от него, и обгоняет его, окунувшись в воду, еще до того, как он доскакал до нее. Прекрасен образ золотых вил солнца, воткнувшихся в песок, и зеленой травы, переодевшейся в жёлтое платье. Но эта удивительная образность ни в коей мере не становится самоцелью. «Сверхзадание» поэта - это утверждение красоты и радостной силы родной земли, ее жизни, ее счастья. Можно уверенно говорить о связи поэта с классическим эпосом, но нельзя замыкать его на этом. С той же органичностью звучат и его стихи, которые все цело построены на современности - это и упомянутое стихотворение «Солнечный пароход» и многие другие, в том числе стихотворение «Горы»: «Горы - вылитые ракеты, взор ввысь - в небо. Стоят они к полёту готовые, кого-то дожидаясь». А.Алланазаров - автор стихов-миниатюр, из которых я бы особо отметил удачное и в подлиннике и в превосходном переводе Якова Акима стихотворение «Черепаха»: - Черепаха - черепаха, Удивляешь ты меня: Еле ходишь, черепаха, Не догнать тебе коня! - Нету у меня хлыста Вроде конского хвоста. Хоть бы кисточка была, Всех бы я перегнала! Интересен экскурс в психологию ребёнка в стихотворении «Я считаю», также мастерски переведённом Яковом Акимом: Возвращается вечером стадо. Сосчитать бы коровушек надо. Начинаю по пальцам считать: Раз, два, три... три, четыре и пять, Шесть, семь, восемь... Стою, вспоминаю, Как же дальше считать? Не знаю. А коровы идут. Погодите, Отдохните же, не уходите! Сколько вас? Вы не знаете сами, Раз, два, три... три, четыре и пять... Я сейчас, только сбегаю к маме И спрошу, как мне дальше считать! Детская поэзия - это серьезная школа мужества, юмора и патриотизма. Звучит в стихах А.Алланазарова та непреходящая любовь к родному краю, без которого нет настоящего поэта способного радовать читателей своими яркими и талантливыми произведениями. Дм. МОЛДАВСКИЙ. | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |