13:58 Из истории туркменской дипломатии / продолжение | |
II. Дипломатические миссии и посольства туркмен
Taryhy makalalar
Испокон веков люди общались друг с другом: торговали, заключали союзы, ездили друг к другу в гости и т.д. Трудно даже сказать, когда зародились дипломатические отношения. Видимо, сразу с возникновением древних обществ. Предки туркмен, как и все народы мира, имеют древнюю историю, где дипломатия играла не последнюю роль. Туркменская дипломатия предыдущих эпох до сих пор не была предметом специального исследования, хотя ее отдельные моменты и получили освещение в периодической печати. Дипломатия в древнейших прототуркменских государствах (например, в Туранском, Скифском, Массагетском царствах и т.д.) имела свою специфику. Дело в том, что границы этих государств не были однородными. Лишь на сравнительно небольшом отрезке она считалась государственной, т.е. там, где государства предков туркмен соприкасались с другими крупными государствами - Ираном, Мидией, Боспором, а в Центральной Азии - с Китаем. Но главным образом, сопредельными с прототуркменскими государствами являлись земли племен и народностей, которые еще не имели государственности или знали ее зачаточные формы. Это определяло и характер внешнеполитических отношений с каждым из этих народов, большинство которых находилось в той или иной степени в политической зависимости от предков туркмен. Скорее всего на заре туркменской истории еще не было постоянных дипломатических представительств. Иногда посланники древних туркмен направлялись в соседние земли для проведения тех или иных переговоров. Для того, чтобы точно иметь представление о тех или иных дипломатических терминах, воспользуемся «Дипломатическим словарем», где указано: «Дипломатическое представительство -зарубежный государственный орган внешних сношений, возглавляемый дипломатическим представителем. Дипломатическое представительство, возглавляемое послом, именуется посольством; возглавляемое посланником или постоянным поверенным в делах, называется миссией». Конечно, в самые древние времена вряд ли были четкие разграничения между посольством и миссией, но все же какие-то различия наверняка имелись. Ведь иногда посольства возглавлялись самими правителями, что повышало значимость и ответственность делегации. Не надо забывать, что древняя дипломатия развивалась в основном в условиях военного времени, оказавших определяющее влияние на ее характер. Одним из самых древних обычаев туркмен, неукоснительно соблюдаемых во все эпохи, было предварительное оповещение противника о войне. Приведем несколько примеров из разных эпох туркменской истории. Например, в 530 г. до н.э. легендарная царица туранцев-массагетов Тумар (Томирис) отправила к ахеменидскому шаху Курушу II (Киру), вторгшемуся в земли Западного Туркменистана, гонца с письмом, в котором говорилось: «Царь мидян! Отступись от своего намерения. Ведь ты не можешь знать заранее, пойдет ли тебе на благо или нет сооружение этих мостов (через Узбой - О.Г.). Оставь это, царствуй над своей державой и не завидуй тому, что мы властвуем над нашей. Но ты, конечно, не захочешь последовать этому совету, а предпочтешь действовать как угодно, но не сохранять мир. Если же ты страстно желаешь напасть на массагетов, то прекрати работы по строительству моста через реку. Переходи спокойно в нашу страну, т.к. мы отойдем от реки на расстояние трехдневного пути. А если ты предпочитаешь допустить нас в свою землю, то поступи так же» (Геродот, V в. до н.э.). А вот пример из огузо-туркменского эпоса «Огузнама», записанного в ХIV в. Рашид ад-дином. Огуз хан Туркмен отправил к грузинам специального посланника, предупреждая о предстоящей битве: «Я обязан немедленно выступить против вас. Будьте бодрствующими и осведомленными, чтобы вы потом не говорили, что Огуз напал на вас внезапно, во время вашей беспечности и без предупреждения. Вы сами назначьте место для битвы и сражения и будьте готовы, ибо мы (скоро) будем!» Заслуживают внимания и ультимативные послания туркмен. Например, во II в. до н.э. один из хуннских ханов (хунны, гунны - предки туркмен) отправил посла, который передал китайскому императору слова повелителя: «Я хочу открыть вместе с Хань большие заставы для торговли, взять в жены дочь из дома Хань, хочу, чтобы мне ежегодно посылали 10 тысяч даней рисового вина, 5 тысяч ху (мер) проса, 10 тысяч кусков различных шелковых тканей, а также все остальное, и в этом случае на границе не будет взаимных грабежей». Если в данном случае перед нами программа отношений с Китаем, проистекающая из экономического характера, то следующий пример характерен при захвате древнетюркскими ханами новых земель. В VII в. огузо-туркменский хан Бери-шад, сын верховного хана, прибыл к агванским правителям (Агвания - средневековая страна на Кавказе) с посланием от отца: «Если правители и вельможи страны той выйдут на встречу сыну моему, дадут ему страну и подданство, уступят города, крепости и торговлю войскам моим, то вы тоже позволите им жить и служить мне». Католикос Виро отказался выполнить требование хана. Тогда произошла битва. Виро и некоторые вельможи попали в плен. Бери-шад сказал католикосу: «Что же ты медлил прийти ко мне, тогда бедствие это не было бы нанесено стране твоей войсками моими». После этого Бери-шад отпустил с миром всех пленных, а страна была присоединена к западной Огузо-туркменской империи. Небезынтересны и сведения о выборе послов у туркмен. До нас дошел прекрасный труд «Сыясатнама» («Книга об управлении государством») Кавамуддина Абу Али Хасана ибн Исхака (родился в 1018 г.), прозванного современниками Низам ал-Мульк («Порядок государства»). Он был великим визирем двух туркмено-сельджукских султанов - Алп Арслана Туркмена (1063-1072) и Мялик шаха Туркмена (1072-1092). В главе 21 «Относительно послов и их дела» своего бессмертного произведения Низам ал-Мульк пишет: «Для посольства годится тот человек, который находился бы в услужении государей, был бы смел в беседе, но не многоречив, который совершал бы много путешествий, знал что-либо во всякой науке, был бы человеком памятливым, предусмотрительным, обладал бы достоинством и хорошим внешним видом. Если же к тому он учен и почтенного возраста, тем лучше. Если послать надима (знатного - О.Г.), то в этом деле будет больше доверия. Если послать человека смелого, мужественного, который бы хорошо знал всадническое искусство и был бы боец - это очень целесообразно, так как будет показано, что все люди таковы, как этот. Если посол из потомков пророка -тоже хорошо, по своей части и происхождению он будет пользоваться большим уважением... Посол является показателем поведения и разума государя». Эти данные говорят о том, что в Туркмено-сельджукской империи дипломатия находилась не на последнем месте, и посланцы туркмен проходили тщательный отбор. Еще более интересные сведения оставил для нас Шариф Мухаммед Мансур Саид Абул Фарадж Мубарак шах - потомок по материнской линии султана Махмуда Газневи Туркмена. Будучи влиятельным человеком в Туркмено-газневидской империи, государстве Гуридов и Делийского султаната, Шариф Мубарак шах, соединив весь опыт этих туркменских государств, а также царств прошлых столетий, написал уникальный трактат «Правила ведения войны и мужество» («Адаб ал-харб ва-ш-шуджаат»), не имеющий аналогов среди подобных трактатов средневекового времени. Этот труд был подарен в 1211г. туркменскому правителю Делийского султаната в Индии Шемсуддину Илтутмышу. Если труд Низам ал-Мулька еще известен современному читателю, то о труде Мубарак шаха не знают и многие историки. Тем ценнее для нас материалы нашего соотечественника, которые впервые публикуются в Туркменистане. В частности, в главе шестой «Об отправлении послов, даров и приношений» Мубарак шах пишет: «Если посылают человека от престола к престолу, ему надлежит быть высокого происхождения, из семейства ученого или духовного лица или же из знатных жителей государства. А также чтобы его предки были именитыми или же из великих сейидов с точно доказанным происхождением, которые с детства росли при дворе падишаха. Они должны быть безупречного поведения, отличившимися благими делами, иметь добрый нрав, быть прославившимися в служении правителю и достигшими полного успеха в знаниях и искусстве. Посол должен иметь внушительный вид, красивую внешность, обладать красноречием, находчивостью, высоким ростом и нравиться людям. Нельзя, чтобы посол был глупым, низкорослым, невзрачным, скверного поведения, хромым, многословным, хохотуном, пьяницей, завистником, сквернословом, скрягой, несдержанным в еде, злонравным. Он не должен происходить от дехкан, черни или тех, среди предков которых были лю... (Продолжение)... >> | |
|
Teswirleriň ählisi: 0 | |